Беженка. очерк из жизни

Вартан Крикоров
    Девочка с мамой переехали в другой город. Чтобы выжить, на родине они бросили свой дом, все нажитое имущество и стали беженцами. Семья смогла взять с собой только самое необходимое: документы, небольшие денежные сбережения и какой-то скарб. Теперь их комфортная жизнь в своей уютной квартире закончилась, и начались годы лишений и скитаний в поисках нового пристанища. Уезжая из родных мест, они ехали много сотен километров в поезде. Всю дорогу девочка смотрела в окно на проплывающие мимо них сменяющиеся картинки: зеленые леса, поля, холмы и луга; и размышляла: «Почему люди не могут жить спокойно в таком большом и красивом мире, почему нас выгоняют из родных краев, и зачем нужно уезжать куда-то в неизвестность, оттуда, где прошло все детство, где отчий дом?» Мама сказала, что это всё политика, а что означает слово, «политика», девочка не знала.
  Им было абсолютно некуда податься и поэтому мама решила ехать к богатому родственнику в соседнюю страну, в надежде, что тот пожалеет и приютит их в беде, но все получилось с точностью до наоборот – как только они появились у него на пороге, то получили «от ворот поворот». Так мама с дочкой оказались на чужбине и «без крыши над головой».
Погода соответствовала обстоятельствам. Небольшой провинциальный городок встретил их негостеприимно – ливнем. По улицам текли дождевые реки. Капли дождя были такими холодными и колючими, что девочке хотелось плакать. Лишних денег на такси не было, но вымокнув насквозь, мама с дочкой, все равно продолжали брести, еле-еле таща за собой огромные сумки и чемоданы.
Им пришлось срочно искать жилье, и мама арендовала однокомнатную пристройку, на большее просто не хватало средств. Это было саманное перекошенное помещение с отбитой штукатуркой. В нем отсутствовали элементарные удобства, и сильно пахло сыростью, в единственном окне вместо стекла был вставлен лист картона, а в одной из стен зияла дыра размером с кулак, которую мама стала затыкать тряпками. Кран с холодной водой находился на улице. Чтобы искупаться, они ходили по воскресеньям в общественную баню, а в туалет девочка бегала за три квартала в школу, поскольку за пользование душевой и уборной хозяйка просила отдельную плату. Пристройка не отапливалась, и мама купила для обогрева электрический калорифер, но зимой в мороз его тепла не хватало, и семье приходилось спать в теплой одежде, укрываясь всем имеющимся зимним гардеробом. Вскоре мать девочки устроилась на какую-то работу, но работать в полную силу она не могла, поскольку, из-за переезда и всех последних перипетий, заболела тяжелым нервным расстройством. Отца у Насти не было, он умер, когда она была еще совсем маленькой.
Интересно, что многие люди в округе к их беде относились довольно скептически, а слово беженец, почему-то воспринималось негативно, но были и те, что сочувствовали и поддерживали их морально.
Настю, так звали девочку, радовало лишь одно, что в новом классе ее приняли хорошо. Как только она появилась, все мальчики из класса в нее влюбились. Внешне девочка очень напоминала звезду Голливуда – Миллу Йовович в молодости. Одевалась Настя хоть и неброско, в простые и очень дешевые платья, но носила она их с достоинством и выглядела всегда опрятно. Кроме внешней красоты от нее исходила еще какая-то особая энергетика, которая притягивала. Это было чем-то удивительным: стоило девочке записаться на какую-нибудь секцию или факультатив, как сразу вслед за ней туда записывался почти весь класс. Это заметили некоторые учителя и старались приглашать её на различные мероприятия, записывали в кружки, а где Настя – там и все.
После уроков Настя всегда шла домой вместе с одноклассницей, так как им было по пути и многие мальчики из класса провожали их гурьбой, было весело. И, вообще, Настю все любили – и ученики, и учителя. Однако была и завистница: одной, довольно симпатичной однокласснице, Настя очень не нравилась: «Подумаешь кукла, только приехала и сразу все пацаны за ней бегают». Она всегда при встрече пыталась «задеть», вставить какую-нибудь колкость, оскорбить новенькую, но Настя старалась ни с кем не ссориться и переводила все в шутку.
Настя имела редкое сочетание во внешности – черные волосы и голубые глаза. У нее были нежные черты лица и она носила длинные распущенные волосы, иногда собирая их в хвост, но притягательнее всего в ней была улыбка. Девочка была красивой, но в то же время, простой и абсолютно не жадной. Настя без сожаления могла поделиться булочкой или бутербродом с одноклассниками, хотя это часто бывало единственным приемом пищи за день. Никто в классе и не догадывался, что их одноклассница живет в нужде. Она всем приветливо улыбалась и выглядела всегда довольно радостной и счастливой.
На выходных дочка с мамой собирали в лесополосе с деревьев фрукты: яблоки, груши, вишню, орехи, –  и Настя продавала их возле рынка. Но большой выгоды она из этого не извлекала, так как часто из-за своего щедрого характера все раздаривала. Бывали дни, когда с деньгами совсем было «туго» и семья целыми днями питалась одними лишь собранными фруктами.
Время шло, а ничего в их жизни не менялось: мать часто болела и редко работала и, хотя она была довольно ладной женщиной, выйти замуж ей никто не предлагал. Нищета вконец замучила семью.
Однажды маме написала письмо ее школьная подруга, которая теперь жила в столице и предложила переехать и жить бесплатно у нее на даче, так как та пустовала, а еще она обещала помочь маме с работой. Терять им было нечего, поскольку у них не было ни хорошего заработка, ни жилья, поэтому мама с дочкой решили не упускать такого шанса и перебраться в столицу.
Когда Настя уезжала, весь класс пришел провожать ее на вокзал. Некоторые плакали. Было очень трогательное прощание, Настя обещала писать всем письма и тоже плакала.
Так мама с Настей переехали в столицу, мамина подруга не обманула и на новом месте их жизнь стала более сытой и комфортной. Маме со здоровьем стало лучше, и подруга помогла ей устроиться на работу с приличной зарплатой. А Настя пошла в новую школу и ситуация повторилась – класс принял ее хорошо и снова все мальчика в неё влюбились.








рисунок: Константин Разумов