Storm in his eyes. Оби-Ван и внезапное признание

Варфоломей Свободнов
      С са­мого на­чала Квай-Гон не хо­тел брать его се­бе в уче­ники. Оби-Ван был рез­вым, шум­ным и не­удер­жи­мым маль­чиш­кой, со­вер­шенно не­обуз­данным и не­уп­равля­емым. Он был сво­ен­ра­вен и не приз­на­вал ав­то­рите­тов, по лю­бому по­воду у не­го име­лось своё мне­ние, и он был го­тов бук­валь­но драть­ся за не­го. Как сла­дить с та­ким, бы­ло не­яс­но. Но ма­гистр Й­ода нас­та­ивал, что­бы имен­но Квай-Гон стал его мас­те­ром, и тот с тя­жёлым сер­дцем по­вино­вал­ся, не же­лая огор­чать учи­теля. Он пред­ви­дел проб­ле­мы, мно­го проб­лем на пу­ти ста­нов­ле­ния это­го юно­го во­ина. И чутьё его не под­ве­ло. Он лишь ошиб­ся с ха­рак­те­ром этих проб­лем.
      Ес­ли с Оби-Ва­ном – ре­бён­ком ещё мож­но бы­ло хоть как-то до­гово­рить­ся, то с Оби-Ва­ном – юно­шей эти при­ёмы уже не ра­бота­ли. Ко­неч­но, с те­чени­ем вре­мени он стал бо­лее вы­дер­жан и урав­но­вешен, при­об­рёл рас­су­дитель­ность и обыч­но не свой­ствен­ную столь юно­му воз­расту муд­рость… но вся эта муд­рость и рас­су­дитель­ность раз­ве­ива­лась в прах, как толь­ко его зор­кий глаз вых­ва­тывал из тол­пы но­вое кра­сивое ли­чико или строй­ное те­ло. Мус­ку­лис­тый и стат­ный, с мяг­ким го­лосом и иг­ри­вой улыб­кой, он поль­зо­вал­ся фе­номе­наль­ным ус­пе­хом у пред­ста­вите­лей обо­их по­лов всех ан­тро­помор­фных рас. Его обо­жали, ему за­видо­вали, его не­нави­дели. Точ­нее, хо­тели бы не­нави­деть, но не мог­ли: юный оболь­сти­тель умел рас­по­ложить к се­бе поч­ти лю­бого. Де­вуш­ки, с ко­торы­ми он преж­де встре­чал­ся, ав­то­мати­чес­ки счи­тались прив­ле­катель­нее дру­гих: у Оби-Ва­на был от­менный вкус, а не­дос­татка во вни­мании он не ис­пы­тывал, и по­тому мог вы­бирать са­мых луч­ших – и не­из­менно вы­бирал, что­бы вско­ре ра­зоча­ровать­ся и ув­лечь­ся но­вой кра­сави­цей. Все зна­ли о его по­хож­де­ни­ях, ко­торые он не слиш­ком-то и скры­вал, но ник­то не мог на не­го пов­ли­ять. Квай-Гон с от­ча­яни­ем смот­рел, как его уче­ник без ма­лей­ших уси­лий раз за ра­зом по­коря­ет со­шед­ших на зем­лю бо­гинь кра­соты, и лишь тяж­ко взды­хал. Ча­ры его па­дава­на бы­ли силь­ны, и ус­то­ять пе­ред ни­ми бы­ло слож­но да­же об­ла­да­ющим Си­лой. И ча­ры эти за­тума­нива­ли взор не толь­ко бес­ко­неч­ной че­реде его де­вушек.
      Од­нажды тер­пе­ние Квай-Го­на на­конец лоп­ну­ло. В тот ве­чер его па­даван, на­ходясь в ба­ре в ок­ру­жении де­виц, ув­лёк сра­зу нес­коль­ких из них, и шум­ная ком­па­ния, ве­село сме­ясь, скры­лась в не­из­вес­тном нап­равле­нии, по пу­ти со­бирая на се­бе жад­ные взгля­ды пуб­ли­ки. До са­мого ут­ра Оби-Ва­на ник­то не ви­дел, но на тре­ниров­ку он явил­ся в точ­но наз­на­чен­ное вре­мя – ак­ку­рат­ный и соб­ранный, и толь­ко ис­кры в его гла­зах бы­ли от­блес­ком бур­но про­ведён­ной но­чи. Вплоть до са­мого обе­да Квай-Гон лю­бовал­ся бе­зуко­риз­ненно от­то­чен­ны­ми гра­ци­оз­ны­ми дви­жени­ями сво­его па­дава­на, не­хотя от­ры­вая взгляд от его мо­лодо­го гиб­ко­го те­ла, ког­да тот за­мечал слиш­ком прис­таль­ное вни­мание учи­теля и на­чинал бес­по­ко­ить­ся, что где-то до­пус­тил ошиб­ку. Ве­чером, пе­репол­ня­емый мыс­ля­ми, не по­кида­ющи­ми его да­же во вре­мя ме­дита­ции, Квай-Гон, соб­равшись с ду­хом, на­конец об­ра­тил­ся за по­мощью к учи­телю. Выс­лу­шав его, ве­ликий ма­гистр дол­го ду­мал, а за­тем под­нял гла­за на сво­его быв­ше­го уче­ника и ска­зал то, что мас­тер мень­ше все­го ожи­дал от не­го ус­лы­шать:
      — Ос­та­нав­ли­вать не нуж­но те­бе его. Пе­реп­ро­бу­ет твой уче­ник всё, что хо­чет, пусть.
      Квай-Гон зас­тыл, как вко­пан­ный, и мол­ча слу­шал, не в си­лах вы­мол­вить ни сло­ва, и Й­ода про­дол­жил:
      — От­шель­ни­ком ве­ликим ста­нет од­нажды он, заг­ля­дывал уже в бу­дущее его я. Ве­ро­ят­но, сам ви­дел то же Оби-Ван, ли­бо пред­чувс­твие тя­гос­тное име­ет уче­ник твой. Пок­ры­ва­ют дос­то­инс­тва его рас­путность его, и ко­рить его нуж­ды не ви­жу я. Жиз­ни мно­го слиш­ком в нём, но бу­дет не всег­да так. Поз­на­ёт Си­лы сущ­ность не­обыч­ным об­ра­зом он, но де­лу на поль­зу идёт это. Жить эмо­ци­ями дай сей­час ему, по­том мог что­бы ра­зумом жить он. Спектр весь же­ла­ет уви­деть он, и ищет ощу­щений но­вых раз за ра­зом от­то­го. Так и бу­дет пусть. Име­ешь ес­ли что ска­зать ему, дер­жать глу­по внут­ри сло­ва свои. Учи­телем быть взял­ся ко­ли, так и ве­ди уче­ника сво­его пу­тями те­ми, что под­хо­дят луч­ше для не­го. Быть мо­жет, бли­же пу­ти ле­жат ва­ши, чем ду­ма­ешь сам ты об этом.
      С эти­ми сло­вами ве­ликий ма­гистр от­пустил Квай-Го­на раз­мышлять над ска­зан­ным, ода­рив на­пос­ле­док хит­рой улыб­кой.
      Ког­да приш­ло вре­мя для но­вого за­нятия, мас­тер по­доз­вал к се­бе Оби-Ва­на и приг­ла­сил при­сесть ря­дом. Тот по­вино­вал­ся и при­гото­вил­ся слу­шать.
      — Я хо­тел бы по­гово­рить с то­бой.
      — Да, учи­тель. Я весь вни­мание.
      Чис­тый взгляд не­бес­но-го­лубых глаз прон­зал нас­квозь и по­ражал сво­ей не­вин­ностью. Хо­телось зак­рыть­ся – ру­кой, Си­лой… или пог­ру­зить­ся в них и уто­нуть. Рас­тво­рить­ся без ос­татка, за­быв обо всём. Нес­коль­ко дол­гих мгно­вений спус­тя всё же отор­вавшись от этих двух без­донных озёр, обе­ща­ющих всё и да­же боль­ше – лю­бому, но толь­ко не ему, – мас­тер за­гово­рил – мед­ленно, слов­но каж­дое сло­во да­валось ему с боль­шим тру­дом.
      — Твои по­хож­де­ния…
      Юно­ша вски­нул го­лову, и сми­рение сме­нилось хо­лод­ной ре­шимостью.
      — Прос­ти­те, учи­тель, но, при всём мо­ём ува­жении…
      Квай-Гон вни­матель­но пос­мотрел на не­го и под­нял ру­ку, пре­секая всплеск Си­лы, спро­воци­рован­ный его сво­ен­равным па­дава­ном. По­ток энер­гии, ль­ющий­ся из не­го, сби­вал ды­хание и ме­шал сос­ре­дото­чить­ся.
      — По­дож­ди. Не пе­реби­вай ме­ня, — сло­ва проз­ву­чали су­хо и жёс­тко, как удар пал­ки для спар­ринга.
      Оби-Ван мгно­вен­но взял се­бя в ру­ки, но ре­шимос­ти не ут­ра­тил. Он скло­нил го­лову и всем сво­им ви­дом стал по­ходить на наш­ко­див­ше­го щен­ка, пой­ман­но­го с по­лич­ным, но не го­тово­го по­нес­ти на­каза­ние. Квай-Го­ну ста­ло жаль его, но он дол­жен был ска­зать всё.
      — Так вот. Твои по­хож­де­ния при­чиня­ют мне мно­го бо­ли, Оби-Ван. Мне тя­жело ви­деть и знать, что ночь за ночью ты рас­путни­ча­ешь, и не вид­но это­му ни кон­ца, ни края.
      Го­лубая вспыш­ка – юно­ша под­нял на сво­его учи­теля взгляд, пол­ный смя­тения.
      — Прос­ти­те, учи­тель. — Мяг­кий го­лос зву­чал роб­ко, и чувс­тво­валось, что он го­ворит о сво­их пос­тупках ис­крен­не – воз­можно, впер­вые за дол­гое вре­мя. — Но моё по­веде­ние име­ет свои при­чины. По­жалуй­ста, поз­воль­те мне объ­яс­нить. Каж­дый раз во вре­мя… — он осёк­ся и за­тем про­дол­жил, тща­тель­но под­би­рая сло­ва. — То, что ви­дите вы и ви­дят все дру­гие – это лишь ма­лая часть то­го, что про­ис­хо­дит на са­мом де­ле. Ес­ли вы ду­ма­ете, что я жа­ден до плот­ских удо­воль­ствий, то вы, учи­тель, оши­ба­етесь во мне, и мне жаль, что я не смог убе­дить вас в об­ратном сво­ими ус­пе­хами в дру­гих, бо­лее бла­город­ных, об­ластях. От­да­ва­ясь в объ­ятия по­хоти, я имею воз­можность не толь­ко до­пол­ни­тель­но тре­ниро­вать своё те­ло, но ещё и по-но­вому об­ра­щать­ся к Си­ле и изу­чать её при­роду, и те­перь я лишь ищу то­го, кто по­мог бы мне – воль­но или не­воль­но – от­крыть нуж­ный мне ка­нал. Ког­да я справ­люсь с за­дачей, мой об­раз жиз­ни кру­то из­ме­нит­ся, хо­тя дол­жен приз­нать­ся, мне нра­вит­ся фи­зичес­кая бли­зость, и, нес­мотря на все зап­ре­ты Ор­де­на, я бу­ду про­дол­жать ид­ти выб­ранным мной кур­сом. Прос­ти­те мне мою дер­зость, учи­тель, но вы да­же не пред­став­ля­ете, нас­коль­ко я смог прод­ви­нуть­ся имен­но бла­года­ря сво­им, как вы вы­рази­лись, рас­путс­твам. Быть мо­жет, те­перь, ког­да я рас­ска­зал о сво­их мо­тивах, они бу­дут дос­тавлять вам мень­ше бо­ли.
      Квай-Гон по­качал го­ловой:
      — Бо­юсь, что те­перь ста­нет лишь ху­же. Не рас­путность твоя ме­ня бес­по­ко­ила всё это вре­мя. И не зап­ре­ты Ор­де­на. Как те­бе до­под­линно из­вес­тно, я и сам иног­да об­хо­жу Ко­декс.
      — Но что же тог­да, учи­тель?
      Ещё вспыш­ка – ка­жет­ся, в этих гла­зах пля­шут мол­нии. С та­ким взгля­дом на ка­кой-ни­будь сла­бо раз­ви­той пла­нете маль­чиш­ка лег­ко мог бы сой­ти за бо­га-гро­мовер­жца. А уж к пок­ло­нению ему не при­выкать. Квай-Гон по­ник и слов­но бы сжал­ся, го­товясь к уда­ру.
      — За всё это вре­мя ты ус­пел пе­реп­ро­бовать мно­го пар­тнё­ров, и, нас­коль­ко мне из­вес­тно, сре­ди них бы­ли и не­кото­рые из чле­нов Ор­де­на. Всех цве­тов и рас, нев­зи­рая на пол и воз­раст. И при всём мно­го­об­ра­зии тво­их лю­бов­ни­ков ты ни ра­зу не взгля­нул на то­го, кто дей­стви­тель­но мог бы по­мочь те­бе в дос­ти­жении тво­ей це­ли. На то­го, кто всег­да был ря­дом. Нуж­но бы­ло лишь по­дой­ти бли­же.
      Го­лубые озё­ра по­дёр­ну­лись рябью.
      — Учи­тель, я не по­нимаю.
      Гро­зовые ту­чи на­чали со­бирать­ся над нес­по­кой­ны­ми во­дами, и но­вые всплес­ки Си­лы ста­ли раз­ли­вать­ся вок­руг, зас­тавляя всё жи­вое чувс­тво­вать се­бя не­уют­но. Квай-Гон не стал по­дав­лять эти воз­му­щения.
      — Я люб­лю те­бя, мой юный па­даван. И всег­да лю­бил. Не как сы­на, не как уче­ника или бра­та. И каж­дый раз, ког­да ты уда­лял­ся раз­вле­кать­ся в но­вом об­щес­тве, я с го­речью ду­мал, что на этом мес­те мог бы быть я. Ты­сячи раз я пред­став­лял нас, вы­шед­ших на но­вый уро­вень от­но­шений, и ты­сячи раз не ре­шал­ся ска­зать.
      Пер­вые мол­нии про­реза­ли тём­ную си­неву. Оби-Ван мор­гнул и отс­тра­нил­ся. Он не по­верил в ус­лы­шан­ное и выг­ля­дел ос­кор­блён­ным до глу­бины ду­ши.
      — Учи­тель, за­чем вы так со мной? Я от­крыл­ся вам, как ни­кому дру­гому… Вы мог­ли бы воз­дей­ство­вать на ме­ня как-то ина­че, за­чем же фак­ти­чес­ки сме­ять­ся мне в ли­цо? Прос­ти­те ме­ня, но я дол­жен уда­лить­ся на вре­мя. Я сно­ва прис­туплю к за­няти­ям, как толь­ко бу­ду го­тов. Про­шу, не гне­вай­тесь.
      Он рез­ко встал и прак­ти­чес­ки вы­летел из ком­на­ты, и в те­чение не­дели ник­то, да­же ма­гистр Й­ода, не знал, где его мож­но най­ти. Ког­да Оби-Ван вер­нулся и, как и обе­щал, во­зоб­но­вил за­нятия, он выг­ля­дел спо­кой­ным и уве­рен­ным, и Квай-Го­ну ка­залось, что его уче­ник рез­ко пов­зрос­лел. Его от­но­шение к учи­телю не из­ме­нилось, но соз­да­валось впе­чат­ле­ние, что что-то в юно­ше как буд­то над­ло­милось. В сво­бод­ное вре­мя он боль­ше не пре­давал­ся плот­ским уте­хам, а ме­дити­ровал, гу­лял или чи­тал в биб­ли­оте­ке древ­ние тек­сты. Из­ме­нил­ся с тех пор и сам Квай-Гон. По­гова­рива­ли, что он сно­ва про­сил а­уди­ен­ции у ве­лико­го ма­гис­тра, и на этот раз дли­лась она боль­ше су­ток. Не­из­вес­тно, прав­да ли это или нет, но вско­ре ма­гистр Й­ода на вре­мя уда­лил­ся от дел, сос­лавшись на ус­та­лость, а Квай-Гон, нап­ро­тив, выг­ля­дел пос­ве­жев­шим и пре­об­ра­зив­шимся, слов­но с его плеч сня­ли тяж­кую но­шу. К то­му раз­го­вору мас­тер и его юный па­даван боль­ше ни­ког­да не воз­вра­щались.

RF 8 VIII 2017