Вот моя деревня...

Владимир Островитянин
В 1953 году моего отца Ерофеева Николая Степановича по «Сталинскому набору» отправили руководить отстающим колхозом. Он был подходящей для этого кандидатурой – офицер, фронтовик, коммунист. И мама моя вместе с ним стала там заведовать сельским медпунктом. Жили мы в одной половине дома, а во второй был этот самый медицинский центр.

    Хоть и далекое детство, но я хорошо помню – никакого электричества у нас  не было, корова в сарае ( нас с младшим братом надо было обеспечивать молоком). Сарай покрыт соломой, а стены сделаны из плетня.

Кстати,  мама моя  – москвичка ( отец привез ее после лечения в московском госпитале, где она была медсестрой) доить корову конечно не умела и ей помогала местная жительница, санитарочка при мед. пункте. Так вот, село Болотниково в 25 км от Саранска. В моей памяти остались названия частей села это – Жимодыровка, Скобленка, Лягушовка, Колхоз - это место, где было правление, фермы, конюшни и пр.
Порядок – это главная часть села по которой тогда проходила дорога из Саранска на Краснослободск. На выезде было кладбище и чуть на взгорке ветряная мельница.

    И еще в памяти  летние развлечения с деревенскими сверстниками. С утра мы уходили в поля и выжидали, когда проедет мимо зерноуборочный комбайн. Надо было на ходу заскочить на прицепной копнитель и, если не сгонят, прокатиться на его площадке. Как только он заполнялся соломой, прицепщик на ходу поднимал решетчатую заднюю стенку, устанавливал наклонно дно, и копна вываливалась сзади по ходу. Надо было уловить этот момент, прыгнуть в копнитель и вместе с соломенной кучей вывалиться на стерню, а потом догнать комбайн и взобраться на площадку. Это было очень круто, как сейчас говорят, и не каждый из нас на это отваживался, так как запросто можно было огрести удар решеткой копнителя.

      А самое интересное было  забраться  в бункер. В него нас пускали, если кто-то из товарищей был сыном комбайнера. В зависимости от чистоты посевов в него сыпалось зерно с той или иной разноцветной  примесью сорняков. Ты  сидишь там в пустом, и  поначалу очень неудобно на коническом днище. Но по мере наполнения его тебя засыпает теплым зерном, букашки всякие по тебе ползают. И вот бункер полон, а по ходу его ждет или машина под погрузку или несколько телег-бестарок с дощатыми коробами на длинных ходах.

    Иногда бывало, что отец  брал меня с собой в поездки по бригадам. В памяти жаркий день, белая пыль по дороге и мы на бричке едем в недалекую Апполоновку. Там колхозная бригада.  И в каком-то доме пьем  кислущщий квас. Я его и в рот взять не мог, но откуда-то приносили соду и  умягчали это питье.

   Летом ребятишки деревенские гуртовались на пруду на окраине деревни.  Конечно, и мама водила нас туда. Местная ребятня примитивными удочками ловила там огольцов и пескарей. Наверное, и я проявил к этому интерес, а потому мама сделала мне простейшую удочку. Ивовый прут. Леска из нитки, поплавок из палочки и крючок из тетрадочной скрепки. Червяк насаживался поперек и на ЭТО (!) еще что-то ловилось! А потом у старьевщика, что ездил на телеге по деревне, мама выменяла настоящие крючки. Вот тогда и начался отсчет моей рыболовной практики.

    А в  Болотниково на деревенских улицах почти перед каждым домом была неглубокая яма с земляными бортами. Туда сбрасывали свежий навоз от домашнего скота.  Если нужен был КИЗЯК для топлива, туда добавляли рубленую солому. А если кирпич для дворов и сараев, то еще и глину. Женщины месили эту массу ногами. А рядом были дощатые формы для изготовления тех навозных кирпичей.
 
     И еще помню, как  осенью - зимой я заходил в дома моих приятелей и видел, как там гнали самогон. Хоть я и был  председателев сын, но меня не опасались, наверное по моему малому возрасту. Но технологию я запомнил.  Чугун с брагой на подтопке накрыт сковородой. Соединение с чугуном обмазано тестом. В сковороде дырка. Оттуда выходит трубочная кривулина и переходит в наклонный  жолоб из  досок. Трубка в жолобе  обложена снегом, а на выходе ее прилажена куделька из конопляных ниток по которой стекал готовый продукт.

А как-то ломали старый дом в деревне и обнаружили в нем спрятанные пачки старых царских денег. Это настолько было невероятно и бесполезно для окружающих, что они эти бумажки попросту выбросили и мы ребятишки перебирали и распускали их по ветру  тут же у разбираемого дома.

   И еще вот такой эпизод. К отцу приехали в гости два Виктора. Его младший брат и брат  мамы из Москвы.  Они оба только что демобилизовались из армии и желали помочь  колхозу во время уборочной. Запрягли им в бестарку (телега с коробом из досок) лошадь, указали направление для погрузки. Но вот эти тезки - герои прокатались по полям целый день, а комбайна с зерном так и не нашли. В семье деда  эту байку со смехом потом долго рассказывали.

   В первый класс я пошел в городскую школу. Так решила моя мама.  Она настояла, что бы я начал свое обучение в городе.  Жил я в доме своего деда. И меня устроили в школу номер один, что была на спуске с улицы Советской в Пушкинский парк, с правой стороны.  Мою первую учительницу звали Агриппина Зотовна. Очень солидная внешне и уверенная в себе. Мы перед ней стояли по струнке.

   Запомнилось, как мы с пацанами-одноклассниками, после уроков неспешно тянулись домой по центральной городской улице. А у  гастронома, что был на первом этаже в здании гостиницы, в полуподвале стояла очередь за чеками на муку и сахар. В одни руки давали только по одному чеку на килограмм товара, а шустрые тетки вылавливали нас на улице и ставили с собой в очередь. Ну, давали за это нам какие-то копейки.
 
     Жилище наше было многолюдное и веселое. Дед, бабушка, два младших брата и две сестры отца.  Так, что у меня в няньках и воспитателях недостатка не было. Особенно запомнилась мне топка печей в доме. Привозили на зиму вместо дров так называемую КОСТРУ. Несколько автомобильных кузовов. Это шелуха от семян подсолнечника с городского маслозавода. В чело подтопки вставлялся металлический жолоб. Рядом ящик с этой кострой и ты  совком засыпаешь в жолоб очередную порцию топлива. Печка гудит. Отсветы пламени на потолке. Исключительно интересное занятие. Я его никому не доверял.

    А весной 1956-го начали разметку стройплощадки под строительство городского драмтеатра. Дедов дом снесли и выделили новое место под застройку на самом краю города за кладбищем. А потому во второй класс школы я пошел уже в сельскую школу Болотниково.
  Запомнилось, что первый класс был совмещен с третьим, а мой второй с четвертым. Все  парные  классы находились в одном помещении. Учительница давала задания и проверяла знания поочередно у  каждого возраста. А сидели мы по отдельным рядам.

    И вот в моей детской памяти отпечаталось такое событие. Как-то еще по теплу на перемене раздались громкие крики с бугра напротив школы и все побежали туда. А там стояла деревянная церковь, которая была приспособлена под клуб. Приезжала кинопередвижка, на улице ставился движок с генератором и в церкви-клубе крутили фильмы.
    Так, вот на полянке за церковью в сторону школы был овражек и вдруг склон его сполз. А на месте обвала обнаружились старые захоронения. Остатки истлевших гробов и человеческие кости. Сбежалась вся деревня. А ведь этот погост при церкви был забыт и вот такое…

     Помню лыжный поход со старшими в недалекий маленький хутор Мельцапино. Видели по дороге и зайца и лису. Помню школьную новогоднюю елочку. Наряжали ее самодельными бумажными гирляндами. А потом в январе 1957-го отец был отпущен (освобожден) с должности председателя колхоза и мы вернулись в Саранск.

Примечание. Уже значительно позднее, когда я повзрослел мама мне рассказала, что самым невероятным для нее было то, что население той деревни было массово заражено венерическими заболеваниями. Мужики вернулись с войны и принесли эту заразу из Германии и других Европ себе на родину.

  И еще. Как-то ночью за ней приехал посыльный из деревеньки Масловки. Это был ее куст обслуживания. Там была трудная роженица. Ехали на розвальнях (сани), но дорога от резкого весеннего тепла рухнула и по низине пошел бурный поток талой воды. В полной темноте возчик, а это был муж той роженицы,  посадил маму на плечи и где по пояс в воде, а где и выше перенес ее через тот овраг. Она спасла  женщину и ее ребенка. И потом очень долго из Болотниково к нам приезжали с приветами и вкусными подарками ее пациенты и их дети.



На фото; Я с младшим братом, а за нами тот сарай где жила наша корова.