Русские

Умереть Легко
Я - русский, потому что думаю по-русски, потому что думаю, как русский, потому что поступаю, как русский.

Мое сознание имеет эзотерическую прошивку русского кода:
#Пушкин, Толстой, Иван Грозный, Великая Отечественная Война, Маяковский, #Ломоносов, "Ирония судьбы, или с легким паром", Октябрьская революция, Ленин, #Спутник, Гагарин, Москва, зимний салат, водка, Достоевский, мороз,  #"Эх,дубинушка...",  Юрий Шевчук, Сталин, "Младший лейтенант, парень молодой...",
#Калининград-Владивосток, #"Мама мыла раму", "Никто не забыт, ничто не забыто", #пельмени...

Сижу в метро, пустой вагон, напротив меня сидят две женщины, одной - лет за семьдесят, второй - лет пятьдесят. Обе вполне интеллигентного вида, младшая даже в очках. Они похожи друг на друга, сразу видно мать и  дочь, одинаково поджимают губы, одинаково придерживают сумки.

Вдруг дочь говорит:

- Ты всегда меня ненавидела, а теперь мстишь!

Зрачки в ее серых глазах, совершенно таких же, как у матери, превратились в злобные точки, которыми она сверлила почему-то меня, а не мать.

Я был в наушниках, но музыка была тихая и я все слышал, однако я постарался смотреть на них отрешенным взглядом человека, который не с ними и вообще не в этом мире, а лечу где-то над вагоном.  Это сработало, дочь, просверлив дырку в моей рубашке, повернулась к матери и сказала:

- ...

Звук заглушил грохот поезда. Впрочем, я услышал в конце:

- шшш

Видимо, снова "мстишь".

Прямо пронеслась вся их жизненная драма у меня перед глазами! Драма, которая всю жизнь гложет этих женщин.

Ничего удивительного в этой сценке не было, однако, мое сознание сместилось и было обострено, так как сместилось мое бытие в далеко на запад. Метро, в котором я ехал здесь называется subway, а еду я из Brooklyn'а на Manhattan.

Судя по тому, что женщины уже сидели в вагоне, когда я вошел, ехали они с Брайтон-бич. И когда я их увидел, то тут же понял: русские.

Такое ощущение, что русские здесь закапсулировались в 90-х годах. Они также одеваются и совершенно также думают, кстати, многие или вообще не говорят по-английски, или говорят очень плохо. Странно, но они более советские, чем я. Еще в их облике есть странное сочетание самодовольства и неуверенности. Самодовольство, видимо, они приобрели из опыта общения со своими менее удачливыми знакомыми, которые остались в России, а неуверенность их настигает, когда они возвращаются в свою американскую действительность.

Многие живущие здесь русские с презрением относятся к России и за это уже они достойны презрения. Хотя понятие национальной гордости для меня уже давно накрепко связано с технологией манипуляции массового сознания. Я может сам в России много чего презираю, но если какая-то скотина начинает поносить при мне Россию, то он  может получить от меня вполне неиллюзорных низдюлей.

Вспомнилась сценка из лучшего и чрезвычайно любимого мною романа Набокова "Дар". Там молодой русский писатель, сбежав от Революции, живет в Германии, которую не любит. И, как-то раз в трамвае, в порыве раздражения смотрит на немца, сидящего напротив, и проговаривает за что он ненавидит немцев. Нет, извините, за длинную цитату, приведу слова Набокова:
"и тем самым обратил его раздражение в какое-то ясное бешенство, так что, взглянув пристально на сидящего, читая его черты, он мгновенно сосредоточил на нем всю свою грешную ненависть (к жалкой, бедной, вымирающей нации) и отчетливо знал, за что ненавидит его: за этот низкий лоб, за эти бледные глаза; за фольмильх и экстраштарк, -- подразумевающие законное существование разбавленного и поддельного; за полишинелевый строй движений, -- угрозу пальцем детям -- не как у нас стойком стоящее напоминание о небесном Суде, а символ колеблющейся палки, -- палец, а не перст; за любовь к частоколу, ряду, заурядности; за культ конторы; за то, что если прислушаться, что у него говорится внутри (или к любому разговору на улице), неизбежно услышишь цифры, деньги; за дубовый юмор и пипифаксовый смех; за толщину задов у обоего пола, -- даже если в остальной своей части субъект и не толст; за отсутствие брезгливости; за видимость чистоты -- блеск кастрюльных днищ на кухне и варварскую грязь ванных комнат; за склонность к мелким гадостям, за аккуратность в гадостях, за мерзкий предмет, аккуратно нацепленный на решетку сквера; за чужую живую кошку, насквозь проткнутую в отместку соседу проволокой, к тому же ловко закрученной с конца; за жестокость во всем, самодовольную, как-же-иначную; за неожиданную восторженную услужливость, с которой человек пять прохожих помогают тебе подбирать оброненные гроши; за... Так он нанизывал пункты пристрастного обвинения, глядя на сидящего против него, -- покуда тот не вынул из кармана номер васильевской "Газеты", равнодушно кашлянув с русской интонацией."

Я здесь хожу в Публичную библиотеку, где частенько проводятся языковые группы для иностранцев, совершенно бесплатно. Сюда я хожу за языком и общением, кого только я не встретил здесь. Особенно много китайцев, один старик сказал мне, что уже 33 года живет в Нью-Йорке. При этом по-английски он говорил отвратительно.
- Ю р май хиро! - совершенно искренне сказал я ему.

Много из Латинской Америки, чуть-чуть из Европы и Ближнего Востока.

Однажды, встретил там русскую девушку, лет этак тридцати. Мы пришли раньше, до начала и ведущая группы, американка спросила откуда мы - оба ответили: from Russia, пользуясь случаем, я спросил ее по-русски:
- А вы откуда из России?
- I came here to speak English, - отбрила она.
- Sorry! - сказал я и добавил. - Я просто думал, что вы русская.
- What?
- Never mind...

Да, забыл сказать, я - по национальности не русский.