Забавная игрушка спиннер

Олег Маляренко
Игрушки в отдельных случаях уподобляются инфекции. Возникают неведомо где, а потом быстро распространяются, захватывая города, страны, континенты, пока не доберутся до всего земного шара. Вспомнить на нашей памяти кубик Рубика, цветные спиральки, йо-йо и другие. А теперь добрались до спиннера.

Слово «спин» (от английского spin – крутить, вертеть)  мне известно из курса физики, где оно связано с вращением частиц атомного ядра. Я не поленился и заглянул в англо-русский словарь на слово spinner, где оно означает – прядильщик, пряха. Так вот, каких специалистов развелось видимо-невидимо  среди детей и даже взрослых! И всё благодаря вездесущей рекламе и умелому маркетингу. Пишут, что изделие эффективно развивает пальцы рук и обладает антистрессовым воздействием, помогает справляться с волнением. Возможно, что так и есть, не спорю, но следует признать, что это дань моде. Наиграются и забросят в ожидании следующей чудо-игрушки. А пока, у вас ещё нет спиннера? Тогда мы идём к вам!

Когда я увидел в руках малыша крутящийся спиннер, ещё не зная значения этого слова, то в моей голове зародилась смутная мысль, что где-то видел подобное. И точно! Такую штуковину я изготовил много лет назад, и она долго украшала мой рабочий стол.

Всё началось, когда в моих руках оказалась крышка вращающегося трансформатора, используемого в системах автоматики. Круглая, обтекаемой формы, с гнездом под подшипник, покрытая чёрной краской, размером с ладошку. Спонтанно у меня возникла мысль – сделать из неё вертушку. Я заказал токарю выточить для неё основание со штырём, но вначале надо перекрасить крышку в более приятные цвета.

После долгого и напряжённого обдумывания пришёл к мнению, что её надо покрасить в цвета радуги. Это позволит при вращении получить белый цвет. Как известно, в радуге семь основных цветов – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы их запомнить, придумали шуточное предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Я разбил крышку на семь секторов и закрасил каждый соответствующей краской, но этого было мало. Надо было придумать слова, каждое из которых должно содержать четыре буквы и начинаться с первой буквы их цветов. После лёгкого мозгового штурма возникли требуемые слова приятного значения:

КАЙФ – наслаждение, блаженство.
ОБИЧ – любовь на болгарском, и не какая-нибудь, а страстная.
ЖИВО – жизнь, для итальянцев и музыкантов vivace.
ЗАРЯ – солнце, рассвет, закат, ЗАРЯд бодрости.
ГОРА – вершина, дань горному туризму, которым увлекался в молодости.
СИЛА – стойкость, крепость, здоровье.
ФАРТ – счастье, удача, везение.   

Получилась подходящая подборка, и я красиво написал её на крышке тонкой кисточкой. Когда краска подсохла, покрыл крышку лаком для большей стойкости.

Для вертушки я использовал высокоточный подшипник нулевого класса и покрыл его тонким слоем специальной смазки. Своё изделие я прочно укрепил  на краю стола, который пришлось просверливать насквозь.

Настала пора испытать агрегат. Я крутанул крышку и стал за ней наблюдать. Радужные цвета слились в белый цвет, и только, когда скорость вращения упала, они стали проявляться. Затем начал засекать время пробега, а оно немного не дотягивало до трёх минут. Волна радости накрыла меня с головой. В этот момент вокруг раздались оглушительные аплодисменты коллег. Пока я увлечённо возился с вертушкой, они с любопытством следили за моими действиями. Посыпались вопросы, на которые я давал остроумные ответы:

- Что это такое?
- Прибор для поднятия настроения.
- Насколько оно поднимается?
- Чем дольше крутишь, тем выше.
- Что написано по краям?
- Сакральные слова.
- Можно будет воспользоваться твоим прибором?
- Можно, но за отдельную плату.
- Есть инструкция на твой прибор?
- Только пишется.
- Долго ты будешь морочить нам головы?
- Долго. Прибор это позволяет.

Раздалось громкое ржание коллег, к которому после некоторой выдержки присоединился и я.

После этого каждый, кто подходил к моему столу, не мог удержаться, чтобы не покрутить мою игрушку. О смысле слов, что я заложил в них, не рассказывал никому. В качестве дополнения к вертушке приклеил к столу стрелку. Какое слово останавливалось против неё, давало ход моим мыслям. Со временем убедился, что эта штуковина действительно повышает настроение. Определённого названия за ней не закрепил, в разное время они были: вертушка, крутилка, вертелка, юлавка, колёсик, волчок и другие. До спиннера я никогда бы не додумался.

Сейчас я задумался над тем, что тогда не догадался запатентовать, как выяснилось, моё изобретение. Нужно было обладать недюжинным умом, чтобы предположить, что спустя много лет вертушка неожиданно завоюет сердца детей и взрослых. Сейчас стал бы очень богатым человеком, и моя слава достигла бы заоблачных высот.

Впрочем, какое это изобретение, когда тысячу лет в буддистских храмах крутят барабанчики, которые ничем не хуже спиннеров.