Размышление над словом

Анна Боднарук
                РАЗМЫШЛЕНИЕ  НАД  СЛОВОМ
               

     Ещё из школьных учебников знаю, что папоротник – одно из самых доисторических растений. Однако и в наше время люди не перестают восхищаться его красотой. Именно по этой причине я и посадила куст папоротника возле крыльца своего садового дома. Сяду на скамеечку передохнуть от работы, а взгляд из всех растений папоротник находит. Вот так и сижу и разглядываю его уже в который раз, с ранней весны до поздней осени. Чтобы ползали по нему гусеницы или муравьи бегали – ни разу не видела, а вот бабочки любят посидеть, покачать крылышками на его листиках.
     Помню, ещё весной, когда ни на что больше не похожие листы папоротника начали раскатываться во всю длину, словно их кто-то при зарождении в рулончик скрутил, был такой со мной случай. Лист папоротника сперва растёт, как тугой стебелёк с коричневыми ворсинками по зелёному телу. А вершинка его, словно была на палочку накручена. Так и хочется думать, что это волшебник-парикмахер локон папоротника щипцами уложил. Растёт себе тот стебелёк-«локон» постепенно раскрывает свой кулачок. И вот, на самый резвый «кулачок» села бабочка. Так сказать – большую честь ему оказала, да и меня заодно порадовала, ведь это была необычная весенняя бабочка – крапивница, но только задние крылышки у неё  были красновато-оранжевого цвета с чёрной оторочкой по краю. Передние, большие по размеру крылышки были, как платье у элитной модницы: на чёрном фоне большие белые пятнышки овальной формы и вразброс, не симметрично, что уже необычно. Да к тому же сама она больше походила на кузнечика с большими крыльями. Мало того, хвост у неё с продольными белыми полосками.
     Долго сидела бабочка на папоротнике, словно хвасталась своей красотой, дала возможность мне, на задних крылышках, на чёрной оторочке ряд белых триугольничков рассмотреть. «Вот, для кого эта красота? Если кроме человека некому больше оценить её наряд?..»
     Уже летом, когда листья папоротника выросли в длину и разделились на мелкие зелёные листья-веточки и стали похожие на поле ручной вязки тёплого свитера, присела на тот папоротник, со мной за компанию отдохнуть, совсем небольшая бабочка, крылышки которой напоминали рисунок совсем юного художника: вдоль синих крылышек белые полоски и несколько белых кружочков на самом верху ветрил крылатой летуньи. Хвостик у неё с «поперечной белой нарезкой». Сидит, усиками шевелит. Я её спросила: «Ну, и зачем ты сюда прилетела? На папоротнике нет цветов…» А потом, вдруг, вспомнила народное поверье: «Если во время разговора посмотреть на папоротник, то, о чём идёт речь – непременно сбудется!» «Но, если это так, то надо взять себе на заметку и только ради этого стоит повсеместно, куда только можно дотянуться взглядом, посадить кустики папоротника…»

                ***
     «Однажды у меня на руках умирал от рака священник – человек, который сам утешал других всю свою жизнь. Я спросила его: Какой грех самый большой?» А он ответил: «Самый большой грех – обидеть слабого». Почему? «Потому, что это легче всего сделать…» Эта мысль меня поразила – самый тяжёлый грех сделать легче всего… Передайте эти слова детям…»
            Елизавета Глинка (Доктор Лиза)

     О-о-о, это такая весомая тема, что её вёдрами и ковшами не вычерпать… «Самый большой грех обидеть слабого». И тут же спрашиваю себя: В каком возрасте этот грех совершают люди? И тут же отвечаю себе: в любом, во младенчестве и в глубокой старости. А когда человек полон сил, так он даже не замечает, что порой творит…
     Начнём с раннего детства: ясельный и садиковый возраст. Моя соседка, Елена Александровна, много раз возмущалась именно тем что «Мы в садике воспитываем в детях доброжелательность, щедрость, учим детей признавать свою вину, извиняться, мириться, выполнять то, что поручено… И вот, эти дети идут в школу и через пару лет от заложенного нами не остаётся и следа. Грубость, зависть, право сильного – выходят на передний план. Унизить, оскорбить, осмеять, оклеветать – даже взрослые люди не считают это за грех, просто обычная жизнь и только. В трудовом коллективе, случайно встреченные, совсем незнакомые люди могут, что называется ни за что, ни про что довести до слёз, если не ответить этому человеку на той же ноте – просто на шею сядут. «Подставить вторую щеку?» - дай только негодяю волю, изувечит или … превратит в раба. Жизни не хватит дождаться, когда в невежественном человеке заговорит совесть… Так, что же делать? Повышать культуру общения… везде и всюду. Не спускать наглецам, зло должно быть наказано. Помнить о том, что умный человек посадит дерево, многие годы ухаживает за ним и ждёт плодов, невежда же, ради куража, сломает деревце и тут же о нём забудет…
     Воспитание, совесть – глаз Божий, должны быть на первом месте и уж, конечно, не выгода… В последнее время стервозность в женском характере даже в песнях воспевают. «Все мы бабы – стервы…» (Докатились!) И это в женщине, которая от природы своей призвана быть заботливой матерью, сестрой, женой… Да если в женщине настолько остынет и озлобится душа, что она перестанет замечать чужую боль – мир сойдёт на «Нет!». «Жёны мироносицы», сёстры милосердия, Матери до скончания дней своих хранящие в сердце своём к своим и чужим детям любовь и щедрость души… Да если мы потеряем это святое чувство, мы просто перестанем быть людьми…

                ***
     …Казалось бы – нерушимый, незыблемый закон Природы, у которого одна стезя: от зарождения и до скончания века. Даже рост чего или кого бы то ни было, всё едино укорачивает путь к смерти…
     Мы привыкли сверять своё время по солнцу: всходит солнце, поднимается в зенит и клонится к закату. У ночного светила свой обычай. И всё же, не всё так просто. «Всё имеет свой закат, и только ночь заканчивается рассветом». И это даёт человеку надежду на… возрождение. Где и как – это уже другой вопрос.

                ***
     Перед тем, как отправиться в библиотеку, чтоб послушать лекцию «Сказка ложь, да в ней намёк…», я достала из книжного шкафа книгу «Русские народные сказки» и, чтоб настроить себя на тему сказок, полистала её. Незаметно для себя углубилась в чтение сказки «Иван-царевич и серый волк». Конечно же, я читала эту сказку в своей жизни много раз: для себя, своим детям, внукам. И вот теперь, когда на моём личном «будильнике» уже седьмой десяток лет тикает и опыт жизни намного богаче, сюжет этой сказки я увидела совсем в другом свете. Невольно сравнивала «Сказание старины глубокой» и то, как люди живут и о чём думают в нынешнее время. И вот что у меня получилось:
     У царя Берендея было три сына, младшего (по понятным причинам) звали Иваном. А ещё у царя был великолепный сад, а в том саду росла яблоня с золотыми яблоками. Повадился какой-то лиходей воровать те яблоки. И очень даже странно, что в целом царстве-государстве не нашлось сторожа и царь вынужден был послать сторожить те яблоки своих сынов – царевичей. Два старших сына благополучно продрыхли на посту и только Иван – дурак пришёл на работу работать и подкараулил злейшего разбойника – Жар-птицу и выдернул у неё из хвоста золотое перо. Успокоился царь-государь, но на какое-то время, а потом новая блажь ему в голову пришла. «Позвал он сыновей и говорит им:
     - Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу…»
     Сыны, ещё в то время слушались родителей, собрались и отправились в путь-дорогу птицу искать. (Видать в царстве важнее дел не нашлось царским сынам – государственным мужам, как только по свету за птицей рыскать… Дороги по сию пору «семь загибов на версту», а мы всё «от дела лытаем») С другой стороны, царь-отец, человек же не из бедного десятка, отмерял бы сынам шапку золотых монет или на худой конец велел бы кинуть им за пазуху по несколько золотых яблок. Дескать, купите мне сынки золотую птаху… Так нет же, послал их или разбоем отнять у законных хозяев птицу, или украсть, что тоже подобные деяния не красят царскую фамилию…
     Старших братьев не совсем понятно, где черти носили, младший же – коня проспал, дурня же серый волк пожалел и взялся ему помогать. Советовал, как сподручнее птицу украсть. Да жадность царского отпрыска подвела, на золотую клетку позарился… Короче, Иван-царевич «ни украсть, ни покараулить» оказался. Коня тоже не сумел украсть, только опозорился. Серый волк сам отправился Елену Прекрасную воровать.
     Читала я известную сказку и вздыхала. «Что же я, дурья голова, детям своим читала?..» Сплошное грехопадение. Воровство и головотяпство. А дети, внимая сказке, жизни учились… Ладно хоть, по природе своей дети пример берут в первую очередь с родителей своих. А я работала на предприятии, а не воровством жила, вот и дети честным трудом живут. А если бы по следам сказки пошли…
     Дальше-больше. Подменили царевну, коня и птицу, и счастливые домой отправились, даже не усмотрели в своих деяниях хотя бы малейшего угрызения совести.
     А что такое Совесть? Совесть – это глаз Божий в душе человека. Значит не по-правде, а по-кривде дела свои вершили…
     Ладно. Читаю дальше. Тут уже и вовсе до убийства дело дошло. От зависти неудачливые братья родного своего брата убили и с его добычей домой, к отцу отправились. (Красную девицу, как дорогую вещь украли, никто даже внимания не обратил на то, что и она тоже человек…)
     «Лежит Иван-царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком.
     - Ты лети-ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь… отпущу твоего воронёнка.
     Ворону, делать нечего, полетел…»
     (А нынешние бандюганы что делают? Воруют у состоятельных родителей детей и… требуют выкуп. Видать и они тоже в детстве эту сказку читали…)
     В конце-концов воротился Иван-царевич домой, свадьбу с Еленой Прекрасной сыграл.  …и ничего. Никто ни за что не был наказан, ни за воровство, ни за убийство. Главное – царь-батюшка утешился, птичку ему привезли…
     (Где же мои глаза были? Что я детям своим читала? Да ещё из такой красиво оформленной книги…)

                ***