Рецензия - Дмитрий Леонов - Альтернатива

Вадим Яловецкий
"Не надо злить женщину, сидящую на танке!"

Следуя непреложному правилу прочитать всё произведение, внимательнейшим образом изучил шестнадцать глав объёмного (23 а.л.) романа «Альтернатива». Дмитрий Леонов настраивает читателя на современный роман о взаимоотношениях мужчины и женщины: «Что мужчина ждёт от женщины? Какие женские качества привлекают его? Из-за чего он готов терпеть бытовые неурядицы и выходки своей спутницы? И что женщина будет ожидать от него в ответ?». Этим сказано всё и ничего. Подразумевается обязательная любовная линия и не одна, информативная часть и даже интрига. Теперь конкретно, внимательно и местами назидательно.

Две пары, не отягощённые детьми одна - Маринка Ветрова и Сашка, оставленный автором без фамилии, другая - Людмила и Олег Даниловы. Первая пара сожительствует в провинциальном дальневосточном городке без особых перспектив, карьерного и финансового роста. Вторая в браке и  вполне успешная пара живёт в Москве, что даёт определённые преимущества столичной жизни. Молодые люди живут в заданных обстоятельствах, у каждой семьи своя шкала ценностей и определённые планы на будущее. Марина и Люда мечтают о безмятежном семейном счастье, мужская половина - о стабильном высоком заработке и хорошем автомобиле. Устоявшиеся желания российских обывателей, разменявших третий десяток, в остальном работа, сплетни, редкие выпивки, да секс.

Триггером истории становится случайная встреча Марины Ветровой с бывшим начальником, новая работа и значительные перемены в жизни. Параллельно ещё одна завязка у Олега Данилова. Повествование разбито по главам, где автор по очереди рассказывает читателю об изменениях в судьбах молодых людей. Изложение от медленного и подробного в деталях рассказа набирает динамику и разжигает интерес читателя. Я, например, первые главы зевал и подумывал, а не бросить ли литературный разбор и ограничится комментарием. Но интрига постепенно захватила, а события заинтересовали, оттого бросить чтение резонов не осталось.

Очень подробно, временами скрупулёзностью деталей и бытовой лексикой диалогов, автор подогревает интерес читателя. Подкупает правдоподобность и чёткая выверенность причинно-следственных связей. Но главное - медленно раскрывающимися неординарными, временами противоречивыми, но очень реалистичными портретами главных героев. Замечательная Маринка - инициативная, умненькая, юморная, но пугливая, эмоциональная, не блещущая внешностью, не следящая за собой деваха, умело приспосабливающаяся к неожиданным обстоятельствам и успешно находящая общий язык в социуме. Автор в третьем лице упорно именует её в уменьшительно-ласкательной форме и очень любит свою героиню. Сашка - её антипод, лентяй, заведомый подкаблучник и демагог. Москвичи иные: Олег - системный администратор - классический офисный планктон, бесконфликтный, добропорядочный муж до определённой поры, а его жена Людмила, следит за собой, прекрасно одевается и считает, что её Олежек управляем, надо только дождаться следующего шага по карьерной лестнице и утереть нос завистницам.

Надо сказать, что внутренний мир и поступки главных персонажей, Дмитрий Леонов лепит медленно и очень обстоятельно. На мой взгляд, это особенность скрадывает отдельные занудности в тексте, растянутость и скучные подробности, что в конечном итоге, на руку писателю. Как ни странно, очень понравилась структура разговорного языка. Просто, понятно, приземлённо, а главное реалистично - минимум философских тенденций и морализаторства. Сознательно не иду по тексту и не освещаю содержание романа, в отличии от маститых цензоров, тяготеющих к спойлерству. Отмечу главное: почему эту книгу надо читать?

Покоряет прежде всего и это нетрудно заметить внимательному читателю - очень добрый настрой и беззлобность героев. По сути все персонажи несут позитив, нет беспринципных негодяев и лютых врагов, отважных героев и униженных побеждённых. Анализируя сюжет и авторскую манеру письма, хочется передать автору привет и сказать: добросердечность, человеколюбие, мягкость, душевность, теплота, присущие писателю, удачно вложены в его героев. Исследование взаимоотношений Марины, Александра, Олега и Людмилы, их победы и поражения, их неожиданные для самих себя внутренние резервы, самоотверженность и любовь направлены во благо не только самих себя, но и как бы пафосно не звучало - обществу. Лейтмотивом проходит национальная идея, которую Марина пытается оформить для своей политической партии, а полное осмысление происходит после истории с танком.

Что мне не хватило, но не является существенным:

- довольно поверхностное описание внешности героев, что в общем-то нивелируется мелкими штрихами по ходу повествования, но хотелось бы узнать в начале.

- вялые и затянутые фрагменты, что не влияет на восприятие, поскольку драйва хватает в ключевых сценах, но хотелось бы запустить динамичные эпизоды опять-таки в завязку.

- излишне упрощённый литературный язык не обременённый философскими витиеватостями и амурными виньетками.

- отдельные противоречия в поступках персонажей, их алогичность, что совсем не критично и можно объяснить особенностями психики героев, но не отмечено автором, например: не увязываются крайне авантюрные опыты вождения Марины с автомобилем, бульдозером и танком.

По стилистике и орфографии:

- Некоторые описки и корявости типа: «У меня немного неприбрано, – смутилась Маринка». "Виктор пристально глядел на её попу" - повторение пять раз игривого слова «попа» в смежных предложениях - ведь синонимов масса, «Онивыехали за город», «Кофейный автомат выплюнул очередную порцию жидкости. Но после виски было вполне употребляемо», У меня там дед двоюрный (повторяется несколько раз) погиб!», «Дурью мается, аведь наш ровесник практически», «Мужики – они же как дети, с ними няньчиться приходится», «Маринка соскочила с кровати и босыми ступнямипрошлёпала на кухню», «Потомрешительно дёрнула ручку замка», «...умение одеваться и пользоваться косметикой было общепризнано», «девушка с ресепшн» трижды повтор в небольшом отрывке - проще синоним «администратор». Считаю достаточно, дальше в основном «склеенные» слова, что для такой объёмной литературной формы не критично. 

Резюме:

Достойный образец в жанре современной реалистической прозы. Просится больше на экранизацию, чем на книжную полку. С уважением к Дмитрию Леонову за труд и качественный опыт любительского мастерства.