Фантаст. повесть Робинзоны Галактики Гл. 14

Михаил Богданович
Робинзоны Галактики Гл.14. Вариации на вольную тему.

Программисты и электронщики заканчивали выполнение задания Командора по очистке памяти компьютеров и преобразованию файлов. Оставалось выполнить всего ничего: проверку файлов на их совместимость с разными компьютерами. Дали задание компьютерам и ждали выполнения. Объемы проверяемой информации были огромными и на выполнение последней проверки требовались часы. Наблюдать за сообщениями на дисплеях было рутинным занятием, и как-то сама по себе вновь возникла дискуссия на свободную тему.

  - У меня из головы не выходит твоя «реверсивная» логика, - обращаясь к Владимиру Жукову сообщил Григорий Злобин. - Я стараюсь проследить за ходом мыслей в своей голове и на самом деле замечаю, что мысли многократно двигаются то «вперед», то «назад». Особенно это чувствуется, когда пытаешься найти какое-то нестандартное решение. Многократно повторяется ход рассуждений, и каждый раз возникают новые нюансы, которые могут изменить весь ход решения. Проще говоря, мозг работает следующим образом. Если сделать вот так - то получиться вот это. А если изменить причины вот так - то получиться уже несколько другое. Многократно повторяясь, этот процесс все больше приближается к оптимальному варианту.

И все-таки я чувствую, что мой мозг работает не так, как компьютер. Я не ощущаю, что идет процесс множества вычислений и логических умозаключений, аналогичный работе процессора. Особенно когда я не думаю напряженно, в моем сознании довольно медленно возникают  определенные понятия или вопросы. Например, такие мысли как, «что я делаю?», «как я себя чувствую?», «мне комфортно или неприятно?», «где я нахожусь?», «что мне нужно сделать в ближайшее время?» и т.п. Никакого «быстрого» мышления я не ощущаю. Это как-то не вяжется с работой компьютера, который все время с большой скоростью «бродит» по различным ветвям программы, только иногда возвращаясь в исходные точки и еще реже попадая в режим ожидания. Если судить по альфа ритму *, мозг все время напряженно работает. Что ты можешь сказать по этому поводу?

  - Ты прав, Григорий, – Владимир Жуков с готовность откликнулся на возможность подискутировать. – Мозг это не просто компьютер. Я считаю, что мозг - это множество или семейство компьютеров со строгой иерархией. Как известно, он не только инструмент для мышления, но и главный регулятор жизнедеятельности организма в целом, а также координатор всех движений тела.

Когда человек рождается, он, наверное,  еще не имеет самосознания, но мозг уже регулирует работу организма. Часть мозга уже «запрограммирована» природой и мы совсем не ощущаем этой работы. Это так называемое подсознание. Такие программы передаются по наследству, как и во всем животном мире. Можно сказать, что это специализированные «компьютеры», которые анализируют состояние какой-то части организма и «сигнализируют» о её потребностях или опасностях. В первые месяцы жизни ребенок выдает только знак тревоги – плач. Как это делать, мозг тоже знает с первых минут жизни. Что бы ни случилось: ему хочется есть, у него что-то болит, ему холодно или жарко, вывод один – плач. Мать сама должна проанализировать причину и устранить её, результатом чего будет прекращение плача. А дальше идет процесс обучения. Именно при этом в мозгу появляются все новые и новые специализированные «компьютеры», которых не было при рождении, но которые выполняют определенные функции.

 Все они получают иерархию четкой подчиненности. Например «компьютер», управляющий движением пальца руки, подчиняется «компьютеру» управления кистью, а тот, в свою очередь, «компьютеру» управления рукой в целом. При этом, чем выше иерархия «компьютера», тем более простые команды ему нужны. Всей руке мозг может отдать простую команду, например, «взять палку», а все подчиненные «компьютеры» приведут в нужное состояние десятки мышц, в результате чего команда будет выполнена.

Человеку не нужно думать, как это сделать. Все уже изучено раньше и выполняется подчиненными «компьютерами» на подсознательном уровне. Можно привести множество примеров, как происходит появление этих новых «компьютеров». Вначале это управление своим телом. Движение руками и ногами, способность держать что-либо в руке, и т.д. и т.п. В начале процесса обучения весь мозг занят этой работой, а потом мозг отключается от этого занятия, а специализированный «компьютер» выполняет всё четко и быстро.
 
- Яркий пример этому - обучение вождению автомобиля, – Владимир Жуков, почесал затылок, как бы вспоминая личный опыт. - Это происходит уже почти во взрослом состоянии и можно передать свои ощущения по этому поводу. Вначале человек упорно пытается запомнить на какую педаль нужно нажать, какую передачу включить, сколь активно нужно вращать баранку руля.

 Первые километры кажутся сущим адом, руки судорожно вцепились в баранку, на лбу выступают крупные капли пота. Увидеть что-либо на дороге,  например, дорожные знаки, нет никакой возможности. Только-только выровнял автомобиль, как нужно сворачивать в сторону, нужно притормозить. А где педаль тормоза? Еще нужно переключить передачу, для чего прежде нужно выжать сцепление. Боже мой, как это все запомнить? Как люди со всем этим справляются? И это повторяется довольно много раз, когда стажер вновь садится за руль. Но проходят часы, десятки часов вождения и все проблемы остались позади.

 Водитель совершенно не думает, какие операции нужно выполнять, чтобы уверенно вести автомобиль. Это происходит автоматически, а в мозгу остается приятное чувство от управления этим мощным «зверем». Для многих людей вождение автомобиля становится несравненным наслаждением и отличным отдыхом. Что же произошло? Просто в мозгу создан отдельный «компьютер», который взял на себя все рутинные операции по управлению автомобилем. Он напряженно работает, но в мозг посылает только сигналы о том, что все в порядке. От этого сознание получает удовольствие, ему не нужно вмешиваться в этот процесс.

Но в случае опасности или если что-то идет не так, «компьютер» тут же выдает сигнал тревоги и требует ресурсов «компьютера» более высокого ранга или всего мозга. При этом он и сам иногда принимает неординарные решения, например, экстренное торможение до того, пока сознание еще не определило степень опасности. Но такая реакция возможно только у опытного водителя, с большим стажем вождения.

- И сколько же таких компьютеров в мозгу человека по твоему мнению? – вступил в разговор программист Винсент Шарпэн. – А как синхронизируется их работа?
 
- Мне кажется, что компьютеров очень много, – Владимир Жуков увлеченно продолжал тему. – Можно привести массу таких примеров. Это и способность человека говорить, и читать,  и писать. Навыки пользоваться различными инструментами – ложкой, вилкой, отверткой, спицами и т.д. Практически любое занятие человека имеет свой «компьютер». Во всех этих случаях происходит обучение, а затем автоматическое выполнение, не задумываясь.

Кроме этого, человек без труда может заниматься несколькими делами, если для этого используются различные органы чувств, например, вести машину, разговаривать с соседом и курить. Но он не может вести машину и читать книгу одновременно, потому что в обоих случаях используется зрение. А главному «компьютеру», каковым является сознание, предоставляется возможность думать о самом глобальном: о состоянии здоровья, о самочувствии, о настроении, о желаниях, об общении с другими людьми и т.п. Он вырабатывает мотивацию поведения организма в целом.

Кстати, по моему мнению, самый главный «компьютер» - самосознание, появляется только тогда, когда человек овладевает речью. Этот компьютер оперирует именно этими словами-понятиями. Человек как будто разговаривает сам с собой, это и есть сознание. Оно без языка существовать не может. И чем совершеннее владение языком, тем более совершенно самосознание. У последнего нет абстрактных понятий, все они выражаются только понятиями языка.

Через речь человек понимает красоту языка, его поэтичность, а через язык может выразить мельчайшие нюансы своего состояния. Частью такого языка является и музыка, она дополняет разговорный язык в части передачи чувств и ритмов. Не зря есть такое понятие, что владение иностранным языком совершенно, когда человек начинает думать на этом языке. Это означает, что главный «компьютер» сменил язык программирования и может думать на нем. А думать, в данном случае, эквивалентно понятию осознавать себя на этом языке.

Я думаю, что в раннем детстве уровень самосознания равен уровню освоения языка. Это происходит синхронно, ребенок полностью осознает себя тогда, когда полностью владеет языком и способен передать свои ощущения окружающим.
 
- Как биологический организм является сообществом отдельных клеток, так и разум представляется сообществом множества «компьютеров», - задумчиво произнёс электронщик Эндрюс Люден. – Биологические возможности организма намного больше, чем одной клетки. Точно так же  возможности разума многоклеточного организма превышают сумму возможностей отдельных клеток. В высокоразвитом организме возможна специализация клеток с многократным увеличением функциональных возможностей. Это и есть выигрыш сообщества.

- Значит, чтобы смоделировать мозг, нужно смоделировать работу сообщества «компьютеров», в котором происходит процесс постоянного создания и обучения одних «компьютеров» другими, – попробовал подвести итог Григорий Злобин. – В настоящее время мы с успехом способны смоделировать  только отдельные специализированные «компьютеры» человека. К такому выводу ты пришел?

- Да, ты прав, я пришел к такому выводу, – согласился Владимир Жуков. – Мы моделируем отдельные функции человека и успешно с этим справляемся. Но чтобы смоделировать всего человека, нужно изобрести компьютер, который будет способен сам создавать новые компьютеры и обучать, т.е. программировать их. Тогда модель будет полной. Только так сознание человека может избавиться от рутинных занятий и от необходимости постоянно думать обо всем. Это и есть понятие высокоорганизованного разума.
 
- Тогда на какой-то стадии своего развития такой мозг начнет не только создавать «компьютеры» внутри себя, но и попытается создать что-нибудь и вне себя, – снова философски заметил Эндрюс Люден.

- Совершенно верно, Эндрюс, – Владимир Жуков, что называется «сел на конька» и его понесло. - Человека в первую очередь не удовлетворяли физические возможности его тела, поэтому он начал создавать всевозможные приспособления, которые позволяли увеличить его физические возможности. Осваивая эти орудия труда, он продолжал создавать внутри себя новые «компьютеры» для их использования. Рубить топором, стрелять из лука, метать копьё – это новые задачи, под которые создавались новые «компьютеры».

Затем появились более сложные механизмы и машины, процесс их появления и совершенствования весьма напоминает эволюцию самого человека. Но он и управлял ими, других возможностей у него не было. Появилось множество людей, для которых управлять определенными машинами стало смыслом всей жизни. Например, профессиональные водители автомашин. И только на высшей  стадии «эволюции» машин и механизмов стали появляться устройства, моделирующие работу внутренних «компьютеров» человека, вначале самых простых, а затем всё сложнее и сложнее. Происходит уже эволюция не просто человека, а человечества с его техническими и технологическими придатками.

Но законы природы одни и те же. Разум, существовавший вначале только внутри человека, постепенно, мелкими порциями «мигрирует» в неживую природу. Когда-нибудь машины и механизмы настолько «насытятся разумом», что не будет необходимости в конкретном управлении ими человеком. Чем больше машина насыщена своими компьютерами, тем проще становиться язык управления ими.  Я бы сказал, что стираются грани между живой и неживой природой. А быть может, эти грани только и существовали в нашем сознании?  Так или иначе, человек преобразует среду обитания, насыщая её как энергией, так и разумом. Но ведь неважно, каким образом материя насыщается разумом. Важно, что это происходит.  Человечество зря предполагает, что только оно обладает высоким интеллектом. Это, по моему мнению, глубокое заблуждение.

Человек просто не может охватить своим воображением миллиарды лет эволюции материи, он пленник отрезка времени, составляющего несколько десятков тысяч лет! Если проследить всю эволюцию материи, то и там можно найти следы «разумных» преобразований. Просто эти изменения происходят столь медленно, что они практически незаметны. Возомнив себя венцом природы, человечество очень кичится своими умственными способностями. Причем каждый человек в отдельности представляет себя чрезвычайно разумным, хотя и выполняет в обществе достаточно скромную интеллектуальную роль.

 Необходимо осознать, что только человечество в целом может считать себя носителем разума, а каждый человек в отдельности является только его крупицей. Причем один человек является очень мелким зёрнышком интеллекта, а другой – почти булыжником. Но и первый и второй индивидуумы. Вне многочисленного человеческого общества они не способны являться носителем всего человеческого разума и возможностей. Не зря существует поговорка «Один в поле не воин». Это очень походит на муравейник. Разум рассеян в человечестве так же, как и в среде в целом. Его крупицы практически незаметны, пока не происходит их концентрация в огромных количествах и не наступает время образования его иерархической структуры.

 - Как я поняла, одного муравья можно считать носителем маленькой крупицы какого-то интеллекта, – заметила программист Фрида Каре. – Но его нельзя считать разумным. А вот муравейник в целом - уже представляет собой разум. Ведь признаки разума налицо. Четкая организация жизни с распределением ролей и функций.  Использование других животных, в частности тлей.  Выращивание грибов,  строительство муравейника,  совместное отражение внешней агрессии.

- Вы правильно уловили основную идею, – с воодушевлением продолжал Владимир Жуков. – Один индивидуум является носителем только крупинки разума, если хотите, «молекулы» или «атома» разума. Разум устроен подобно материи. Можно ли по одному атому судить о строение всей материи? Вот человек! Диапазон интеллектуальных способностей отдельных человеческих особей от гениальности до идиотизма. Основная масса населения имеет интеллектуальный уровень ниже среднего. Но в этой среде рождается определенный процент интеллектуалов, которые и обеспечивают прогресс человечества, причем каждый из них вкладывает один или несколько кирпичиков в общее здание прогресса. Остальное человечество с готовностью использует плоды прогресса, и каждый мнит себя носителем высшего разума.

Если инопланетяне, захватив среднестатистического землянина, будут пытаться выведать от него знания человечества, то потерпят фиаско.  Он не сможет объяснить им, как устроен телевизор, сотовый телефон, компьютер и т.д., хотя и использует эти предметы в повседневной жизни. Если им попадется один из интеллектуалов, то в лучшем случае он сможет поведать только тему и смысл  своей диссертации. В остальных науках он будет почти равен обычному обывателю.

Примерно это делают и наши ученые, пытаясь найти разум у отдельного дельфина, обезьяны или вороны.  Каждый индивидуум обладает только маленькой крупицей знаний и, как правило, невысоким интеллектом. А вот многомиллионное сообщество - уже совсем другое дело. Ему по плечу многие интеллектуальные барьеры. Каждый вид в животном мире обладает общим разумом, что позволяет ему выживать, невзирая на гибель многих особей, и «разумно» эволюционно развиваться. Идет весьма разумное приспособление к природе и использование её в целях всего вида. Каждая особь, в силу ограниченности интеллектуальных возможностей, может и не понимать общей «идеи». Она просто выполняет свои функции – является носителем крупицы интеллекта.

Проявление разума многократно возрастает, если особи вида активно взаимодействуют между собой, обмениваются информацией, пищей, совместно проживают. Но для этого нужна иерархическая организация сообщества животных и даже их узкая специализация в интересах вида. В животном мире это особенно хорошо видно на таких сообществах как муравьи, термиты или пчелы. И вообще не существует, по моему мнению, высшего и низшего разумов. Есть разные уровни проявления одного и того же разума. В муравейнике рассеянна часть общего разума, но проявиться она может только так, как проявляется. Другое дело человеческое общество.

- Коллега, быть может, Вы осмелитесь дать определение разуму, если Вы так далеко зашли в своих умозаключениях, – это программист Винсент Шарпэн с некоторой иронией обратился к Владимиру Жукову.

- Это совсем несложно, – Жуков вовсе не заметил иронию в голосе Винсента. – Я бы дал такое определение.  Это свойство частиц материи организоваться в структуру и действовать сообща для достижения определенной цели или удовлетворения своей потребности. Даже простейшая клетка или вирус обладают частичкой разума, так как материя, из которой они состоят, согласовано взаимодействует, чтобы оставаться клеткой или вирусом.

Простейшая амеба обладает частичкой разума, потому что материя, её образующая, организована в четкую структуру, молекулы специализированы для выполнения различных функций и координировано действуют сообща для удовлетворения своих жизненных потребностей. Если среди амеб есть свои «гении» и «дебелы», потомство первых выживает больше, а других – больше  погибает. Но каждой из них присуще своя крупица разума, значит, идет естественный отбор не только самих амеб, но и «молекул» их разума.

Если же перестают рождаться «гении» и «дебилы», т.е. интеллектуальный уровень особей выравнивается, то такой вид стабилизируется и прекращает эволюционное развитие. Тогда вид «консервируется» на миллионы лет. Тому немало на Земле примеров. Но при существенном изменении условий жизни такой вид является первым кандидатом на вымирание. Такова плата за самоуспокоение. Чем выше уровень организации материи, тем больший уровень разума ей присущ. «Гениальная» амеба содержит меньшую «молекулу» разума, чем «дебильная» лягушка. Особенно заметно влияние разума на материю проявляется в высших животных, или в животных социально организованных.

Вершиной этого совершенства, естественно, являются возможности человеческого общества. Человек, как особь, наиболее развит, т.е. обладает самой большой «молекулой» разума, и его общество достигло совершенства, особенно в части сохранения и передачи информации, и оно является самым многочисленным на Земле. Это и позволяет человечеству проявлять самый высокий уровень разума на Земле. И только!

 - А мне совершенно непонятно, как вид может быть умнее особи, - категорично заявила программист Ольга Стрельцова. – Если особь – это тело, это мозг, то вид является понятием абстрактным. Что такое разум вида?
 
- Это сложная категория, тут Вы правы, – инициативу взял на себя электронщик Эндрюс Люден. – Я когда-то очень интересовался генетикой и много читал о ней. То, что наследственная информация передается через гены хромосом, это ученые открыли давно. Генетический код является памятью вида. А вот как работают гены? - не совсем понятно и теперь.  Совсем не понятно, как же идет целенаправленное изменение генетической информации.

 Считается, что приобретенный опыт особи не передаётся генетическим путём. Предполагается, что гены изменяются спонтанно или под воздействием внешних факторов, а закрепляются в хромосомах только в результате естественного отбора. Тут есть много сомнений. По наследству ведь передаются не только признаки вида, например, форма тела, цвет глаз, объем мозга, но и программы жизнедеятельности. Это врожденные способности вида. Особи нет необходимости им обучаться. Они находятся в подсознании и управляют работой всего организма. Если возможно допустить, что некоторые гены, которые определяют признаки, изменяются спонтанно, то как же быть с врожденными способностями. Они не могут возникнуть в результате мутаций.

Следуя рассуждениям Владимира Жукова, можно сказать, что некоторые, созданные мозгом «компьютеры», запоминаются генетически и передаются по наследству. Например, бабочка или стриж не учатся летать, они появляются на свет и летят. На обучение у них просто нет времени. Вполне возможно предположить, что приобретенные особью признаки не передаются по наследству, а вот созданные мозгом специализированные «компьютеры» - передаются. Они ведь тоже записаны в хромосомах. Но записаны они другим образом, активизацией или пассивацией определенных генов.

Аналогично работает память электронных компьютеров. Например, микросхемы памяти имеют одинаковую структуру, но в них может быть записана и программа управления звездолетом, и, например, книга по технологии выплавки стали. В конечном счете, все зависит о того, в каких ячейках записаны единицы, а в каких нули. Видимо поэтому хромосомы обезьяны почти не отличаются от хромосом человека, хотя разница между этими видами весьма существенна. Значит хромосомы не только память вида, но и его разум. В них записаны и те, созданные мозгом «компьютеры», без которых вид не может существовать. Значит приобретенный особью «разум» может передаваться через  генетический код и влиять на ход эволюции.

- Я бы пояснил это таким примером - продолжал Эндрюс. Человек научился ходить на двух ногах. Для этого мозг создал «компьютер» чтобы ходить, не задумываясь, как это делать. Этот «компьютер» попал в генетическую память. Детёныш человека рождается без навыков ходить, а ползает на четвереньках. Он еще и не может ходить физически. Его ноги все еще похожи на задние конечности обезьяны. Но врожденный «компьютер» заставляет его постепенно подниматься на ноги и делать первые шаги. Обратим внимание на то, что ребенок еще не может говорить и понимать речь, а уже становится на ноги. Он генетически знает, что ему это нужно делать. Заставляя себя ходить, он все больше и больше развивает ноги и совершенствует форму тела. Только так он может завершить процесс своего развития и стать человеком.

Таким образом, приобретённая особью способность может передаваться по наследству и влиять на признаки, например, форму тела - через унаследованный «компьютер» хождения на двух ногах. При этом воздействие на эти признаки может происходить уже после рождения в период взросления. Побуждая организм действовать так или иначе, врожденный «компьютер» доводит нужные органы тела до нужной кондиции. А период взросления у высокоразвитых организмов намного более длительный, чем утробный.
 
   - А я бы дополнила ваши рассуждения следующим предположением, – вклинилась в дискуссию программист Фрида Каре. – Врожденные «компьютеры» как бы «доводят» родившийся организм до совершенства и красоты. Сравните птенца в гнезде и летящую птицу. В процессе подготовки и обучения летать птица доводит своё тело до совершенства и приобретает изящную красоту. А как сказал один русский конструктор самолётов, хорошо летают только красивые самолеты. Это можно отнести и к птицам. Именно благодаря врожденным «компьютерам» эволюция приобретает разумное и эстетичное направление.  Воистину красота правит миром!

- Теперь понятно, почему мужчины считают основным своим «капиталом» интеллект, а женщины – красоту! -  воскликнул Рауль Филипс.

Раздался дружный хохот, который и завершил дискуссию.