Посвящение Софии Михайловне

Насими Алиев
Седьмого августа сего года отмечает юбилей моя любимая певица - София Ротару. О встрече с ней в немецком городе Ганновере я уже писал на страницах этого портала.


Теперь снова есть, похоже, повод написать. Столько прекрасных песен подарила и дарит она своему зрителю за более, чем сорок пять лет сценической карьеры!
Хочется, по крайней мере, поблагодарить пусть даже коротким очерком.


Вот уже больше двадцати пяти лет, как София Михайловна заняла прочно место в моём сердце. Это был тысяча девятьсот девяностый год. Из жизни трагически ушёл певец Виктор Цой. Его гибель стала одновременно началом новой, посмертной славы, которая начала набирать новые обороты. Казалось, не было в советских городах и весях ни одного забора или стены, на котором не было бы написано: "Цой жив!".


Мои сверстники скорбели по погибшему кумиру, а я, как будто, выпадая из ряда, нашёл первую и большую любовь.

По возрасту София Ротару даже старшей моей мамы. Её первые шаги на сцене наблюдали поколения моих дедушек и бабушек.


Поэтому для моих одноклассников и сверстников мои вкусы казались такими же архаичными, как если бы я был фэном Эдиты Пьехы, Валентины Толкуновой или Людмилы Зыкиной.


Увы! Люди старше тридцати нередко кажутся подростку старичками и старушками.



Тем более, дорога мне была и остаётся любовь к Софии Ротару. Ведь подобное чувство единственно, неповторимо хотя бы потому, что оно не совсем вписывалось в рамки мэйнстрима моего поколения.


Чем же пленила моё сердце красивая молдаванка, выросшая на украинской Буковине? Вопрос, скорее, риторический. Ведь любовь вряд ли возможно обосновать какими бы то ни было причинами. Но можно, пожалуй, попытаться сказать, что делает Софию Михайловну в моих глазах самим совершенством.


Красивая от природы женщины, одарённая вокально, кажется человеком вне времени и вне пространства. Как минимум, целые три песенные культуры - русскую, украинскую и молдавскую объединяет она в своём творчестве. Песни "Чурвона рута", "Рiдний край", "Меланколие", "Романтикэ" напевают до сих пор в бывших союзных республиках даже те, кто не знает украинского и молдавского языка.


И вот надо же было такому случиться! Творческий вечер, приуроченный к юбилею, певица провела не где-нибудь, а в Баку - в городе, в котором я появился на свет. Новинкой репертуара стала даже песня "Азербайджан". Как будто, она угадала, что оттуда родом один её поклонник.


Что касается времени, то Софию Михайловну можно назвать "горцем" нашей эстрады. Сменялись эпохи, умирали престарелые генсеки, избирались новые президенты, канули в политическое небытие некогда могучие властители. А София Ротару была и остаётся, причём молодой и красивой, будучи даже бабушкой взрослых внуков. Одним словом, наш ответ режиссёру Расселу Малкэхи, снявшему про горца фильм.


Насколько София Ротару любима многими, свидетельствуют даже... анекдоты о ней. Подобный жанр народного творчества на Руси продолжает оставаться мерилом куда более точным, чем мудрёные соцопросы с их выверенными процентами. Народ русский на язык остёр, режет правду-матку и, похоже, не щадит никого, кто на язык попадётся. Но София Ротару - исключение. Анекдоты, которые я нашёл о ней, весьма милые и безобидные.


Например, в 1991-м году политики в Беловежской Пуще распускали СССР. Говорят, что на повестке дня стояли два важных вопрос: как делить Черноморский флот и как делать Ротару - народную артистку Украины, заслуженную артистку Молдавии, перешедшую к тому же на русскоязычный репертуар.


Или, два пьяных приятеля смотрят "Голубой огонёк". Поёт София Михайловна. Один говорит:
- Как хорошо выглядит Ротару!
Другой обратил внимание на уголок экрана и сказал:
- Это восемьдесят первый год.
- Что?! Ей уже восемьдесят! Не стареет.



В отличие от Софии Михайловны Алле Борисовне повезло с анекдотами меньше. Но последнюю я тоже считаю великой певицей, и для того, чтобы любить Софию Ротару совсем не обязательно участвовать в поливании грязью её коллег по сцене.


Моя любимая певица пообещала поклонникам, что она будет выходить на сцену, даже если ей будет девяносто. А я её буду слушать и смотреть, да если мне будет лет... дцать. Здоровья и счастья Вам, София Михайловна, на многие лета!