Дахаб. Отпуск пахнет неопреном. 8. Утро

Ольга Туева
День Восьмой. Утро
 НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Всех разбудил спокойный, но настойчивый голос:
- Ужасно не люблю этот момент. Момент, когда приходится Вас будить. Но, пора просыпаться, скоро рассвет, в Израиле пять часов утра. Меня зовут Борис, я Ваш гид. Сейчас мы проезжаем Мертвое море, но останавливаться не будем, так как еще слишком темно. Но не расстраивайтесь, мы туда обязательно заглянем, и не просто заглянем, а даже окунемся в этот самый уникальный водоем планеты. Сейчас у нас будет стоянка, где Вы окончательно проснетесь, попьете кофе, позавтракаете и наберетесь сил перед экскурсией в город Иерусалим.

Борис оказался приятного вида мужчиной еврейского происхождения, обладавшим даром заворожить слушателя своим голосом, умело расставленными акцентами и, конечно, эрудицией.

Спустя полчаса автобус затормозил и уже проснувшиеся пассажиры дружно высыпали на воздух. Самые шустрые заняли столики и выложили приготовленные отелем завтраки, дети шумели и бегали вокруг пальм. Дима занял очередь в бистро, откуда безумно вкусно пахло свежесваренным кофе, а я отправилась искать туалет. Сразу было очень сложно привыкнуть к царившему вокруг порядку и чистоте, особенно после недельного пребывания в Дахабе. Туалет найти оказалось делом весьма непростым. В указанном направлении находился супермаркет, войдя в который я увидела вереницу женщин, стоящих в конце лабиринта товаров. Хитрые евреи расположили санузел так, что попасть туда можно было только пройдя через все ряды магазина. И, надо сказать, их уловка действовала. На обратном пути к выходу,  женщины, увидевшие израильские товары, вновь встали в очередь, но только уже на линии касс.

Я вернулась к Диме, наш кофе еще не был готов, хотя проворный мальчишка старался, как мог – слишком уж много было желающих. Наконец, обжигающий ароматный кофе был сварен. К нему мы еще купили вкусные сладости с кунжутом.

Пора было направляться к автобусу – на завтрак нам отводилось полчаса, а они уже прошли. Где-то на горизонте начинало всходить Солнце и небо окрасилось в розовый цвет. Ночная тьма уступила место предрассветным сумеркам. Начинался новый день!

Как только мы сели в автобус, началась экскурсия. Своим завораживающим голосом, невероятными словесными оборотами, гид рассказывал  историю Иерусалима, цитировал Библию и Евангелие и убеждал, что здесь мы не экскурсанты, а паломники. И вести себя надо должным образом, при этом соблюдая законы чужой страны.

Все окончательно проснулись, а самые активные постоянно задавали вопросы, в основном организационного характера и часто не по теме. Еврейки, которые ехали из Дахаба, оказались на редкость противными тетками, они спорили с Борисом и задавали не очень умные вопросы.

Пейзажи за окном отличались от уже ставшего привычным ландшафта Дахаба – здесь не было гор, пустыни и моря, местность была словно изрезана холмами, поросшими травой и редким кустарником. И все было фантастического розового цвета – из-за всходившего над Израилем Солнца.

Показавшийся впереди белоснежный город оказался Иерусалимом. Разум отказывался верить в реальность происходящего, а гид продолжал знакомить нас с земной жизнью Христа. Тем временем автобус забрался на смотровую площадку, с которой открывался великолепный вид на город и мы вышли на воздух.

 Утренняя свежесть наполнила все вокруг, капельки росы бисером рассыпались на листьях деревьев, на горизонте плыли кучевые облака, окрашенные в розовый цвет, а вдалеке золотом сиял знаменитый  огромный купол мечети на Храмовой горе.

Старый город располагался за стеной и там находились святыни трех мировых религий. Вокруг же стен древнего города разрастался Новый Иерусалим – современный чистый город с развитой инфраструктурой. Но старый город тоже существовал, он не был музеем. В нем жили люди – люди глубоко верующие, люди религиозные. Территория была поделена на четыре квартала – еврейский, армянский, христианский и мусульманский. Хотя армяне и являлись христианами, но много веков назад поселились обособлено, так и жили поныне. Бросалось в глаза обилие церквей, каждая из них была по-своему уникальна и установлена на памятном месте, описанном в Библии.

Начинался новый день, который обещал быть очень интересным и насыщенным. Мы снова сели  в автобус и поехали в Иерусалим. Дорога наша проходила мимо Масличной горы и Гефсиманского сада, где Иисус молился и был предан. Гора называется Масличной, а у евреев Елеонской, так как издревле здесь росли маслины. Гору венчают три вершины, на одной из которых расположен русский монастырь Вознесения и колокольня, рядом с ней по преданию и вознесся Христос. На западном и южном склоне  горы раскинулось древнее еврейское кладбище, похороненным на котором считалось большой честью. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдет на Елеонскую гору и оттуда, по звуку трубы Иезекилля, начнется воскресение мертвых. Тут же на склоне около ручья Кедрон раскинулся Гефсиманский сад, от него осталась лишь малая часть, но до сих пор цветут 8 олив, посаженных еще в I в. н.э.  В месте, где Иуда предал Христа, в 20-е годы прошлого века построена Церковь всех наций, здесь могут молиться христиане всех конфессий.  На западном склоне Масличной горы в 12 веке императрицей Еленой построена Церковь Успения Богородицы, которая неоднократно была разрушена, а затем восстановлена. Церковь находится над гробницей, где похоронена Божья Матерь, а ранее – ее родители – Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Согласно преданию, Фома отсутствовал при погребении Богородицы, а через три дня пришел в Гефсиманию и попросил открыть пещеру, чтобы попрощаться с Марией. Тела не было – Божья Матерь воскресла.

А трасса пролегала по той самой Геенне огненной, здесь в языческие времена приносили в жертву детей божеству Молох. Место считалось проклятым, и во времена Христа было городской свалкой, куда бросали мусор, трупы животных и преступников, которых не удостоили погребения и где для уничтожения гниения постоянно поддерживался огонь. Возможно, поэтому долина сравнивалась с преисподней и впоследствии считалась воротами в Ад. Также при строительстве дороги были найдены могилы, многие из которых не были разграблены и содержали серебро, золото и древние тексты, датированные 7 в. до нашей эры. В Библии говорится, что после Страшного Суда над Иерусалимом, это место будет называться «долиной убиения» из-за недостатка места для погребения мертвых.

Борис без конца цитировал Евангелие и Библию и становилось стыдно, что многое мы слышим впервые. Экскурсия наша начиналась у Мусорных ворот, вероятно получивших свое название из-за того, что раньше сюда выходили хозяйственные постройки и вывозился мусор. У экскурсоводов существовали свои маршруты и они постоянно перезванивались, сообщая, к какой святыне пожаловали много паломников, а где пока что свободно.

Как только мы вышли из автобуса, попали в шум и толкотню. Кого здесь только не было! Родители привезли еврейских мальчиков 13 лет, чтобы те совершили первую молитву у Стены Плача. Вездесущие китайские и японские экскурсанты мяукали на своем языке и бесконечно фотографировались, множество групп паломников, одетых в одинаковые одежды, вероятно из духовных школ, монашки… Всех и не перечислишь! И все эти люди приехали, чтобы посетить одни и те же святыни!

Экскурсия начиналась от Мусорных ворот, далее предстояло пройти через металлодетектор в целях безопасности, за которым и начиналось самое интересное. Перед нами предстала огромная площадь, выложенная плиткой, блестящей от полирования ее каждый день тысячами ног паломников. Тут и там толпились люди – это экскурсоводы собрали своих подопечных и объясняли правила посещения святых мест. Мужчинам надлежало покрыть головы специальными еврейскими шапочками, для женщин правила покрытия головы не существовало, но большая часть все же надела платки, в соответствии с христианской традицией. Еще одно условие – мужчины и женщины молились отдельно, а перед молитвой следовало омыть руки специальным ковшиком с двумя носиками.

Стена Плача, она же Западная Стена – это часть еврейского храма, построенного Иродом Великим на месте более древнего, построенного самим царем Соломоном и разрушенного вавилонянами. Второй Храм был разрушен римлянами, а вот Западная подпорная стена осталась нетронутой. Она была установлена в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была построена для увеличения площади Храма. Стена сложена без раствора из рядов гладко обтесанных камней,  часть ее ныне находится ниже уровня земли, как и остатки разрушенного Храма и посмотреть их можно, спустившись в тоннели.

В западной традиции стена известна в качестве «Стены Плача», поскольку она в течение столетий являлась символом веры и надежды многих поколений евреев.

Именно в этом храме проповедовал Христос и отсюда были изгнаны торговцы, поэтому чудом уцелевшая часть древнего храма ценна и для христиан.

Миллионы паломников и туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того, чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены. Я тоже вложила записочку поглубже в трещины Стены, воспользовавшись стулом, так как на уровне человеческого роста все щели уже были утыканы бумажками.

Через некоторое время вся наша группа была в сборе и экскурсия продолжилась. После светлой просторной площади, примыкающей к Стене плача, те узкие темные улочки, по которым мы шли, казались еще меньше, чем были на самом деле. Нас окружали каменные стены древних домов, каменные арки между ними, выложенная камнем улица и от всего этого веяло не только сохранившейся с ночи прохладой, но и стариной. Непонятные чувства наполняли душу – сколько людей прошло по этим дорогам за всю тысячелетнюю историю этих мест, сколько событий видели эти стены, а теперь и мы, пусть и ненадолго, прикоснулись к истории.

Удивительно, но в этих древних зданиях продолжали жить люди, внутри эти дома были  оснащены всеми новинками цивилизации, а вот внешне нисколько не менялись. Город еще спал, лавки были закрыты на металлические засовы, это и хорошо - никто не приставал к нам с просьбой купить что-либо. Шли мы долго, а куда, знал только Борис. Внезапно, за очередной аркой открылась совершенно иная картина – вместо узких темных каменных улочек взору предстали светлые дома и широкая мостовая, а на взмывшей к небу часовне красовался крест. Мы оказались в христианском квартале. Здесь мне нравилось больше.

В конце квартала дорога поворачивала и сливалась с   Via Dolorosa – дорогой скорби, по которой шел Христос к месту своего распятия - на Голгофу. Некоторые католические паломники ежегодно проходят этот путь, таща на себе огромный деревянный крест, чтобы хоть ненадолго, хоть частично почувствовать всю тяжесть этой ноши. В православной традиции такого обряда нет. Мы пошли кварталами прямо к Иерусалимскому храму Воскресения Христова, более известному как Храм Гроба Господня.

Узкие, извивающиеся улицы, казалось, никогда не закончатся. Найти дорогу самостоятельно было бы невозможным. Наконец, пред нами предстал Храм. Никакой вычурности и излишних деталей – суровое каменное здание, установленное на месте печально известных библейских событий.

Первая церковь Гроба Господня была построена в 335 году матерью императора Константина – Еленой. В довольно преклонном возрасте, после принятия христианства, она совершила паломническое путешествие в Иерусалим. В то время на месте нынешнего Храма находился языческий храм Венеры, в подземелье которого Елена обнаружила вход в пещеру с Гробом Господним. Также ею был найден и крест, на котором распяли Иисуса.

За многовековую историю Иерусалима Храм неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 году после пожара.

Современный Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и Храма Воскресения, а также многочисленных храмов и приделов. Территория  разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Каждой конфессии отведены свои часы для молитв, а вот ключи от Храма хранятся в мусульманской семье, дабы избежать конфликтов между христианами.

Пройдя через большой двор, мощенный каменными плитами, попадаешь к фасаду Храма с двумя большими арками (одна из них замурована), это и есть вход.

Храм встретил нас полумраком и мерцанием множества  свечей. Сразу напротив входа, прямо на мраморном полу, лежит камень миропомазания, сохранивший историю двух тысячелетий. На нем Иосиф Аримафейский и Никодим - тайные ученики Христа из богатых иудеев  помазали смирной и алоэ тело Иисуса. В настоящее время над этим камнем горит восемь неугасимых лампад по числу представленных в храме христианских церквей.

 Экскурсия начиналась с посещения Голгофы, на которую вели крутые мраморные ступени.  Подниматься следовало быстро, чтобы не создавать толпу из сорока экскурсантов. Наверху шла служба католиков - священник в алой накидке и белом колпаке что-то говорил, а десяток китайцев заворожено слушали его, сидя на стульчиках. У алтаря стояли скульптуры святых, особенно поражала Богородица, пронзенная копьями, символизируя страдание матери по потере сына. Наши, православные, иконы находились немного дальше – за колонной. В застекленном окошке можно увидеть трещину в скале, которая образовалась при последнем вдохе Иисуса. Место, куда был врыт крест, помечено серебряным кругом, а предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, казненных с Иисусом на Голгофе, обозначены двумя черными кругами. Мы выстроились в очередь, ожидая возможности преклониться перед святыней. Каждый думал о своем  сокровенном, и вкупе с запахом воска и ладана, в зале воцарилась особая атмосфера. Слева стоял священник, у которого можно было оставить записки об упокое,  купить свечку либо оставить пожертвование. Не будучи религиозным, Дима решил не присоединяться к толпе верующих и стал немного в стороне и ожидал. Когда подошла моя очередь, душу вновь охватило волнение. Следовало, сняв обувь и опустившись на колени, влезть под алтарь, внизу которого находилась та самая вершина Голгофы, упрятанная под стеклом и место, где был установлен Крест. Минута, отведенная каждому паломнику, растянулась в вечность, время перестало существовать и казалось, что ничего и никого вокруг нет. Но я была не одна, сзади  стояла еще толпа желающих, поэтому следовало поторопиться.

Через некоторое время небольшое помещение наполнилось толпами вновь приехавших туристов и Борис сказал, что пора спускаться.

После распятия тело Христа сняли  с креста, уложили на камень, обмазали маслами и обернули новой плащаницей. Плащаница стала одной из главных христианских реликвий и до разграбления крестоносцами Константинополя, хранилась там в храме Святой Софии. Камень – огромный кусок розового гранита лежал ныне в Храме Гроба Господня и все могли его увидеть. На стене за Камнем Помазания красовалась великолепная мозаика, на которой были изображены Снятие с Креста, Помазание и Положение в Гроб.

Подступиться к святыне было не так-то просто – слишком много было экскурсантов, но вдруг все как-то разошлись и он предстал во всей красе – большая, розовая плита с несколькими трещинами – печатью времени, отполированная руками тысяч верующих и до сих пор мироточащая. Борис сказал, что многие не верят, будто камень источает миро, считают, что это священники подливают масло, но это не так. Иногда из трещин показываются капельки ароматного масла, а причина их появления неизвестна. Вот и недавно камень стал мироточить. Дима, скептически относясь ко всему религиозному, тоже проникся удивительной энергетикой святого места и вместе с другими пожелал дотронуться до камня.

Мы стали на колени и приложили ладони к плите. Не могу объяснить ощущения, но руками явно чувствовалось некоторое покалывание, будто искорки проникали сквозь кожу. Плита была прохладной, а на руках остался жирноватый масляный след с едва уловимым сладковатым ароматом.

Борис торопил всех, времени было мало, а экскурсионных мест еще много. Нам предстояло посетить пещеру, в которой был погребен Христос – ту самую кувуклию из которой исходит Благодатный Огонь перед праздником Пасхи. Так как Храм был действующим, то и службы в нем велись регулярно, к тому же представители различных ветвей христианства делали это в положенное им время, соответственно на экскурсии выделялось не так уж много времени – они проводились быстро и в перерывах между богослужениями.

Нам повезло – Борис сумел занять очередь вовремя, экскурсию пропустили к пещере, а следующая группа вынуждена были ожидать конца службы, которую на сей раз вели католики.

Очередь двигалась медленно и в сумрачном свете лампад с трудом можно было что-то увидеть. Со всех сторон толкали и прижимались экскурсанты, а поток людей нес нас в сторону места, где был погребен Иисус.

Очередь длинной лентой огибала Кувуклию и подходила к входу в пещеру. Здесь была настоящая давка – люди услышали, что скоро начнется служба и придется покинуть Храм. Повсюду слышалась русская речь – тетки устроили переполох и ругались, споря о том, кто из них  раньше занял очередь. Никакого уважения к святому месту!

Настала наша с Димой очередь. Преклонив головы перед низкими сводами входа, мы оказались в пещере, а вернее в Приделе Ангела. Сама пещера, где был погребен Спаситель, была полностью разрушена еще в 1009 году по приказу халифа Аль-Хакима, сохранилось только Ложе, камень Ангела и части стен высотой не более 90 см. Сейчас пещеру заменяет небольшое помещение, большую часть которого занимает Гроб Господень.

Кувуклия (с греч. «опочивальня») – это небольшая мраморная часовня, которая заключает в себя придел Ангела и Гроб Господень. Впервые она была возведена в 335 году, затем разрушена мусульманами. Вторично ее отстроили в 1042 году, но в результате пожара в 1808 году она полостью сгорела. В 1810 году часовню восстановили, в этом виде она и предстала нам.

Вход был довольно низким, нужно было входить склонившись. В помещении горели свечи, было душновато и тесно из-за толпившихся людей. Хотя людей было немного, но малые размеры помещения не давали развернуться. Камень Ангела, вернее его малая часть размером с книгу, лежал на постаменте в центре придела. До наших дней сохранился лишь кусок камня, некогда закрывавшего вход в пещеру – большая часть была разобрана на кусочки  паломниками. Времени на посещение отводилось ничтожно мало, поэтому необходимо было следовать далее – сзади уже поджимали другие желающие. Еще один вход – и мы оказываемся в еще более низком и маленьком помещении – это и есть Гроб Господень с каменным погребальным Ложем. Чтобы предотвратить попытки молящихся отколоть от него кусочки, в 1555 году оно было закрыто плитой белого мрамора.

Меньше минуты на осмотр святыни – и пора выходить. Рассмотреть многое, конечно, не удалось, но хоть ненадолго почувствовать себя рядом со святыней – это того стоило!  В дрожащем свете горящих свечей, пятясь, пробираемся вдоль противоположной стены, стараясь не сталкиваться с вновь входящими. Посещение Храма поставлено на поток, тысячи туристов приезжают, чтобы хоть краем глаза увидеть те самые места, где происходили евангельские события. Конечно, это не паломничество, а лишь беглый осмотр достопримечательностей и за короткий экскурсионный день невозможно увидеть все, что хотелось бы, но само чувство, что ты был здесь, греет душу еще долгое время.

Мы вышли из кувуклии и присоединились к нашей группе. Борис уже рассказывал о схождении Благодатного огня. Как же он интересно все объяснял! Я огляделась и с удивлением обнаружила, что мы стоим в том самом зале, который каждый год вижу по телевидению. Все это время мы находились в этом помещении, только стояли в очереди по другую сторону пещеры, где было темно, неуютно и неузнаваемо. Именно сюда сходит Благодатный огонь!

Мы огляделись – храм был огромен и несколько мрачен, чем разительно отличался от светлых и праздничных российских церквей, подавлял и настраивал на серьезный лад. Здесь разрешалось фотографировать, но как-то не хотелось, мы слушали Бориса и заворожено осматривали Храм, поэтому снимков почти не осталось.

А рассказ был более чем интересен! Гид входил в делегацию от Российского правительства и каждый год на Пасху сопровождал наших чиновников, известных людей и просто счастливых паломников к Храму. А присутствовать здесь было делом отнюдь не простым – заранее занимались места и люди стояли сутками, чтобы никто не вытеснил их, отлучались лишь для оправления нужд, но в это время место «сторожил» кто-то другой. Вот такая вахта и все ради того, чтобы стать свидетелем великого Чуда – появления Огня из ниоткуда. Чиновники, дабы не толпиться, взирали на все с балкончиков, но чтобы туда попасть, надо было проделать нелегкий путь по крышам средневековых построек. И они пробирались с удивительной прытью, так не свойственной их статусу и тучным телам, а Борис выступал в качестве провожатого.

Он, будучи евреем и человеком, по его же словам, совершенно нерелигиозным, каждый раз взирал на это христианское чудо и, как тысячи людей, не мог найти объяснения происходящему.

По традиции патриархи греко-православной и армянской церквей в Великую Субботу входят в Кувуклию. С греческого патриарха торжественно снимают одежды, оставляя лишь исподнюю белую рубаху. С молитвой он отправляется в пещеру Гроба Господня, а армянский патриарх остается в приделе Ангела и наблюдает, чтобы греческий патриарх не зажег свечи при помощи спичек. Находиться они там могут сколь угодно долго – от нескольких минут до долгих часов. Весь Храм затих, люди молятся и ждут Чуда… Ждут долго, в помещении душно, все устали, повсюду чувствуется нервное напряжение. Многие, не выдерживая, теряют сознание и их выводят из зала патрульные полицейские. На стенах, держась за строительные леса, словно гирлянды, свисают молодые люди, которые кричат, свистят и неистовствуют… У православных и католических христиан принято смиренно молиться, у сирийцев же религиозный дух выражается совершенно по-иному – крики, песни, пляски, всяческое бурное выражение эмоций. Среди этого смешения молитв и песнопений вдруг в воздухе появляются голубые искорки, которые потом преображаются в небольшие сферические диски и спускаются прямо в пещеру. Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает 33 свечи (по числу лет земной жизни Христа), затем они оба выходят к верующим. Огонь сошел! Снова свершилось Чудо, Господь вновь благословил человечество! Со всех сторон тянутся руки со свечами, огонь мгновенно расходится по Храму, а затем и за его пределы, где тоже стоят толпы людей, не сумевших попасть в Храм. В ночной темноте священный огонь желтыми лентами расходится по узким улочкам, даря свет верующим. Он обладает удивительным свойством – первые минуты не обжигает тело, и люди, беря в ладони пламя от огромных свечей, «умываются» им не получая ожогов. Во все христианские страны летят спецрейсом самолеты, везя огонь, от которого потом зажигают свечи в храме, чтобы каждый верующий в любом уголке планеты мог увидеть Чудо!

Пока Борис говорил, подтянулись остальные члены нашей группы, пора было покидать Храм – начиналась служба. Послышался громкий стук, который приближался, и оставалось непонятным, кто же может нарушать тишину Храма. Мимо нас прошли два торжественно одетых армянина, которые ритмично молотили металлическими посохами по каменному полу, издавая тот самый грохот, который расходился по всему Храму и эхом отдавался со всех ниш и углублений. За ними шли человек десять монахов-францисканцев, одетых  в коричневые рясы с огромными капюшонами. Начиналась служба. Всех экскурсантов попросили выйти из Храма и продолжение рассказа мы слушали уже стоя на залитой солнцем площади перед храмом.

Все годы, на протяжении многих веков, огонь неизменно спускался в одно место и в один день – в Великую субботу и только в храме Гроба Господня. Лишь однажды в 18 столетии огонь спустился не в Кувуклию. В тот год армянский патриарх подкупил правившего тогда Иерусалимом пашу, и тот запретил грекам присутствовать на службе. Греческий патриарх и православные верующие остались за стенами храма и стали молиться. И тут голубая молния расколола одну из трех мраморных колонн, а из щелей хлынул Огонь. В Кувуклию, где молился армянский патриарх он так и не сошел. Присутствовавшие на службе православные сирийцы, стали петь и танцевать, радуясь и прославляя Господа. С тех пор их присутствие стало обязательным при службе в Великую Субботу. Сирийцы все так же шумно кричат о своей вере, а службу неизменно ведет греческий патриарх, в то время как армянский патриарх его ожидает в Приделе Ангела.

До сих пор можно видеть трещину в колонне, которая напоминает об этой истории.

На этом экскурсия в Храме Гроба Господня подходила к  концу, было всего 9 часов утра, а казалось, что время близится к полудню.

Мы шли бесконечными извивающимися узкими улочками, вымощенными светлым камнем. Стены домов были сделаны из того же камня, отовсюду веяло прохладой, а в воздухе витал запах свежеиспеченного хлеба.

Улица окончилась неожиданно – за очередным поворотом раскинулась площадь,  в конце которой был еще один вход на территорию древнего Иерусалима – Яффские ворота, а за пределами широкой стены простирался современный город.

Экскурсионный автобус задерживался и чтобы скрасить время ожидания, Борис предоставил нам полчаса свободного времени, в течение которого все фотографировались и осматривали окрестности. Несмотря на ранний час, солнце припекало, а ведь предстояло еще куда-то идти, чтобы пересесть в автобус!

Вдоль высокой стены древнего Иерусалима проходила дорога, забитая автомобилями – цивилизация граничила с историей. После тишины, полумрака и прохлады в стенах храма, реальный мир с сигналящими автомобилями, запахом бензина и раскаленного асфальта казался чуждым и непривлекательным. А ведь мы побыли в тишине немногим более часа! Город жил своей жизнью – куда-то торопились люди, хотя основными пешеходами были паломники и туристы. Нам встретились несколько групп детей из католических школ, одетых в одинаковые длинные голубые платья  с вышитыми крестами. Интересно, из какой страны они приехали? Современный город отличался чистотой, мусора мы не увидели нигде, а дорога была тщательно вымыта, так что запаха пыли не было вовсе, лишь выхлопные газы автомобилей. Все дома были сделаны из светлого камня, это был местный закон, так что город был песчаного цвета, что придавало ему некоторую невесомость.

Пробки – бич современности, вот и наш автобус где-то томился. Ждать пришлось долго, на остановке не было тени, и эти жаркие минуты тянулись целую вечность. Минут через сорок мы наконец-то расположились в удобных сидениях и включили кондиционер. Дышать и думать стало гораздо легче. Ноги гудели, чувствовалась усталость, но впереди нас ждал Вифлеем и Храм Рождества Христова.

Автобус ехал по оживленным улицам. Город, как город - чистый, светлый, вот только часто встречалась боевая техника, что лишний раз напоминало о противоборстве двух соседних государств – еврейского Израиля и мусульманской Палестины.

Продолжение....