Байки авиакосмической промышленности

Александр Ефимов 6
Байки авиакосмической промышленности.

см. также http://www.proza.ru/2020/01/24/1334 и https://stihi.ru/2019/12/28/2373
и

В МВТУ им Баумана в мои студенческие годы было несколько практик на производстве. Свою эксплуатационную практику на Байконуре я уже описал. Описание первой технологической в г. Волгограде еще впереди, а эту байку я слышал во время прохождения второй технологической практике.
Проходила на  заводе ХимМаш в г. Химки. Что делает завод Вам знать не обязательно, а история сама поучительная. В качестве спецчасти к курсовому проекту я выбрал различные типы сварки. На заводе, в отдельном корпусе было представлено множество сварочных аппаратов. Для сварки электронным лучом, трением, аргоно-дуговая, автоматическая под флюсом и сварка в инертной среде.
В цеху стояла здоровенная бочка, в бочку загружали деталь, откачивали воздух и заполняли аргоном. Сварщик в специальном костюме, буквально скафандре, входил внутрь и проводил сварочные работы.
Иногда вместо аргона бочку заполняли ксеноном. Может быть придумал, сейчас уже плохо помнится, был ли отдельный сварочный аппарат для сварки в среде ксенона, или общая камера для различных инертных сред.
Важно то, что не все металлы одинаково реагируют на различную инертную среду. Вот титан например, нельзя сваривать в среде азота. Наверное еще что-нибудь вспомнится.
Ксенон хранился в баллонах на чердаке цеха. На чердак вела лестница с металлической площадкой на высоте 2/3 от пола. В какой-то момент один из вентилей на баллонах стал подтекать, обнаружили это по падению давления в системе. Мастер полез проверять. Добрался до площадки и полез по лестнице на чердак.
А надо сказать, что ксенон тяжелый газ и скапливается внизу, вот он и скопился на полу чердака. Мастер открыл чердачный люк и…
Надо добавить, что ксенон не ядовитый газ, но если его много вдохнуть, то вырубишся, а если будешь дышать долго – помрешь.
Мастер вдохнул, вырубился и полетел вниз на металлическую площадку. К счастью было не высоко. Чердачный люк захлопнулся, так что ксенон остался на чердаке.
Мастер полежал, очнулся. Очень удивился и… полез снова на чердак. Открыл люк и снова вырубился.
Рабочие цеха сообразили, что что-то не так после раздавшегося повторно грохота в районе лестницы ведущей на чердак, но успели предотвратить только четвертую попытку мастера покорить чердачный люк. Третий раз он падал на их глазах.
Но обошлось, а на чердак поднялись в изолирующем противогазе и кран отремонтировали.
Будут еще истории, одна точно, а может быть и больше.


Вот еще одна история
Назовем ее – «Заправлены ракеты…»
Далее следовала строчка –«Конечно не водою…»
https://www.youtube.com/watch?v=nSg1LyHdMiI&t=58s
Заправка топливом и окислителем самая нудная и опасная операция. Правда в начале ракетного века была еще и самая любимая. Из-за пары кислород-спирт.
Но сейчас о воде.
Принцип реактивного движения может быть реализован в любой среде. Поэтому в космосе ракеты и летают. Один недостаток – надо возить с собой горючее и окислитель.
В воздухе как хорошо, окислитель, кислород воздуха кругом. Бери-не хочу… Вот самолеты и летают используя дармовой окислитель.
Принцип реактивного движения используется и под водой, но вода не воздух, керосин в воде не горит. Да и плотность в тысячу раз больше плотности воздуха. Очень неудобная среда.
Химики подсказали – в парах воды горят, протекает химическая реакция с выделением тепла, некоторые металлы, например алюминий.
Надо куплет песни переписывать!
Испытания подобного двигателя проходили на стендах МВТУ. Испытания сложные и многоступенчатые. Если подать воду в камеру сгорания любой дурак сможет, то алюминиевый порошок попробуй подай. К тому же нужно измерять расход компонентов.
Так что до огневых испытаний проходили многочисленные холодные проливки-продувки.
А огневые испытания были очень красивые!
Из сопла вырывалось оранжевое пламя, почему оранжевое, не знаю, просто видел. Хотя оранжевый цвет в пламени дает натрий, а не алюминий.
Но это еще не все! В воздухе вспыхивали недогоревшие частички алюминиевого порошка. Можете хорошо представить, так горит бенгальский огонь. И эти вспышки продолжались еще несколько минут спустя после завершения испытания на отбойной стенке и внешней стене стенда.
Иногда проходил огневой воздушный запуск. Т.е. подавался и поджигался алюминиевый порошок без подачи воды. Было очень красиво – как салютный выстрел, только на земле. И опять – вспышки на стенах еще несколько минут после.
Работа шла долго. К проливкам-продувкам привыкли. Работы было много и на соседних стендах.
Во врем огневого испытания со стендов уходили все, а во время холодного могли и не уходить.
Проходила очередная продувка с замером расхода алюминиевого порошка. Проходила успешно. Начальство осталось довольным, а работники стенда тем более – отпустили на обед минут за пятнадцать до его начала.
Когда дошли до столовой, стенд разнесло. Не совсем разнесло, на наших стендах были предусмотрены крыша и пара стен раскрывающиеся во время взрыва, для сохранности основной конструкции.
Вот их и вынесло.
Если бы кто был на стенде – убило, а на соседнем контузило ударной волной.
Скандал был еще тот.
Установили причину – электростатическое электричество. Накопилось за счет трения порошка о воздух и трубы, а заземление было не самое надежное.
После этого эпизода все операции с порошком выполнялись только при строжайшем соблюдении мер безопасности.
Но куплет песни можно переписать – «Заправлены водою все баки у ракеты
И порошок подали и зажиганье есть
Давно нас ожидают
Далекие планеты
Оттуда, из далека
Мы принесем вам весть…»
Взрыв был не единственный. В отбойной стенке зияла идеально круглая дыра – улетело сопло с передней крышкой, а рядом, на металлической части отбойной стенки наблюдался еще один блин, тоже передней крышки. Он приварился к конструкции. Такое живое напоминание о еще об одном типе сварки – сварки взрывом. А в блине торчали две шпильки диаметром не менее 20 мм, тоже вдавленные взрывом примерно на 1/3 своей длины.


Еще одна история, точнее история в истории.
Вспомним анекдот – «Сидят две обезьяны и пилят атомную бомбу…»
Кафедра называлась – «Двигатели летательных аппаратов», но правильнее нужно было назвать ее «Реактивные двигатели». На стендах студенты проводили лабораторные работы. Например испытывали модельный ЖРД или РДТТ, т.е. реактивные двигатели на жидком или твердом топливе.
В качестве твердого топлива использовались пороховые навески массой 5-10 гр., которые вырезали из листового пороха. Порох хранился в недоступном для студентов месте в герметичном ящике.
Лабораторки были не самые интересные, с ЖРД интересней – шум, факел, а здесь…
Навеска сгорала за несколько секунд. Параметры записывались на регистрирующий прибор. Перед испытанием подавалась команда – протяжка… Да да! Такая же как на Байконуре!
По этой команде включается записывающая аппаратура.
У нас был щлейфовый осциллограф. Это такой прибор, который записывает электрический сигнал лучом света на фотобумагу. Потом бумагу, ленту, проявляют и сушат. А студентам давали уже сухие рулоны для расшифровки и они вырисовывали изменение по времени тяги, давления в камере сгорания, ну, может быть еще температуры.
На стенде пропала земля. Стали проверять сопротивление земляного контура мегометром – нет земли. Земля это такая стальная полоса, которую приваривали к металлическим конструкциям стенда и на которую заземляли все приборы. Полоса обходила все стены, выходила наружу и закреплялась на медный штырь длиной полтора-два метра, вбитый в землю. Ну или еще как-то, сам никогда не делал, врать не буду, только картинки видел.  Важность наличия хорошего заземления см. по предыдущему рассказу.
Стали смотреть шину, т.е. полосу. И нашли место разрыва, как раз над ящиком с листами пороха.
Полоса порвалась по сварочному шву, что вполне может быть – стенд жил активной жизнью, да и корпус института тоже.
Пригласили сварщика. Сварщик был не дурак – спросил «Что в ящике?» Ему ответили – «материалы для студенческих лабораторок….», что было правдой.
Перед тем как пригласить сварщика начальника стенда спросили – «Можно?» Тот ответил – «А что будет ящик герметичный, да и варить там – только электродом чиркнуть…»
Но сварщик был мужик ушлый и стал сваривать полосу внимательно посматривая на подозрительный ящик…
А вот и история в истории!
Начиная с четвертого курса мне захотелось поделится своими знаниями. Сначала это было Студенческое Конструкторское Бюро, а потом появился ракетомодельный кружок, по образцу и подобию кружка Чугунова (забыл имя отчество вроде Б.Н.) в Подлипках (Королеве, точнее в Ивантеевке). К созданию кружка причастен еще Григорьев В.М, но это отдельная история. Еще активное участие принимали Миша Мельников и Ильбульдин Дим. Они были знамениты тем, что приехали поступать в МВТУ со своей летающей ракетой с ЖРД и поступили. Были они примерно на 4-ре года младше меня.
Первое время мы занимались только реактивными приборами. Делали реактивные санки, кораблики, повозки, вертушки и ракеты. Двигатели можно было ставить стандартные – МРД, но Чугунов соблазнил, он делал свои. И мы стали пробовать делать тоже свои двигатели.
Топливо в двигатель заливали расплавив аккуратно в водяной бане, ну или как-то еще расплавив… Вот мой коллега плавил на утюге. Состав не скажу, не дождетесь, а то повторять попробуете.
Смесь сначала готовили,  небольшими порциями плавили и заливали в двигатель стараясь сформировать канал. Желательно двигатель сделать за один заход. РДТТ боится трещин и пустот. Вставляли крышку с соплом – ВСЕ! Готов к использованию.
Смесь находилась не ближе чем в двух трех метрах от места где ее плавили. В металлической коробке.
И однажды она взяла и загорелась. Правда все обошлось. Потушить мы ее не могли, но открыли окна, стол был металлический и она просто выгорела.
Это был второй звонок, после чего мы переключились с подачи Григорьева В.М на изучение творчества Циолковского К.Э. и воздушные змеи, шары монгольфьеры и многое чего еще.
А первый звонок был еще смешнее!
Не каждый двигатель начинал работать с первого раза. Наверное был не надежный запал. А ребенку нужно, чтоб получилось сразу. И ребенок – мальчишка примерно седьмого класса, фамилию знал, забыл, может быть по записным книжкам пошарю – вспомню…
Ребенок сделал двигатель и решил проверить – заработает?
Нагрел  гвоздь и сунул в сопло. Двигатель заработал!
Я вовремя увидел, выхватил и бросил в форточку. Слава Богу была открыта, а то летала бы эта дура по нашему помещению, а мы бы увертывались.
И такое было, но не у нас, а у того же Миши Мельникова, когда его сокурсник на Новый Год выстрелил в комнате общежития из ракетницы. Целил правда в открытое окно, но промазал!
Вот сварщик, умный мужик, провел электродом по шву. Загорелась дуга, посыпались искры, а из ящика повалил белый дым. А за дымом оранжевое пламя, но сварщик был уже далеко.
И работники стенда тоже, а вот их двое товарищей остались в соседней комнате и выйти не могли так как дышать было в коридоре нечем. Спасла смекалка – дышали через щель  под запертой дверью в соседнее помещение.
Гореть на стенде было нечему. Тушить порох было бесполезно. Пожарные людей вывели и ждали когда все и так закончится.
Начальнику стенда объявили выговор. Он оправдывался – «Так он же герметичный. И как загорелось»
Вот и я думаю как?!
Мистика!


Надо еще повспоминать, передать опыт познания свойств нашего мира.
Гидроудар
Заявленное название не совсем соответствует данному рассказу, но некоторые истории настолько трагичны и жутки, что рассказать их невозможно, а надо.
Поэтому назовем историю «Гидроудар» и разбавим действительно трагическую историю забавными и историями со счастливым концом.
Итак – Гидроудар!
Это такое явление которое возникает, если на пути жидкости текущей по трубе возникает внезапное препятствие.
Может быть и не труба, главное, что бы пространство было замкнуто.
При внезапной подачи жидкости в уже заполненные трубопроводы то же возникает гидроудар.
Начнем с забавной истории.
Многие процессы, происходящие в ракетных и авиационных двигателях, исследуются на моделях. Самыми удобными модельными рабочими телами являются воздух и вода. Мы еще использовали пар. Зачем? Вам знать не обязательно, просто будете знать, что у нас был парогенератор. Расходы пара и воды были маленьким, измерялись граммами в секунду. Температуры были не высокими, в камере сгорания (компоненты – кислород спирт), внутри которой находился парогенератор, не более 1800 градусов Цельсия. Намучились мы с ним. Сделан он был из нержавеющих трубок. А прогорал, зараза, на каждом третьем запуске. Новый работал  отлично, второй запуск то же. А на третьем образовывался свищ в области начала кипения жидкости (воды). Материаловеды сказали – у вас межкристаллитная коррозия. Мы спросили -а что делать? Они ответили – не знаем.
Выручил механик обслуживающий стенд. Он сказал – сделайте из простой стали. Например из стали 3.
Мы сделали, прогары прекратились. Ну не совсем прекратились, но число запусков точно увеличилось.
Потом это повторилось на другом стенде, когда испытывали другой двигатель. Делали детали даже не из нержавки, а из молибдены, а они служили одно испытание. И после испытания попробуй деталь замени. Покорёженный оплавленный молибден с большим трудом срезали, высверливали и заменяли. Сделали из простой стали и количество проблем резко сократилось. Деталь оплавлялась, но меньше и заменялась легче. Причина была простая – теплопроводность простой стали выше (в несколько раз), чем у нержавеющей стали и молибдена.
Но это отступление.
Расход пара, точнее подаваемой в парогенератор воды, мерился мембраной с малю-ю-ю-юсеньким отверстием с острыми краями – измерительной шайбой.
Расход мерился классическим способом по перепаду давления на входе и в области сужения.
Для точности измерения, определения коэффициента расхода, жидкость за определенное время заполняла мерную емкость, а потом взвешивалась. Эти испытания проводились., для точности измерения расхода регулярно.
И вот проводим калибровку измерительной шайбы. Один стоит на пульте, один, с секундомером следит, как вода заполняет мерную емкость.
Все очень серьезно, команды: готовность, пуск, стоп. Взвешиваем. Делим массу на время, смотрим показания манометром, проявляем и расшифровываем данные шлейфовых осциллографов.
На осциллограф  записывались данные с дифференциальных датчиков давления МДДФуК. Датчик стальной. Из хорошей стали. Меряет перепад, но давления в трубопроводе может быть и 60 и 80 атмосфер. Было и 200, но на другом стенде.
Идет замер, и вдруг все показания замирают и раздается ЧМОК! В мерную емкость НИЧЕГО НЕ ТЕЧЕТ.
Мы почесали репу и стали смотреть магистраль. Открыли пульт, сняли переднюю панель и увидели разорванный пополам наш МДДФуК. У меня дома, наверное, он до сих пор лежит, если не пропал во время переездов.
Лопнул. Это ж какая силища нужна – стальной корпус порвать?!
Оказалось, в отверстие в шайбе попала окалина отколовшееся со сварного шва трубопровода. Прошел гидроудар и датчик разорвало.
Был еще один ЧМОК, и еще один гидроудар, оторвалась и намертво закрыла проход жидкости игла в задвижке. Но во втором случае трубопроводы были толстостенные и их не разорвало, но возникла другая проблема – давление в трубопроводе не снижалось и было порядка 60 атмосфер. Как-то из положения вышли, открутили пару гаек и разгерметизировали один стык. Кто работал с большими давлениями представляет, что это такое. На стенде с 200 ата. даже представить такое жутковато. Струя воды под давлением 200 прошивает бетонную стену! Попробуй разгерметизируй стык, хоть и слегка.
Есть еще одна смешная история с главным героем – гидроудар, но ее отложим на потом, заныкаем.
Сейчас трагическая.
Ракеты с жидкостными двигателями работают на низкокипящих или высококипящих компонентах. Низкокипящие, или криогенные это жидкий кислород и жидкий водород, не приведи Господи. Высококипящие – керосин и др., не будем забивать мозги всякой ненужной терминологией, тем более, что – меньше знаешь, крепче спишь.
Водород, вообще один из самых неприятных компонентов. Проникает через метал, накапливается, подсасывает к себе кислород воздуха…. Но как-то с ним справляются.
С кислородом тем более.
Одна беда – испаряются. И остановить этот процесс пока невозможно. Поэтому ракета Восток, да и современный Союз – парят. А вот Протон не парит, потому что работает на высококипящих компонентах.
С Союза, перед запуском стекает туман, это не только потому, что баки холодные, но и потому, что кислород приходится стравливать, иначе баки разорвет. Перед запуском проходят команды- ключ на старт (действительно вставляется и поворачивается ключ) далее ключ на дренаж, протяжка и т.д.
Протяжка – включается записывающая аппаратура, а вод «Ключ на дренаж» - закрывается клапан, выпускающий испарившийся кислород и кислородные баки начинают наддуваться, внутри баков растет давление.  С дренажным клапаном и гидроударом связана та смешная история, которую я пока и зажал (заныкал).
Сам по себе дренаж кислорода очень неприятная процедура и с ним связано несколько трагических историй. Но их рассказывать не хочется.
Высококипящие компоненты не испаряются и в этом их главное преимущество. Особенно для ракет на боевом дежурстве.
Первым главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) был маршал Неделин. Вот при нем на вооружение поступила первая межконтинентальная баллистическая ракета на высококипящих компонентах. Называлась она, если я правильно помню – Р-4. Р-1 – это слепок с немецкой ФАУ-2, Р-7 это Восток. Наверное не ошибся.
Привезли ракету на старт и стали готовить.
Стартовая команда – это очень грамотные офицеры. Работа по подготовке, даже до заправки та еще. Пристыковаться все разъёмы, последовательно проверить цепи. Клапана, которые не одноразового действия.
А есть и такие, которые не проверишь и которые отстреливают на заводе изготовителе до тех пор пока не добьются 100% срабатывания. Как правило, это прорывные мембраны с ножом, который выстреливается пиропатроном.
Проверили. Убрали технологические кабели и закрыли лючки. Заправили ракету.
Еще одна особенность высококипящих компонентов – они самовоспламеняются при смешивании. Это и хорошо и плохо.
Хорошо. Потому что не нужно иметь средство для воспламенения в камере сгорания. Плохо по понятным причинам.
А вдруг случайно смешаются!
Запуск маршал Неделин наблюдал и з бункера. Через перископ. Как на второй площадке, да и на всех других на Байконуре.
Прошла команда «Пуск», а ракета со старта не ушла…
В известной песне поется – «Ах только б улетела
                Не дай нам Бог сливать….»
Не улетела, произошел сбой в одной из магистралей подачи одного из компонентов. Какого, я сейчас не вспомню, а причина была в ГИДРОУДАРЕ, который прошел по трубопроводу после последовательного срабатывания клапанов. В том числе и одноразовых прорывных мембран. А вот последний клапан из-за гидроудара заклинило и он по команде «пуск» не открылся.
Один компонент поступил в камеру сгорания  (не основную, а турбонасосного агрегата. ТНА), а второй нет.
Государственная Комиссия (ГК) решила пуск не переносить, топливо не сливать, а найти и устранить проблему на месте.
В артиллерии  есть понятие – задержки при стрельбе. Это не только отказ, но и буквально – нажал на спуск, а выстрел только через несколько секунд. Поэтому принято в случае осечки считать до 8-ми. А только после этого разряжать, например орудие.
На стартовой позиции тоже подождали сколько положено и  стартовая команда вернулась на ферму обслуживания и снова приступила к проверкам. Снова открыли лючки, пристыковали технологические кабели к разъёмам и стали проверять.
А так как ракета была большая, это вам не Р-1 (ФАУ-2). То времени ушло много и, чтобы  успокоить стартовиков маршал Неделин приказал расположить штаб ГК на стартовом столе.
А зараза клапан, тот который заклинило гидроударом. вдруг самопроизвольно открылся и компонент попал в камеру сгорания…
Дальше пошла цепная реакция. Компоненты смешались, самовоспламенились и началось саморазрушение ракеты. Погибла практически вся стартовая команда и ГК.
К несчастью велась непрерывная сьемка всего, что происходит на старте. Кадры получились просто жуткие. От маршала Неделина не осталось НИЧЕГО, кроме звезды героя вплавленной в покрытие стартового стола.
Один из самых черных дней в истории РВСН.


 Были и другие. Такие истории связаны и с подводным флотом. Песня- «9-ый отсек», которую исполняет Викторов, рассказывает об одном таком эпизоде….
Но давайте закончим на оптимистической ноте.
Союз очень надежная ракета. Тем не менее на каждом участке выведения предусмотрено спасение экипажа. В отличии от американских Шаттлов. Начиная с аварии на стартовом столе, до выхода из плотных слоев атмосферы.
Для спасения экипажа на начальном участке служит – САС (Система Аварийного Спасения).
САС – это такая игла, которая установлена сверху Союза. Она придает характерный вид ракете. Срабатывает САС по команде автоматической системы управления (САУ), по признакам критического отклонения от расчетной траектории.
САС, представляет собой, твердотопливную ракету, которая вытаскивает космический корабль на высоту достаточную для расстыковки спускаемого аппарат и орбитального модуля.
В спускаемо аппарате находится экипаж. Раскрывается парашют и происходит, наверное, мягкая посадка.
Надо бы у участников истории спросить – мягко сели?
Какой был старт Союза надо уточнить, после допишу.
Экипаж занял место в спускаемом аппарате. Все критические операции протекают в нем. Пошел отсчет…
И прекратился, прошел сбой в одной из систем.
Но ракета живое существо и живет своей жизнью. По командам САУ заработали различные системы, в том числе раскрутились гироскопы, которые позволяют отслеживать траекторию полета. (Сложное дело, по скорости, ускорению и углам рассчитывать, АВТОМАТИЧЕСКИ, траектория движения.)
Критические отклонения тоже определяются по гироскопам.
Но пошла команда на отбой и САУ стала отрабатывать назад. Прошла команда на отключение гироскопов, и они стали останавливаться.
Гироскоп – это такой волчок, а волчок, когда останавливается, начинает выписывать движения, которые называются – нутация и прецессия.
САУ восприняла такое нештатное поведение гироскопов как критическое отклонение от штатной траектории полета и подала команду на включение САС.
Двигатели САС отработали и выдернули космический корабль и спускаемый аппарат со стартового стола.
Экипаж благополучно сел.
Но САС прожег бак третьей ступени и ракета сгорела. Пострадал и старт.
К счастью стартовая команда на старт еще не вернулась.

Надо вспомнить что-нибудь позитивное.  Да и про авиацию пока ничего не рассказал, а наверное есть что…
Следующий рассказ может называться – «Горе от Ума» или «Как появился ГТД», или – «Атомный самолет»
Практика показывает, что каждый должен заниматься своим делом. Ученый математик разрабатывать теорию, инженер практик ее реализовывать.
Вот я – теоретик и если занимаюсь практикой, то только оглядываясь на своих коллег, практиков.
Два великих ученых Уваров и Жуковский однажды попробовали реализовать свои теоретические знания.
И хрен что получилось.
Не верите? А пожалуйста…
Теория подъёмной силы крыла разработано Н. Е. Жуковским настолько замечательно, что работает до сих пор. А основана теория на довольно мудреной математике называемой – ТФКП. Суть теории очень простая – можно доказать, что пластина обтекаемая воздушным потоком под углом атаки эквивалентна вращающемуся цилиндру. Цилиндр должен вращается так, что бы скорости воздушного потока и поверхности цилиндра снизу вычитались, а сверху складывались.
Летчики скажут – Нам так и говорят – Скорость сверху крыла больше, снизу меньше. Возникает разница давления из-за закона Бернули, а в результате – подъёмная сила.
Правильно, но не совсем.
Можно сказать иначе – Воздушный поток отклоняется от первоначального направления при взаимодействии с поверхностью пластины. Т.е. поворачивает, а на пластине возникает циркуляция скорости (вращение) и подъёмная сила. Появление подъёмной силы хорошо описывает закон Бернули, так и закон сохранения импульса.
Желающие могут попробовать сами или поискать в интернете. Возьмите два стаканчика, склейте их по вершинам или донышкам. Возьмите резинку, обмотайте и выстрелите, так, чтобы полученный цилиндр летел и вращался, и нижняя часть вращалась навстречу потоку. Гарантирую – полетит.
Очень изящная, очень красивая математическая теория с практическим подтверждением.
Жуковский попробовал на основе своей теории спроектировать крыло самолета.
Спроектировал. Крыло получилось трехрядным. Этажерка – триплан, скорости полета были маленькие. Крыло испытали в аэродинамической трубе и остались очень довольны.
Потом сделали на основе испытаний самолет триплан…
А он не взлетел. Ездит, ездит по летному полю, а не летит.
Ошиблись в коэффициентах подъёмной силы и сопротивления. Теория теорией, а практика практикой.
Еще была ошибка в продувках в аэродинамической трубе. Не учли влияние пограничного слоя.
Поставили на концах крыльев концевые шайбы, и триплан (по слухам, сам не видел врать не буду) полетел.
А с профессором Уваровым была другая история.
Была разработана теория газотурбинного двигателя и подобраны идеальные параметры процесса. А идеальные – это высокая температура и скорости. И оказалось, что обеспечить данные параметры процесса, при имеющихся в распоряжении конструкционных материалов, нельзя. Приходилось турбинные лопатки охлаждать водой, что было просто неприемлемо.
Англичане и немцы не стали стремится к идеалу и снизили и температуру и скорости в газодинамическом тракте ГТД и все заработало.
Сама идея создания газотурбинного двигателя в СССР, согласно легенде, возникла у конструктора Люлька (или Микулина) при попытки создать паровой двигатель для авиации. Все получалось, с паровой турбиной, компактно и хорошо, но пар нужно охладить и снова превратить в воду… И надо же, такая трагедия, невозможно теплообменники разместить в объёмах самолета. Тогда и возникла идея. А зачем пар, когда есть воздух и продукты сгорания? И охлаждать не надо! Но это легенда.
Аналогичная проблема возникла когда мы и американцы попытались создать самолет с ядерной энергоустановкой.
Вот у писателя Казанцева в романе «Пылающий остров» такой самолет летал.
У нас и американцев тоже…
Но у американцев над пустыней Невада. А у нас только с имитацией работы реактора. Не получалось безопасно, без наведенной радиации, разделить контура теплоносителей а у американце воздух вообще протекал через активную зону и становился радиоактивным. У нас был контур с теплоносителем и теплообменником, но наведенная радиоактивность тоже оставалась.
По рассказам нашей агентуры атомный американский самолет сопровождали два транспортника с морпехами и после посадки территорию вокруг сразу оцепляли. Как близко подходили морпехи к самолету данных не имею. Какая защита была на экипаже тоже.
Отголосок этой истории можно посмотреть в фильме «Барьер неизвестности» Посмотрите (Даже странно что не ошибся, а а с номером ракеты наверное ошибся, меня попраляют не Р_4, а Р_16).
А мы дальше поищем что-нибудь  интересное.
А фильмы посмотрите уже названный - https://www.youtube.com/watch?v=5UytS3eOLuE
И еще один - "Им покоряется небо" https://www.youtube.com/watch?v=Vt6Y9nqVuK8&t=462s



Еще одна байка - Ну Вы отморозили!
Это очень короткая зарисовка.
Стенд для испытания РДТТ – ракетных двигателей на твердом топливе, очень прост. Фактически это бетонная коробка с мостовым краном или тельфером. Еще с устройством для измерения тяги, а также столом для крепления двигателя. Стол делается подвижным, а мощная пята упирается в тензометрическое устройство. Тензометрическое устройство, он же силомер позволяет записать главный параметр двигателя – изменение тяги по времени. В самом двигателе меряются, по возможности, температура и давление.
Иногда такой возможности нет, и записывается только усилие создаваемое двигателем. Кран нужен для монтажа. Коробка, бокс, как правило, холодный. Обогреть зимой невозможно, перед испытанием открываются ворота и сопло двигателя смотрит на отбойную стенку в 10-20 метрах от бокса. Но другие стендовые помещения теплые и для хранения всякой всячины есть теплый склад. Есть и холодный склад.
О чем рассказ? О случайности, иногда трагической. Помните историю с гибелью шаттла Дискавери, меня  поправили - Челеджера. Так хорошо взлетал и вдруг на глазах у зрителей стартовые ускорители в одну сторону, обломки корабля в другую…
А почему?
Испытывали мы однажды новый РДТТ. Правда стенд был посложнее, в бокс подводилась вода с давлением до 80 ата. Не в этом суть. Был ноябрь месяц. Заряды привезли за день до испытания, а так как они были небольшие, то заряжали в камеру сгорания на стенде. Камера сгорания уже лежала закрепленная на столе. Нужно было вставить заряд закрыть крышку и закрутить гайки на шпильках.
Заряды хранились в особом помещении, но в неотапливаемой части. Было на улице тепло, вот и решили в отапливаемую часть не заносить, там еще что-то было и возится с перемещением наших объектов туда – сюда не стали. Нужно было пережить одну ночь.
А ночью ударил мороз аж минус 10 град. Ну кто ж знал, что ударит?
Вот и когда шаттл ждал старта на стартовом столе, а ждал он его тоже целую ночь, тоже ударим мороз градусов 10-15 минус. Это во Флорите на мысе Канаверал!
Ну кто мог предположить?!
Вот именно.
Утром работники стенда имеющие на то разрешения, достали со склада заряд. Перевезли его на специальной тележке. Так, как заряд был небольшой, то руками подняли в вставили в камеру сгорания.
Всегда очень бережно обращались, не дай Бог стукнут, а тем более уронят. Правда были эпизоды, когда заряд подпиливали под размер обыкновенной двуручной пилой.
Данному заряду повезло, его не роняли, не стукнули, не пилили. Выглядел заряд обычно, серая оболочка, гладкий торец со светленьким твердым топливом.
На торце закреплялся запал. Провода выводились наружу.
А Дискавери (Челеджере) тоже готовили к старту. Как вы понимаете, подготовка была более серьезная.
У нас тоже готовились серьезно, конечно не так как на мысе Канаверал, но тем не менее. Подготовили записывающую аппаратуру. Пошли команды – Протяжка, Пуск и…
И раздалось очень громкое – Бум! Передняя крышка с соплом улетела в лес пробив отбойную стенку. Камера сгорания приобрела бочкообразную форму.
А Дискавери (Челеджер)? А он взлетел, но летал не долго.
Анализ записей и того, что осталось показал – из-за понижения температуры отслоилась та самая серая оболочка от заряда твердого топлива. Щель была м-а-а-а-а-алипусенькая, просто нано щель, а результат впечатлял. Причина очень простая – скорость горения твердого топлива зависит от давления в камере сгорания. А само твердое топливо может просто гореть, или горение, при повышении давления может перейти в дефлаграцию, а дефлограция, при еще большем давлении, в детонацию. Что и произошло.
У американцев произошло нечто похожее.
Вот однако, ОТМОРОЗИЛИ!

Обещал - Будет еще одна, под общим названием - "не контакт и мистика"

Попробуем написать зарисовку – «Не контакт и мистика»

С электричеством связано множество забавных историй. Ну например такая байка – Первое занятие по электронике в институте. Преподаватель – Что такое электричество, мы до сих пор не знаем. Поэтому договоримся…
А правда! Кто-нибудь электрон видел? А! Или Вы верите, что  электрический ток бежит по проводам?! Видели? Да? И никто не видел.
Тем не менее.
Был в МВТУ стенд в глубине основного корпуса. Он был небольшой, но эксплуатировался интенсивно. В боксе испытывали различные твердые ракетные топлива. На предмет определения скорости горения. Скорость горения мерилась по скорости движения фронта пламени. Строилась зависимость скорости от текущего значения давления, а также от начальной температуры. Навески были небольшие, по грамм 20 и очень разнотипные. Чувствительность к внешнему воздействию тоже была разная. Поэтому на стенде сильно были озабочены борьбой со статическим электричество и хорошо заземлили все, что было принадлежностью стенда и испытательной установки. И это было правильно! Проишествий на данном стенде не случалось. А на других, ну на одном, казус случайного срабатывания (запала) был. Правда тоже без особых последствий, заряд тоже был небольшой в боксе людей не было.
Еще, все стенды запитывались от сети через разделяющий трансформатор. Некоторые устройства требовали 380 в. Для трехфазной сети, если я правильно помню трансформаторы соединялись звездой, с общем нулем. Или может быть для сети 220 в звездой, а для 380 в – треугольником.
Факт, что был общий ноль, он шел отдельно и, где то, присоединялся к общему нулевому проводу. Ну наверное так.
Наш стенд, по окончанию работы обесточивали общем рубильником. Перед эти выключали все приборы и освещение.
Приходит мастер на работу – включает. Уходит выключает.
Включил – светло. Выключил – темно. Вот он рубильник выключи, в пультовой стало темно, и видит – в боксе, бледненько, бледьненко светится.
Удивился, зашел.. И видит. В углу висит лампочка и светится даже не в пол накала, а дай Бог в треть, а то и в четверть.
Народ удивился. Взяли пробник. И с удивлением обнаружили, что между нулем и фазой, при обесточенной сети, есть напряжение.
……………..
Сохраним интригу.
Еще больше чудес при измерении малых токов. А чудеса при работе с высокими напряжениями! Токи правда были малипусенькими…
Вставим похожий рассказ А.А. Гомберга
Александр Аркадьевич служил в авиационной части офицером двухгодичником. Часть стояла в Грузии. Он был техник-лейтенант и обслуживал штурмовики СУ-25.
Часть. Как Вы полагаете, была вполне самодостаточна. На вооружении, кроме штурмовиков, имелась собственная радиостанция, которая. В обычное время запитывалась от сети.
Оборвался провод воздушной линии 220 В, которая шла к штабному домику. Оборвался, упал на землю и стал искрить. Начальство приказало устранить. Определили офицера – А.А. и солдатика. Офицера – чтоб следил, а солдатика, чтоб устранил. Поставили оцепление. И, уже другой офицер, выключил входной рубильник. Часть, на некоторое время обесточили. Солдатик пошел к проводу. Поднимать и, вдруг, не доходя двух-трех метров стал оседать.
И тут обратили внимание, что работает аварийный генератор станции наведения, которая указывает самолету направление и дистанцию до ВПП.  она, станция, должна работать при любых условиях.
Стали разбираться, оказалось, что 27 В на систему наведения, в обычном режиме подавали от сети, а в качестве трансформатора использовали одну из обмоток генератора.
Пока ротор генератора не вращался, то со вторичной катушке снимали 27 В, а на первичную приходило 220 В.
Часть обесточили, дизель-генератор запустился и на вторичную катушку пошло 220 В, а с первичной стало сниматься аж почти 1.8 КилоВольта.
Вокруг упавшего провода появилась шаговая разность потенциалов, что и убило бедолагу.
Вины А.А. не обнаружили, а командира части наказали.
Генератор пришлось остановить. Провод, воздушной линии вернули на место. Вот так.
Как Вы догадались, в нашем случае напряжение попадало от соседнего стенда, по нулевому проводу., земля, то общая…
Как говорили мои механики со стенда МВТУ – «электричество это неконтакт и мистика!»


Есть и еще.
Но в следующий раз...