Прошка

Мурат Адашесов
               

                Своей бабушке Осиповой В. П.               
                Посвящаю.

                П Р О Ш К А
               
                Рассказ
               
               
                Когда покос,               
                не суй к огню нос.
               
                Автор.


   Случилась эта история давно. Автору этих строк её рассказала однажды зимним вечером бабушка, которая была очевидцем, происшедшего на самом деле случая. В те времена она была ещё девочкой, но события того далёкого дня, настолько ярко отложились в её памяти что слушая её рассказ невольно видишь всю картину происшедшего, словно сам был участником тех давних событий.

   – Приключилось это в сенокосный сезон. Пора было уже сено скирдовать. Лето было жаркое и на редкость засушливое. Сено удалось на славу, но вот огородам дождь нужен был край как. Помалу конечно поливали, что могли, колодцы-то в каждом дворе есть, но разве картошку али кукурузу польёшь? Горят культуры не вызрев. Кое-что на грядках было, но жара стояла такая, что ещё чуть, и нет урожая.
 
   На уборке сена все работают, гуртом, как говорится, даже дети помогают. Тогда время такое было, не то, что сейчас, молодёжь в город тянется. И что в городе делать? Кроме храма да базара хорошего нет ничего.  Да и то в церковь сейчас мало ходят, всё больше по танцулькам, да по кинам. Безбожники одним словом. Я вот про одного такого и сказываю.
 
   Звали его Прошкой, Прохор значить, а хвамилия у него была Бесолюбов, прости, Господи! И как можно жить-то с хвамилией такой? Так вот этот самый Прохор лодырем был, которого отродясь не сыскать. Так если ещё не помогал, полбеды было бы. Ведь он подлец норовил опаскудить всё, испоганить...Мешал он всем и во всём всячески, козни разные строил, потешался, как мог, окаянный. 
Все его придурковатым ведь считали. Оно конечно же так и было, да потом сомневаться все, после случая того, стали.
 
   Но главная его беда конечно в другом была, нехристь он был страшный. Срамил он Всевышнего, не боясь никого и ничего. Особенно прилюдно. Просто, как чёрт , какой-то, прости, Господи, что помянула,- старушка перекрестилась. Если какой праздник церковный приходился, али служба какая, так он обязательно сорвать всё хотел. Доходило до того, что мужиков вперёд посылали, что бы Прошку не пущать. Вот такой был значит Прошка наш, дурачок одним словом.
 
   А в день тот, про который рассказываю, люди на покосах сено убирали. Много люду в лугах было, в деревне почитай старики да детки малые пооставались. «Когда покос,- не суй к огню нос». Это уж точно подмечено. Где Прошка был неизвестно, но он точно не поджигал, как думали потом многие. Это у Калмыковых первых загорелось, - так бывает, что не приведи,Господи.
 
   Калмыковы-то сено уже привезли и сидели обедали перед разгрузкой. Женщины, как водится, у плиты суетятся, мужики за столом с ложками сидят. Ну, кто-то там из женщин уронила в плиту, что-то,золото, что ли, и давай они из плиты жар совком тягать. А тут и он налетел, неожиданно ветер возник, сразу, как-то. Аж страшно стало, как, кто-то у поддувала дверку открыл, загудело сразу. Сдуло жар с совка-то первым же порывом, завертело, закружило, да и бросило угольки те прямо в телегу. Как порох сено вспыхнуло, а с ним, и сарай, и хата загорелись. Следующий дом Криволапкиных в огне оказался и сарайчик их так-же, в трёх метрах-то от избы стоял. А тут такой ураган начался, что подхватил ветер горящее жаром сено, поднял его в воздух и понёс охапками над всей деревней, бросая пламенные куски на крытые дранью крыши домов. Что тут началось?! Крики со всех сторон, плачь, матюги мужицкие, скотина обезумевшая ревёт...Что спасать, как тушить, где ж воды-то столько взять?! Беда. Беда и горе. ПОЖАР!
 
   Народ весь в лугах, а хаты горят...Люди криком заходятся, к Богу взывают, а треску, а огня, а жару, не передать. Казалось, что весь мир зажёгся. Лес загорелся...
 
   Церковь в набат забила, что б людей с полей зазвать. Но они сами ещё раньше дым заметили. Работу побросали и бегом в деревню кинулись. Уже в пути по дороге народ звук колокола услышали. Вот тогда и обмерли сердца станичников от страха.
 
   А тут ещё беда, открывай ворота. Ещё кто-то в день тот скошенное перевозил. Ну и несётся ж та телега с копной сена в сторону церкви. Люди так и застыли от ужаса. Лошади вольно к людям бегут, за вожжами-то нет ни кого, а сено полыхом полыхает. Только и успели с пути ихнего уйти, как лошади обезумев от близкого огня в церковный двор забежали. А телега, зацепившись за, что-то, перевернулась и на полном ходу опрокинула горящее сено с лошадьми прям на церковную стену. Словно свечка церковь огнём занялась, мгновенно.
 
   Люди на камни попадали, голосят...А одна женщина всё кричит:»Икону спасайте! Икону Божьей Матери спасите! Смилуйся, Господи, пошли защитника верного. Икону спасите!»
 
   Вот тогда всё и случилось. Деревня горела, а ветер не утихал. В этом месте бабушка не надолго замолчала, словно, что-то вспоминая. Всхлипнула, вздохнула тяжело и продолжила.
 
   - Народ видит, как подскочил вдруг Прошка и бегом к церкви побежал. Кричит, что-то Богу, кулаком в небо грозит, а сам при этом в огонь горящей церкви сиганул. Прямо в огонь и сиганул. Люди только ахнули, да давай ещё громче голосить. И вдруг кто-то из детей крикнул:- Гляньте, гляньте, Прошка на крыше! Глядите! И вправду...По коньку крыши, прижимая к груди икону, сквозь дым и огонь, шёл наш Прошка.
 
   Он спрыгнул с горящей кровли на пристройку и кубарем скатился вниз. А женщина та, кричит ему:» Беги вокруг церкви, Проша, беги кругом церкви!» И вот наш дурачок, не верующий Прошка, не поднимаясь на ноги, побежал вокруг горящей церкви, на коленях, вытянув на руках к небу икону. А когда кольцо завершил, молния тут же сверкнула и гром прогремел, и такой ливень пошёл, что, как и пожара того, я в жизни не видела. Сплошная вода. И ветер стих тут же. Так и погасил дождь хаты наши. Слава всем святым. Аминь.

   А Прохор, после этого случая, в семинарию духовную учиться пошёл, и хвамилию на Белолюбов изменил. Сказал, что когда охвормляли ошиблись. Оно наверное так и было, а откуда иначе такой хвамилии найтись.

   Церковь конечно новую отстроили, лучше прежней. А икона и сейчас на своём месте стоит. Её сразу видно, обугленная с двух сторон в центре она.  Иконостас-то уже в огне был, когда Прошка наш до неё добрался. Вот такое, внучата, на моём веку чудо было, сама всё видела. Ну, вы играйте, а я коровку доить пошла, да по хозяйству управляться пора мне. А вы в чудеса Божье верьте, детки, по тому, как есть Он, Бог-то. Закончила бабушка рассказ и вышла из хаты.

                Май 2004г. Майкоп.