Судьба человека и история цивилизации

Гульмира Жамантикова
Изучая собственную генеалогию, я выяснила много интересного не только о своём происхождении, но и о формировании различных этносов и народов. И это очень интересно - выяснять, как связана судьба человека с историей народа.

Мне повезло родиться казашкой, поскольку казахи знают свой род (ру по-казахски), передающийся по отцовской линии.

У моего отца (и у меня, следовательно) ру Кердери. Этот род произошёл от древнего кочевого народа - кидаритов. О них упоминается в древних письменных источниках, до нашей эры. Считается, что они являются потомками Кидара - внука Авраама от его сына Измаила.

От кидаритов произошло и племя Курайшитов, к которому принадлежит пророк Мохаммед.

У матери ру Берш. Они произошли, видимо, от аланов, а те - от хазаров.

Таким образом, видно, что казахи хоть и являются единым народом с общим языком, менталитетом и культурой, но состоит  из множества племён, каждое из которых связано с остальным человечеством тем или иным образом.

Названия многих родов связаны с этническим происхождением,  и не всегда можно проследить их историю до конкретного родоначальника, как в случае с Кердери.

Но если в роду появляется какая-то легендарная личность, какой-то великий воин, например, то он становится, как правило, родоначальником новой ветви, т.к. последующие потомки предпочитают связывать своё происхождение с его именем. Видимо, поэтому у великих людей всегда бывает много потомков.

Если же род не даёт миру никаких великих людей, то он постепенно как бы растворяется в гуще других народов, и его история покрывается мраком. Остаётся лишь название, происхождение которого никто и не помнит.

Яркие личности остаются в истории, в памяти потомков, в их генах. Они, как звезды на ночном небе. Они делают историю и остаются в ней навсегда... Ну, или надолго.

Изучая свою генеалогию и историю своего народа, мы видим, как тесным образом переплетена судьба человека и история народа. И это естественная, природная связь, которая отражена в нашей ДНК.

Но помимо истории рода, которую не каждый знает и может проследить, есть и история цивилизации – образования государств и империй. И здесь совершенно иной механизм отношений.

Например, в современных цивилизованных странах человек, проживший и проработавший в стране определенное количество лет, может принять гражданство и право называться американцем, немцем и т.д. Такая политика направлена на увеличение численности населения, но она постепенно ведет к утрате национальной идентичности. Коренной народ превращается в государствообразующую нацию, страна – в империю (или её подобие), а затем, после недолгого периода рассвета, следует неизбежный закат.

Россия не является исключением. Она постепенно вобрала в себя множество народов и культур. Народы принимали российское подданство и соглашались на условия, которые ставила им российская власть, потому что для них это было, видимо, наименьшее из зол.

Таким же образом разрослась и расцвела в своё время и Золотая Орда, в подданстве у которой были и русские князья. Неправильно думать, что это результат лишь военных завоеваний. Это также и результат мудрой политики, заложенной Чингисханом, который был язычником.

Чингисхан и его потомки не навязывали покоренным народам свою культуру, не запрещали местные обычаи, религии, языки, и брали довольно скромные налоги (всего 10%). Взамен они давали защиту и право спокойно развиваться, торговать на огромной территории, соединяющей Восток и Запад.

Но эта свобода и привела в итоге к распаду Золотой Орды. Не было единой идеологии.

С другой стороны, попытка навязать искусственным образом (сверху) единую идеологию – религиозную или материалистическую – приводит в конечном итоге к диктатуре или серьезным международным, межнациональным, межконфессиональным конфликтам.

Идеология, способная объединить всё человечество, должна естественным образом созреть в сознании людей и родиться в положенный срок. Она должна отражать естественные законы эволюции и человеческой истории, как её части. И её осознание всеми людьми должно означать торжество исторической справедливости.

Её невозможно навязать, передать на словах, теоретически. Её можно выстрадать, постичь, сотворить как свою судьбу, посвятив её Богу. И тогда она будет не пустой, выхолощенной теорией, оторванной от реальности, а нашей плотью и кровью, связующей нитью между прошлым и будущим, священным заветом между Богом и Человеком.