Давно это было...

Владимир Темкин
Давно это было... Хотя, как давно? Всего-то лет 35 назад. Я, помнится, по просьбе родителей забежал их проведать, а, главное – заодно, забросить на антресоли чемоданы с зимними вещами, которые незадолго до этого я оттуда сбросил, а  они переложили, поменяв на летние, перед тем, как уезжать на дачу. Такое обычно бывало в конце апреля. К сожалению часто навещать их не удавалось, но в тот раз, помнится, спешить было некуда. Жена вечером отправилась на свои занятия йогой, попросив меня встретить её поздно вечером в метро на пересадке.
Забросить вещи наверх и навести порядок на полках заняло не более получаса, после чего мама ушла на кухню и занялась ужином. А мы с отцом, чтобы скоротать ожидание, уселись у телевизора. Вообще-то при таких встречах по отцовским предпочтениям чаще мы говорили о делах моих. Так ему было интересней приобщаться к нашим новостям, а мне – полезней выслушивать его оценки произошедшего. Но сейчас он вдруг  заговорил о своём. И начал отец с совершенно неожиданного утверждения о том, что по его нынешним пенсионерским ощущениям этот жизненный период не так уж и плох, как это принято думать. И главное его достоинство – свобода. Свобода, как это не странно, и прежде всего – в отношении времени.
- Вот ты, как человек работающий и к определенному распорядку дня этой работой привязанный,  ты меня, видимо, не сразу поймёшь! А я ведь, действительно, свободен. Вот, например, проснувшись в середине ночи, что ты будешь делать? С боку на бок ворочаться, пытаясь заснуть. Ведь в шесть утра тебе вставать нужно по будильнику... А я, свободный от этой необходимости, скорей всего встану, оденусь, перейду из спальни сюда. Тут у меня окно в мир – и телевизор, и музыка, и библиотека. Могу, скажем, чайку  сганашить.  Могу почитать, могу негромко и пластиночку любимую послушать. А, захотелось, могу и  ночные новости или фильмец какой-нибудь старый посмотреть. Ты себе даже не представляешь, как это замечательно хоть ненадолго оказаться предоставленным самому себе! Тишина, покой, умиротворение.  А задремалось, положим – выключил, перебрался на диван, плед набросил и досыпай до утра в своё удовольствие, и ведь ровно столько сколько захочется. Свободен! И нет в свободе твоей никаких ограничений и напряжений.
- Что-то ты перехватываешь, дед. Может быть в этом ты и свободен, но в чем-то другом всегда найдется, чем тебя поприжать. Да, вот хоть – здоровье, это в старости уже проблема. Или вот материальная сторона, которую ты, может быть, со своей военной пенсией и не так чувствуешь, как другие. Но в общем случае она ведь существует! Или...
- Да понятно оно, всё это. Абсолютной свободы никому не дано. Всяк ведь свободен в пределах своих возможностей. Это понятно! Но вот, если взглянуть относительно, то очень важно увидеть её, свободу, и почувство-вать. И ещё более важно, уметь ей, этой своей свободе, радоваться, уметь ею пользоваться и ценить. Как жизненный итог, своим трудом, своим горбом и своими руками заработанный!