Размышления

Виктор Баравков
             И так, с чего же начать? Зайду пожалуй из далека. С чего все началось? Все начинается с 2009 года. Почему именно с него? Очень просто, в том году, в моей жизни, произошел серьезный поворот.Я перестал летать. Лично для меня это было, как приговор. Какая-то невидимая черта отделила в момент спуска со стремянки, на до и после. Многие поймут, некоторые нет, да и не нужно. Я просто констатирую этот факт.

             Я вернулся в Москву. Она показалась чужой и очень враждебной. Друзья детства растворились в ней, извечная проблема маленького человека в большом городе. Одиночество и ненужность никому. Как жить дальше, чем заниматься, куда приложить остаток сил и времени.

 И действительно, чем жить? Просто проедать небольшую пенсию или....? Я избрал это пресловутое "ИЛИ". Что я умел? Умел летать и судя по всему не плохо, раз остался жив. Но ввиду медицинских ограничений, да и возрастных, летать не светило. Умел хорошо водить машину, все категории в правах и практики полно, но подумав я отверг шоферскую судьбу. Для Москвы опыта было маловато. Заняться бизнесом? Деньжата какие-то имелись. Ну, не мое..... Потом подумал, может работать с детьми? В гарнизонах где служил, я на добровольных началах руководил авиамодельными кружками. Идея показалась хорошей. Дело знакомое, а главное объект приложения усилий находился в минутной досягаемости от дома. И так в сентябре 2009 года я переступил порог Центра детского творчества.

 Вот уже 8 лет я изо дня в день занимаюсь делом обучения и воспитания подрастающего поколения. Громко сказал, да ладно уж....Простите.
Всякое было за эти годы. Была неуверенность, были обиды и не понимание происходящего. Были в прямом смысле слезу по вечерам от бессилия. Одно дело руководить кружком в гарнизоне, где все друг-друга знают, совсем другое дело попасть на зуб столичным детишкам. Тут или ты, или тебя.... Я в прямом смысле кровью расплачивался за педагогическую безграмотность. Но летчики умеют учиться, я впитывал знания, как губка. От завуча, от коллег по цеху... Сам понимал кое-чего, набивая шишки. В конце концов все наладилось, наработался опыт и сейчас я посмеиваюсь над первыми своими потугами. И так, я учитель.... Не люблю слово педагог. Оно какое-то заформалиненное, казенное. Учитель, как-то мягче и больше отражает смысл моих деяний.

             Пролог закончен. Пора поговорить о предмете моего труда. Простите, что я так говорю о детях, но это главная педагогическая тайна. Ее открыла мне на третий день наша завуч.

-----Витя, если ты будешь думать о них, как о хороших, плохих, умных, глупых и прочее, ты, спятишь или бросишь через пол года. Они - дети, какие есть...., осознай это. Они твой материал, сделай его чуточку лучше. Не старайся сделать из них гениев, таких один на миллион, просто дай им немного тепла, чуточку знаний, научи забить гвоздь и передай дальше. Это для всех, а останется у тебя один, который захочет больше, так это твое золото. Твой бриллиант, который ты огранишь до сияющих вершин мастерства. И тут, я понял......

            И так, о детях. Какие они сегодня? Сразу оговорюсь, они, дети, детей перестройки. Этим много сказано. Что изменилось с нашего детства, как они воспринимают мир? Чем живут, о чем мечтают?
Их за 8 лет прошло много, некоторые остались, это мои алмазы, которые я буду шлифовать еще много лет.Другие прошли и исчезли в водовороте Москвы. Эх, столица...
Ну вот, опять отвлекся.
 
Первое, что бросается в глаза, это всевозможные гаджеты.Это поколение родилось с пальцем на кнопке.
Планшеты, смартфоны, и прочие электронные забавы это их мир. Одиннадцати летние настолько поглощены этим электронным и виртуальным миром, что мне, старому, становится неуютно. Это больше от непонимания. Но наблюдаю, тянусь за ними и потихоньку начинаю понимать.
Это другие люди.... Даже название этому явлению придумал. Поколение Z. Это от Зеро, ноль.
          
            Ноль, это плохо.Это пустота. Пустота чувств, пустота желаний. Им ничего не надо, они просто счастливы. Их внимание можно удержать только три, максимум пять минут. На большее они не способны. Они веселы, общительны, имеют массу друзей В телефоне, и совсем не знают тех, кто ходит в кружок с ними. Хорошо, что меня хоть помнят. Их мечты скрываются в завтрашнем дне, ну максимум на каникулах. Их желания просты, смартфон, как у Кати, в Турцию летом и тачку крутую. Банально до смешного. Причем усилия прикладывать, даже для осуществления простых желаний, для них невозможно. Я заметил странную любовь к совершению однообразных и примитивных движений. Очень любят копировать боевые стойки из всяких фильмов.
Но счастливы, черт возьми. Получил трояк в школе, счастлив. Прошел очередной уровень в игре, счастлив. Мороженное ест счастлив.Год закончился, счастлив. Я вижу кругом счастливые лица. И вспомнилось тут нечаянно из "Отроков во вселенной", был такой фильм в Советские годы.

----МЫ СДЕЛАЕМ ВАС СЧАСТЛИВЫМИ. СЧАСТЛИВЫМИ.

Сделали похоже. Поколение счастливых.
Почему так получилось? Причин много, но основная это отсутствие критики. Их не ругают. Ну не принято ныне ругать детей, а уж наказывать вообще упаси бог. Все начинается с самого малого возраста. На моих глазах трехлетний малыш хватает дорогую, красивую машинку и ша-рах о стену. Только брызги полетели. На лице довольная улыбка. Женщина оторвала взгляд то планшета, ну, думаю, попадет баловнику. А мамаша сия радуется, рот до ушей.И давай фотографировать ее бутуза на фоне обломков. Гордится, как он ее шарахнул, в дым, в брызги. Во силища. Эпизод конечно, но в подкорке отложилось, разрушать хорошо, тебя любят, тобой восхищаются. Ему понравилось разрушать....
Невольно перевожу стрелки внутренней машины времени. А как было у меня? Мне тоже дарили игрушки и почти всегда с напутствием, береги ее. Мы конечно тоже ломали, но причина была другая. Мы хотели узнать, как она устроена. И если бы я, вот так, бесчеловечно, о стену, со всего размаха.... Выдрали бы, как Сидорову козу. Мы это понимали и любовью к разрушению не страдали.
Вторым пунктом, я бы назвал полный, полнейший комфорт нынешних детей. Им нечего преодолевать. Их берегут, о них заботятся. Иногда даже слишком много. Есть хочется, нет проблем, все готово, спать хочется, спи родной и так далее. Отсутствие каких либо препятствий порождает ощущение ложного счастья. Опасностей в жизни никаких, в школу водят родители, аж до девятого класса. В школе миллион охранников и учителей, которые, аки псы рыкающие, оберегают. Гулять на улицу не ходят, сидят в своем планшете, СМСки строчат. С другом в телефоне поругался, вылили друг на друга ушаты помоев, удалились, все.... Был человек, кнопку нажал, нет человека. Просто, никакого риска. Попробуй-ка в наше время такое другу сказать. Верное дело по морде получишь и хорошо если только по морде. Ответственность дружбы была. Скажите, что у нас счастья не было? Было, но другого рода. Счастье преодоления. Простая вещь, есть хочется после школы. Папа и мама на работе, бабушка во дворе с подругами и записка , что обед в холодильнике. Надо аккуратно налить в кастрюльку, подогреть, умудрившись не пролить на плиту, не сгорело что бы, да и помыть посуду после.... Преодоление. А сейчас? Возьми себе крысбургер, не отвлекай маму...  А дорога в школу? Ну, сводила нас мама дня два в первый класс, что бы дорогу запомнил и все, сам себе голова... Думай. Это было преодоление, там, собака злая живет, там Петька с соседнего двора, здоровенный, злющий... Да и ранец, как кирпичами набит, а тащить надо.
Сейчас проще, привез папа на машине, забрала мама на машине, даже ранец тащить не надо. Комфорт. Безопасность полная. А где преодоление? И рождается ощущение ложного счастья.

Еще заметил, они нетерпеливы. Все должно случаться, как в игре. Нажал кнопочку, готово. Отголосок машинного мышления, если хотите игрового. Человеческий разум не в силах отследить процессы происходящие в электронных схемах планшета, поэтому кажется, что все происходит мгновенно. К этому привыкают. Приходит такой человечек в кружок. Ему кажется, что вот сейчас нажмет кнопочку и появится у него красивая модель. Ан нет.
 Авиа-моделирование тяжелый труд, порой однообразный и нудный. И на первых порах надо преодолеть... Это потом будет красота линий, совершенство и полет. А на первых порах трудные, нудные операции. Человек с игровым мышлением на это не способен. И расплывается цель, и пропадает желание. О, там танцы есть, пойду попробую.... Человек уходит. Там то-же самое. Сказочный танец это потом, а сейчас тяжелый труд и преодоление.... И человечек идет дальше, рисование, шахматы, футбол.... Так и порхают они по верхушкам, нигде не задерживаясь, ни во что не вникая. И счастливы. И снимают себя, на занятиях, это я на авиа-моделировании, это на танцах, это на каратэ. Выкладывают фотки в своих сетях и наслаждаются лайками. Ты крутой чел....
Жалко их, жалко себя.... Что я сделал не так? Может надо дать все проще, на уровне игры? Как?
Это проблема современной педагогики. Как втиснуть свои знания и умения в три минуты, которые может уделить тебе игровой разум.
Начинаешь упрощать и докатываешься до абсурда.... Я не знаю, как можно научиться строгать рубанком за три минуты, ну, не знаю. Я не знаю, как объяснить простейшую аэродинамику за три минуты....
И ты пытаешься это сделать, а вокруг пустые глаза и улыбки, и селфи до бесконечности...
Вдруг, как вспышка... В глазах мальчишки появляется огонь. Ему интересно. Он старательно лезет через тернии начальных умений и знаний. Боясь потушить эту искру, ты осторожно поддуваешь... Там реечку помог отстрогать, моторчик свой, чемпионский, со шкафа вытащил и подарил, только искра бы не погасла. Таких очень мало. За восемь лет всего трое. И познал я великую истину. Их воспитанием занимались... Их не бросили родители в электронный омут, а воспитывали в них усидчивость, ответственность, желание идти до победы. Их учили преодолевать и наслаждаться успехом преодоления.
Я общался с родителями и выяснил, что этих детей ни на минуту не доверяли компьютеру. Да, они умеют им пользоваться, но видят в нем машину, а не игрушку и воспитателя. Я снимаю шляпу перед такими родителями. Правда боюсь, как бы ребятишки эти не стали изгоями в обществе абсолютного счастья.