Невольно приходится возвращаться к названию нашей великой реки. Не все знают историю его возникновения . Истоки топонимики относят нас ко временам Екатерины II и первым немецким колонистам на берегах Нахоя.
Произносимая ими простая учтивая фраза "nach euch", трансформируясь и перейдя на кириллицу, превратилась в то, что мы читаем и слышим сейчас. Об этом, исправляя мою версию о происхождении названия Нахоя, поведал уважаемый Соавтор Иван Атарин.
И слава Богу, скажу я вам, что, хоть и неблагозвучно название, а на кириллице. Будь на изначальной латинице, могли бы и переименовать. Как расположенную рядом с рекой станцию. Ну, не звучит -Наливная. Вернее, как-то издевательски, особенно, в пору сухого закона звучала.
В чем причина волнения? Все банально. В деятельности нашего УФАС. Под этой аббревиатурой кроется весьма влиятельное управление федеральной антимонопольной службы.
На днях региональное отделение УФАС продолжило борьбу, нет, не с монополизацией всего и вся, отнюдь. Чиновников заинтересовали названия. На упомянутой мною в начале материала латинице.
Какие, в пору загнивающего капитализма, появляются в наших магазинах и салонах объявления? Не поверите, SALE. Именно так, с прописной, броско и привлекательно. Но веселья в этом весьма мало. Сейл, он и в Африке, а не только на берегах Нахоя, сейл. Распродажа, в основном китайского, изначально дешевого барахла.
Короткое слово наконец-то привлекло не только покупателя, но и УФАС. Обнаружили антимонопольщики его в витрине магазина, что на Вольской. И тут же вынесли свой жесткий, но справедливый вердикт:
"Данное иностранное слово встречается в нескольких языках и имеет различные значения. Потребителями рекламы являются представители разных слоев общества, возраста и образования"
Этим признанием чиновники открывают нам глаза. И не только про засилье "иностранщины". Судя по "разным слоям общества", на Саратовщине формируются дореволюционные сословия. Все в тренде (прости Господи), многие же ратуют за возвращение монархии и посконности. Почему бы и не оформить официально: дворяне, духовенство, городские и сельские обыватели.
Ну и по поводу, как обосновали свои требования чиновники "ведения подобных слов в заблуждение". Реально, приезжает нахоец с торбой за плечом в столицу Поволжья, идет по Вольской и видит за стеклом бутика непонятное ему слово. Читает по слогам: "Сале". О, восклицает нахоец, мне как раз сальца прикупить велели. Заходит, а там шматье китайское. Ну, Нахой,оно крестьянину?
Однако, господа, сомневаюсь я в изначальном позыве наших антимонопольщиков. Объявлений таких у нас пруд пруди. А все кризис и реакция на него "разных слоев общества". Богатенькие не будут затовариваться на Волской, ну а бедные ещё больше ужимаются. Вот и появляются на витринах многочисленные сейлы и оффы.
И означает все это, что хозяин лавчонки срочно распродает все свое богатство. И ничего более. Кстати, видели вы подобное при продаже еды? Идете мимо "Михайловских курочек" или "Дубков" и читаете: "SALE!" Кошмар. Не будет такого у нас никогда. Найдут способ или переработать "залежалость" или пустить втихаря по другой цене. И никаких сейлов.
Может, нашим антимонопольщикам лучше обратить внимание на цены наших продовольственных рынков? Уж, больно они "монополизируются".
А с многочисленными сейлами и оффами как нибудь сами разберемся.
Одно в этой ситуации радует. Название нашей великой реки, хоть и происходит с немецкого, но написано на родной кириллице. Да и звучит близко всем нашим сословиям.
Нахой!