Свиток и сапог. Главы 57-60

Леонид Бликштейн
Глава 57.

1. В прошлой главе я обещал своим читателям краткое но существенное введение в еврейскую пророческую традицию внутри которой осмысливал свой проект Иисус. В этой и нескольких следующих главах я постараюсь дать такое введение в эту традицию, особенно в ту ее часть, которая относится к проблеме социальной справедливости, то есть непосредственно связана с нашим разбором евангельских текстов, относящихся к трансцендентно-эпистемному региону ЕА (где Е контекстное поле "чужих" в культурном и социальном смысле, то есть отчужденных, а А контекстное поле общих принципов, таких как справедливость и истина) левой боковой номотетической DA вертикали матрицы идентичности.

2. Мы начнем с одного из самых драматических моментов в истории этой традиции. В 701 г. до хр. э. войска царя сильнейшей державы Ближнего Востока Ассирийской империи Синахериба осадили столицу маленького еврейского царства Иуды Иерусалим (к этому времени северное еврейское царство Израиль уже перестало существовать, его столица Самария была взята ассирийскими войсками и большая часть населения переселена в другие части империи, как и миллионы других жителей Ближнего Востока), где находился восставший против Ассирийского господства и напрасно рассчитывавший на помощь египетского фараона, царь Езекия. Ниже я привожу рассказ об этом событии в 18й и 19й главе 2й Книги Царств(по русскому синодальному переводу четвертой Книги Царств, различие в нумерации объясняется тем, что первая и вторая книги Самуила в русском переводе соответствуют первой и второй Книге Царств).

В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;
он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него.
И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею.
И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему.
Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города.
В четвертый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошел Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее,
и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.
И переселил царь Ассирийский Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских,
за то, что они не слушали гласа Господа Бога своего и преступили завет Его, все, что заповедал Моисей раб Господень, они и не слушали и не исполняли.
В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их.
И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота.
И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского.
В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому.
И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли, и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего.
И звали они царя. И вышел к ним Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?
Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
А если вы скажете мне: «на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?
Итак вступи в союз с господином моим царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них?
Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней?
Притом же разве я без воли Господней пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее».
И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по-иудейски вслух народа, который на стене.
И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами.
И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-иудейски, и говорил, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского!
Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей;
и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского».
Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя,
пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасет нас».
Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?
Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей?
Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?
И молчал народ и не отвечали ему ни слова, потому что было приказание царя: «не отвечайте ему».
И пришел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах, и пересказали ему слова Рабсаковы.

1. Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень.
2. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову.
3. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления — день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
4. Может быть, услышит Господь Бог твой все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых.
5. И пришли слуги царя Езекии к Исаии,
6. и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7. Вот Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8. И возвратился Рабсак, и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса.
9. И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. И снова послал он послов к Езекии сказать:
10. так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского».
11. Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь?
12. Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13. Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14. И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним,
15. и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю.
16. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живаго!
17. Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их,
18. и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их.
19. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один.
20. И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал.
21. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима.
22. Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святаго Израилева!
23. Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его;
24. и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
25. Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая в груды развалин?
26. И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.
27. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня.
28. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.
(Четвёртая книга Царств 19:1-28)

3. Шансов отбиться от ассирийцев у Езекии (Хизкии) не было никаких, расчет на "эфиопского царя" т. е. Тирхаку/Тахарку, принца из Нубии (Куш/Судан), который пришел на помощь своему двоюродному брату египетскому фараону из нубийской династии Шебитку, не оправдался, войска Тахарки и его союзников были разгромлены ассирийской армией в битве при Эльтеке, в южной Палестине вблизи Газы. Вот что рассказывает об этих событиях надпись самого Синахериба (т. н. Анналы Синахериба), сделанная в 691 г. до хр.э.:

Царей Египта, лучников, колесничих, конников царя Эфиопии - силы бесчисленные - призвали они против меня и те пошли им на помощь. В окрестностях города Альтакку (город в Южной Палестине близ Экрона) предо мной ряды их были выстроены, и они точили свое оружие. Могуществом Ашшура, моего владыки, я сразился с ними и нанес им поражение. Колесничих и воинов царя египетского и колесничих царя эфиопского живьем в разгаре сражения захватили руки мои. Города Альтакку и Тамну я осадил, взял, захватил их добро. Я подступил к Экрону, правителей и князей, которые согрешили, я убил и трупы их повесил на кольях вокруг города. Сыновей города, совершивших грех и преступление, причислил к полону. Остатки их, не несущие на себе греха и преступления тех, кто неповинен, я велел пощадить. Пади, их царя, из Иерусалима я вывел и на трон владычества над ними посадил и дань моему владычеству наложил на него. А Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо - 46 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным. Города его, которые я захватил, отделил я от его страны и Метинти, царю Ашдода, Пади, царю Экрона, и Цилли-Белу, царю Газы, отдал и уменьшил его страну. К уплате прежней дани ежегодную подать их, союзнический дар моему владычеству, я прибавил и наложил на них. Он же, Хезкия - ужасные блески моего владычества ниспровергли его, н вспомогательных воинов (?) и войска его лучшие, которые для укрепления Иерусалима, его царского города, он собрал, и они захотели мира. Вместе с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом - всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал, и для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца.

4. Оба эти текста, рассказывающие о походе совпадают в ряде пунктов и расходятся в других. И текст Книги Царств (очевидно основанный на официальной хронике царей Иуды) и текст надписи Синахериба упоминают взятие и разрушение укрепленных городов по всей Иудее (надпись Синахериба называет цифру 46 городов и более 200000 пленных), а также описывают дань, посланную Езекией ассирийцам. Даже количество золота в составе этой дани (30 талантов)в обоих источниках совпадает.

5. И наконец оба эти источника упоминают об осаде Иерусалима
и не упоминают о его взятии. Но на этом сходство кончается. Что то помешало Синахерибу взять Иерусалим и жестоко расправиться с мятежным царем Езекией, как
он сделал с остальными восставшими против Ассирии правителями. Согласно библейскому рассказу в второй(четвертой) Книге Царств и в книге пророка Исайи ангел уничтожил значительную часть ассирийского войска (185 тысяч человек)и его остатки, включая самого Синахериба в панике бежали в Ассирию. Рассказы о божественном вмешательстве в военные события не редкость для древнего Ближнего Востока,в данном случае речь возможно шла об эпидемии. Так или иначе дань с Иерусалима Синахериб в Палестине получить не успел, Езекии пришлось послать ее в ассирийскую столицу Ниневию после спешного возвращения Синахериба из этого похода.

6. Мы знаем, что готовясь к осаде Езекия приказал заблокировать все источники воды в окрестностях Иерусалима и выкопать подземный туннель длиной более 500 метров для обеспечения водой осаженных в самом городе. Отсутствие надежных источников чистой воды для осадившей Иерусалим армии могло способствовать распространению инфекционных заболеваний. Смутный отголосок этих событий дошел до греческого историка Геродота, писавшего свою Историю более чем 200 лет спустя, в его рассказе (2.141)египетский фараон Сетос просит божественной помощи против атаки Синахериба и мыши (символ чумы) перегрызают тетивы ассирийских луков, вынуждая ассирийское войско отступить.

7. Ассирийские вторжения причиняли народам Ближнего Востока неисчислимые бедствия, они обычно сопровождались пытками, казнями, массовым грабежом населения и переселением десятков и сотен тысяч пленных.

8. Еврейские пророки, такие как Амос, Миха и Исайя, считали ассирийское нашествие божественным возмездием за попрание норм правосудия, социальную несправедливость и угнетение бедноты жадной, эгоистической, продажной и склонной к насилию элитой.

9. Вторая половина 8 века до хр. э. период Исайи и Езекии был (также как и в Греции эпохи их современника поэта Гесиода)временем быстрого роста населения, развития рыночной экономики, бюрократизации и урбанизации. Площадь столицы Иуды Иерусалима в этот период увеличилась с 5 до 60 гектаров, а его население выросло с 1000 до 15000 человек (Liverani 2007, 152).Развитие рынка и государства усиливало экономические амбиции и возможности элиты (вертикальная консолидация капитала), одновременно обеспечивая защиту ее интересов и ее независимости от остального населения.

10. Социальный кризис в Греции архаического периода (ок. 800/ок. 500 гг. до хр.э.) в описании современника Исайи греческого поэта Гесиода (в его поэме Труды и Дни ок. 700 г. до хр.э.)имеет немало общего с этой социальной ситуацией. Также как и еврейские пророки Гесиод жалуется на произвол богатой и властной верхушки и на социальную несправедливость, нарушающую божественные  установления. Таким образом речь идет о социальном кризисе,охватившем не только Ближний Восток, но и другие относительно развитые регионы Восточного Средиземноморья. Я называю этот кризис первым экзистенциальным кризисом средиземноморских цивилизаций(римский кризис был третьим по счету), таких общих кризисов в истории этих цивилизаций было по моим прикидкам около семи, и сейчас идет восьмой. Мощнейший исходный "нулевой" кризис восточно средиземноморских обществ конца бронзового века я не рассматриваю, так как он  засвидетельствован главным образом данными археологии, и у нас недостаточно письменных источников для того чтобы реконструировать конкретную социальную динамику этого исходного кризиса.

Глава 58.

1. В прошлой главе мы начали рассматривать древнееврейскую пророческую традицию в контексте социального и международного политического кризиса обществ древнего Ближнего Востока в период Ассирийской империи.

2.  Как я уже отметил в прошлой главе еврейские пророки рассматривали ассирийское нашествие, как божественное возмездие за коррупцию, притеснение бедных и нарушение социальной справедливости. Вот одно из наиболее характерных высказываний на эту тему в 10й главе пророка Исайи.

1. Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
2. чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
3. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
4. Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
5. О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!
6. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах.
7. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце — разорить и истребить немало народов.
8. Ибо он скажет: «не все ли цари князья мои?
9. Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск?
10. Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, —
11. то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?»
12. И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.
13. Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;
14. и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».
15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
16. За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.
17. Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;
18. и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.
19. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.
20. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.
21. Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному.
22. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою;
23. ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.
24. Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет.
25. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их.
26. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простер на море жезл, и поднимет его, как на Египет.
27. И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадется ярмо от тука.
(Исаия 10:1-27)

3. В эпоху Исайи, когда Ассирия была вынуждена вести длительную и упорную борьбу за подчинение родственной ассирийцам Вавилонии, где утвердился халдейский царь Мардук-апла-иддин (Меродах Баладан) казалось, что железные тиски ассирийского владычества скоро будут разорваны. Именно поэтому Езекия решился восстать против Ассирии, 2(4)Книга Царств (20, 12-19)упоминает о визите в Иерусалим послов Меродах Баладана.

4. Однако Синахерибу в конце концов удалось преодолеть сопротивление вавилонян. В 689 г. ассирийские войска разрушили Вавилон, крупнейший город Ближнего Востока, где было немало храмов божеств, почитавшихся самими ассирийцами. Убийство Синахериба его двумя сыновьями (682 г. до хр. э.) которых он отстранил от власти, поэтому рассматривалось многими как возмездие за разрушение Вавилона.

5. Вавилон был восстановлен, но когда вавилоняне еще раз восстали против Ассирии (652-648 гг. до хр.э.) разрушен вновь. Но к этому времени закат ассирийского владычества был действительно близок. С 626 г. до хр. э. в Вавилонии правила независимая от Ассирии халдейская династия, а в 612 г. коалиция вавилонян и родственных персам мидян разрушила столицу Ассирии Ниневию.

6. Однако Ново-Вавилонская империя, возникшая на развалинах Ассирии, была на свой лад не менее жестокой и проводила во многом сходную политику ограбления периферии и сосредоточения экономических ресурсов и социального капитала в центральной и южной Месопотамии.

7. Вавилон в это время вновь становится международным торговым и финансовым центром (включая возникающие корпорации, занимавшиеся среди прочего и банковскими операциями, такие, как процветавшие и в более позднюю персидскую эпоху фирмы семей Эгиби и Мурашу)и одновременно ведет захватнические войны в Сирии и Палестине. В ходе одной из таких войн вавилоняне уничтожили Иудейское царство, взяв Иерусалим и разрушив построенный Соломоном первый Храм (586 г. до хр. э.). Большая часть еврейского населения Иуды была переселена в Вавилонию.

8. Именно в период Вавилонского плена и в последовавшую за ним персидскую эпоху происходит систематизация и оформление библейского канона и связанного с ним комплекса ритуальной практики. Таким образом постепенно складывается религиозная основа раннего иудаизма. Вместе с тем пророки постепенно утрачивают центральную роль в религиозной жизни, которую они приобрели в конце эпохи первого Храма и сохраняли в период вавилонского господства и в начале персидской эпохи. Но кто такие пророки, какова была их роль в обществе и культуре этого периода? На этот вопрос мы постараемся ответить в следующей главе.

Глава 59.

1. Я закончил 58ю главу вопросом о том, что представляло собой пророческое движение, как социальный и культурный феномен, какова была его роль в древнееврейском обществе ассирийской и неовавилонской эпохи.Лучше всего мы можем ответить на этот вопрос разбором конкретных примеров и ситуаций. В частности книга пророка Иеремии особенно насыщена описаниями жизненного контекста деятельности пророков. Ниже я привожу один пример того, как социальная критика у пророков приобретала конкретный смысл и личного адресата в виде правителей Иудеи из династии Давида, а затем мы посмотрим, как относились к этой критике сами современники.

2. Начнем с библейского текста, в данном случае речь идет о 22й главе книги  пророка Иеремии.

1. Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие
2. и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами.
3. Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.
4. Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их.
5. А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым.
6. Ибо так говорит Господь дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми
7. и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями, и срубят лучшие кедры твои и бросят в огонь.
8. И многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: «за что Господь так поступил с этим великим городом?»
9. И скажут в ответ: «за то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонялись иным богам и служили им».
10. Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей.
11. Ибо так говорит Господь о Саллуме, сыне Иосии, царе Иудейском, который царствовал после отца своего, Иосии, и который вышел из сего места: он уже не возвратится сюда,
12. но умрет в том месте, куда отвели его пленным, и более не увидит земли сей.
13. Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его,
14. кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные», — и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою.
15. Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.
16. Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.
17. Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие.
18. Посему так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: не будут оплакивать его: «увы, брат мой!» и: «увы, сестра!» Не будут оплакивать его: «увы, государь!» и: «увы, его величие!»
19. Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима.
20. Взойди на Ливан и кричи, и на Васане возвысь голос твой и кричи с Аварима, ибо сокрушены все друзья твои.
21. Я говорил тебе во время благоденствия твоего; но ты сказал: «не послушаю». Таково было поведение твое с самой юности твоей, что ты не слушал гласа Моего.
22. Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь постыжен и посрамлен за все злодеяния твои.
23. Живущий на Ливане, гнездящийся на кедрах! как жалок будешь ты, когда постигнут тебя муки, как боли женщины в родах!
24. Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя
25. и отдам тебя в руки ищущих души твоей и в руки тех, которых ты боишься, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки Халдеев,
26. и выброшу тебя и твою мать, которая родила тебя, в чужую страну, где вы не родились, и там умрете;
27. а в землю, куда душа их будет желать возвратиться, туда не возвратятся.
28. «Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он — сосуд непотребный? за что они выброшены — он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?»
29. О, земля, земля, земля! слушай слово Господне.
30. Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее.
(Иеремия 22:1-30)

3. Теперь посмотрим на этот текст в контексте матричного анализа. Перед нами три парадигмы идентичности: 1)параномика FDB(т.е. буквально противозаконие, греч. предлог пара в данном  случае имеет значение "против")2) энергономика ADB и 3) экзономика AFD.

4. Параномика FDB в данном случае описывает поведение критикуемых Иеремией правителей (Саллум, Иоаким, Иехония): они устраивают свое благосостояние, символом которого является роскошный дворец с залами, обшитыми панелями из дорогостоящего ливанского кедра (контекстное поле прекрасных жизненных форм В) за счёт судебного произвола и эксплуатации бедноты (распорядительный вектор бесконтрольной власти FD и контекстное поле мира/рынка D, где бедняк является беспомощной, ничтожной частичкой).

5. Энергономика АDB это представленная самим Иеремией открытая парадигма идентичности, обещающая правителям Иудеи сохранение благосостояния и безопасности (контекстное поле конкретных относительно совершенных жизненных форм В)если они приведут свое поведение в соответствие с нормами социальной справедливости (контекстное поле общих принципов и норм А)обозначенными в религиозном законодательстве, как это делал отец Саллума благочестивый религиозный реформатор царь Иосия, и гарантирующая им разрушение их царства и изгнание и возможно личную гибель (контекстное поле мира D), если они будут продолжать свои беззакония.

6. Эта гибель описывается в терминах экзономики AFD. Отвергнувшие принципы правосудия А ради собственного произвола и выгоды (распорядительная линия бесконтрольной власти FD над жизнью и имуществом подданных) правители сами попадают в поле действия распорядительной власти Бога, срывающего их как перстень с руки, и отдающего их и их страну на смерть и разграбление.

Глава 60.

1. В прошлой главе мы видели, насколько острой и конкретной  бывала порой социальная критика у классических библейских пророков. Разумеется правителям и влиятельным религиозным фигурам (в том числе и официально признанным пророкам)такая критика понравиться не могла, ведь она напрямую подрывала их престиж и авторитет, особенно тогда, когда пророк произносил свои речи в общественном месте, при стечении народа. Посмотрим на конкретный пример такой ситуации в 26й главе книги пророка Иеремии.

1. В начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово от Господа:
2. так говорит Господь: стань на дворе дома Господня и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова.
3. Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их.
4. И скажи им: так говорит Господь: если вы не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам,
5. чтобы внимать словам рабов Моих, пророков, которых Я посылаю к вам, посылаю с раннего утра, и которых вы не слушаете, —
6. то с домом сим Я сделаю то же, что с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли.
7. Священники и пророки и весь народ слушали Иеремию, когда он говорил сии слова в доме Господнем.
8. И когда Иеремия сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки и весь народ, и сказали: «ты должен умереть;
9. зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?» И собрался весь народ против Иеремии в доме Господнем.
10. Когда услышали об этом князья Иудейские, то пришли из дома царя к дому Господню и сели у входа в новые ворота дома Господня.
11. Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: «смертный приговор этому человеку! потому что он пророчествует против города сего, как вы слышали своими ушами».
12. И сказал Иеремия всем князьям и всему народу: «Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали;
13. итак исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрек на вас;
14. а что до меня, вот — я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым;
15. только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши».
16. Тогда князья и весь народ сказали священникам и пророкам: «этот человек не подлежит смертному приговору, потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего».
17. И из старейшин земли встали некоторые и сказали всему народному собранию:
18. «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего — лесистым холмом.
19. Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? и Господь отменил бедствие, которое изрек на них; а мы хотим сделать большое зло душам нашим?
20. Пророчествовал также именем Господа некто Урия, сын Шемаии, из Кариаф-Иарима, — и пророчествовал против города сего и против земли сей точно такими же словами, как Иеремия.
21. Когда услышал слова его царь Иоаким и все вельможи его и все князья, то искал царь умертвить его. Услышав об этом, Урия убоялся и убежал, и удалился в Египет.
22. Но царь Иоаким и в Египет послал людей: Елнафана, сына Ахборова, и других с ним.
23. И вывели Урию из Египта и привели его к царю Иоакиму, и он умертвил его мечом и бросил труп его, где были простонародные гробницы.
24. Но рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию, чтобы не отдавать его в руки народа на убиение».
(Иеремия 26:1-24)

2. Попробуем применить к этому тексту матричный анализ. Здесь мы имеем дело с тремя парадигмами идентичности 1) энергономика DAB; 2) метаномика CAF; 3) параномика BFD.

3. В контексте энергономики, представленной самим Иеремией и опирающейся прежде всего на нормативный принцип справедливости (контекстное поле общих норм и принципов А)пророчество остается условным и открытым. Если слушающие его покаются и изменят свое поведение, приведя его в соответствие с нормами справедливости А Бог изменит свое решение и обеспечит им возможность дальнейшего доступа к прекрасным жизненным формам (контекстное поле совершенных жизненных форм
В) и связанного с этим доступом благосостояния. Тем самым будет тематизирована в первую очередь верхняя горизонталь энергономики АВ.

4. Приведение собственного личного поведения (контекстное поле автономной личности С поскольку речь идет об обращении "каждого от злого пути своего")в соответствие с нормами справедливости А в данном случае обеспечивается метаномикой CAF, поскольку имеются в виду в первую очередь люди, наделенные властью (контекстное поле субъекта власти F).

5. Если же слушающие будут продолжать придерживаться параномики BFD (греческий предлог пара в данном случае означает "против", т. е. буквально противозаконие) и игнорировать принципы справедливости А, то последует разрушение города и государства, то есть негативная тематизация энергономной диагонали в виде вниз направленного вектора BD. От благосостояния и уютных домашних жизненных форм В обитатели Иерусалима и Иудеи в целом перейдут к состоянию разрушенной хаотической данности D, где они окажутся в беспомощном положении убитых и порабощенных войсками Вавилонского царя.

6. Заметим, что смерти Иеремии требуют именно священники и пророки, причем ни один из них не делает попыток утверждать, что он говорит ложь и что поведение правителей соответствует справедливости А. Таким образом контекстное поле А требующими казни полностью игнорируется, так как не входит в параномную парадигму идентичности.

7. Напротив для Иеремии, опирающегося на энергономную парадигму DAB, справедливость является ключевым понятием, поэтому он предполагает, что даже его противники исходят из того, что представляется им хорошим и справедливым. Его также заботит вопрос о подлинности своего свидетельства (истина, также как и справедливость относится к контекстному полю общих принципов А)который здесь даже не поднимается его противниками. Только те, кто выступают против смертной казни, делают попытку определить насколько его слова соответствуют их жизненному и историческому опыту.