Матушка

Анастасия Алексейцева
Далёкие семидесятые… Накануне Нового года в п.Березовка в детский садик «Колосок» прибыли молодые специалисты – две симпатичные девушки-сестрёнки. В это же самое время приехал в отпуск в родные края молодой парень Володя Новиков. Он совсем недавно закончил  Омское летное училище гражданской авиации и по распределению работал в далёком Хабаровске. Через дорогу от дома Володи жил его давний дружок Витя. И как-то раз ребята, гуляя по заснеженным улицам своего посёлка, познакомились с девчатами…  Владимир сразу обратил внимание на веселую, разговорчивую брюнетку – Галину. Никто и не предполагал, что эта дружба перерастёт в нечто большее. Но неслучайная встреча стала началом долгого, счастливого пути семейной жизни. 40 лет Володя и Галя шли рука об руку, поддерживая друг друга во всём, разделяя горе и радость…
У меня в руках портрет Галины Владимировны, матушки о.Владимира(Новикова), священника нашего Свято-Введенского храма. Её уже нет рядом с нами. В 2013 году она преставилась ко Господу. Я в доме этой удивительной женщины, в гостях у о.Владимира. Здесь хорошо и спокойно, в печке трещат дрова, солнечные лучи, попадая в комнату, нагревают пол. На старом кресле сидит и лижет лапу рыжий кот, добрый и пушистый. Но в то же время есть в этом теплом и уютном доме легкий сквозняк человеческого одиночества, потерянности и грусти. Мы сидим с о.Владимиром на диване, молча и внимательно разглядываем фотографию. Я в первый раз, а он уже в который раз…  На нас смотрит улыбающееся лицо матушки, смотрит легко и мягко, утешая, согревая.
«Какая она была, батюшка?», - спросила я.
«Она была очень доброй души человек, - ответил батюшка. Отзывчивая. Работала с детьми, очень хорошо разбиралась в психологии людей.  Все обязанности свои всегда исполняла на совесть. Наверное поэтому её часто продвигали вперед, избирали депутатом в органы местной власти. Вообщем, она всегда вела очень активную жизнь. Может быть это немного мешало устроению нашей семьи и быта, но я с этим мирился, так как работая в аэрофлоте, очень часто находился в командировках. Так она справлялась с долгими разлуками. Я очень ценил в ней одно важное, на мой взгляд, качество – надёжность. Всегда был уверен и спокоен, что дома у меня надежный тыл, что дети в порядке, жена скучает и ждёт. Ради этого чувства – «надежности», можно многое прощать человеку, какие-то его недостатки и промахи. В семейной же жизни, это самое главное.  Люди не должны предавать друг друга. Мне было хорошо идти с ней по жизни сорок долгих лет. Мы родили троих детей – двух дочерей и младшего сына. Матушка была замечательной матерью. И, конечно, мне её не хватает…»
Голос о. Владимира немного дрогнул, глаза наполнились слезами. Он быстро совладал с собой и торопливо продолжил свой рассказ:
« Помню, как я в телефонном разговоре сообщил ей, что стал священником…  Так случилось, что о.Иосиф, тогда настоятель Березовского Введенского храма, куда я ходил, позвал меня и сказал: «Поедем-ка, Владимир, к владыке Антонию». «Зачем, батюшка?», - удивился я. «Представлять тебя. Нужен мне помощник сюда в храм, будем рукополагать тебя в дьяконы». «Как же так?! Батюшка, я не готов совсем. Мы даже не венчаны с Галиной»,-растерялся я.  Дело было как раз перед Великим постом. События дальше развивались молниеносно. Тут же, в конце января 1996 года нас с Галиной обвенчали. А на Страстной седмице в Великий четверг меня рукоположили в дьякона, а через два дня в Великую субботу рукоположили уже в священника. Никто из родных и близких об этом не знал, отец Иосиф предупредил меня никому об этом не рассказывать. По указу владыки меня направили служить в Канск. И вот я позвонил жене, что бы сообщить о том, что стал священником,- о.Владимир сделал долгую паузу, улыбнулся и продолжил,-  Она ничего не сказала, расплакалась в ответ».
О.Владимир прослужил в Канске полгода. За это время матушка ни разу не приехала к нему. Как тяжело ей было в разлуке, сколько слёз пролила она, можно только догадываться. Но наверное такие искушения Господь посылает своим чадам по большей любви, чтобы вразумить, наставить и дать возможность переоценить свою жизнь. Уже гораздо позже Галина вспоминала, как вечерами выходила с мамой в огород и плакала в тоске по своему «непутёвому» мужу, как сердце болело от разлуки с ним. Может быть это расставание стало для неё первым осознанным шагом к Богу уже не как прихожанки, но как матушки. Ведь, на самом деле, жизнь разделилась на «До» и «После». И это самое «После» требовало особого к себе отношения, другого подхода, переосмысления. Господь дал Галине на это долгих шесть месяцев. И как только пришел указ владыки о переводе о.Владимира в Березовку, она тут же поехала за батюшкой в Канск… Соскучилась.
Именно после этих событий Галина Владимировна стала матушкой в полном смысле этого слова. Благодать Божья коснулась её сердца, она обрела глубокую и твердую веру в Бога. Батюшка вспоминал, как быстро она научилась петь и читать на клиросе, как стала надежным помощникам ему во всех делах.
О.Владимир рассказал удивительную историю чудесного исцеления матушки Галины: «У нее была онкология. В двух больницах нам подтвердили страшный диагноз – рак печени 4 стадии.  Врач сказал, что операция уже не поможет. У меня случился инсульт. Я попросил прихожан помолиться за матушку, с этой же просьбой позвонил в храм Зыково монахине Мариам. А она очень спокойно ответила мне, дескать не нужно волноваться об этом, батюшка. Была у них уже такая ситуация у одной из прихожанок. После молитвы по соглашению всё прошло. Ровно через месяц матушка поехала в больницу на очередное обследование. Ей сделали томографию и анализы крови, каково же было удивление доктора, который когда-то поставил ей страшный диагноз, ведь все снимки были чистые, очаги на печени чудесным образом исчезли. Болезнь отошла.
Умерла же Галина от сердечной недостаточности, несколько лет спустя. Надо сказать, что даже болезни у нас с ней были общие. Я подшучивал иногда, говорил, что мы «сладкая парочка», - о.Владимир грустно засмеялся, - и конечно же я почувствовал её скорую кончину. 7 марта мы попросили друг у друга прощение, и матушку отвезли в больницу. 12 марта утром она позвонила и сказала, что её повезли на ЭКГ, а вскоре позвонил врач и сообщил, что её сердце остановилось».
Батюшке с трудом давались последние предложения, голос дрожал, и он чуть сдерживал слёзы. У меня на коленях лежала фотография Галины Владимировны – счастливой женщины, которая была «необходимостью», «радостью», «заботой»  чьей-то жизни. Люди иногда боятся умирать, думая о том, какую боль тем самым они принесут родным и близким. Но ведь в этой боли такая сила любви. Она спасает человека, очищает его сердце слезами, и как во время причастия делает его очень близким к Богу.  Матушка Галина даже с небес продолжает нести свою любовь тем, кто остался здесь на земле.
***
Я задала последний свой вопрос: «Батюшка, скажите, на ваш взгляд, какая должна быть матушка? Я сейчас говорю в широком смысле этого слова… Не только жена священника, но и обычная мать семейства, хранительница домашнего очага. Скоро большой праздник -  день памяти жен-мироносец, и хочется поговорить о том, кто такая православная женщина…»
«Женщина должна понимать, осознавать свою миссию. Она должна быть сомолитвенницей своему мужу, должна создавать уют и тепло в их общем доме. А самое главное, матушка – это защитная стена от разных внешних искушений. Она действительно хранительница домашнего очага, заботливая жена и мать, опора и подмога своему мужу».
На прощание о.Владимир благословил меня и подарил небольшой складень. Я поставила его на полочку у окна. Теперь глядя на лик Господа и Пресвятой Богородицы, я буду вспоминать теплый гостеприимный дом семьи Новиковых, старую фотографию матушки Галины, рыжего кота, жаренную на печке картошку и свежезаваренный чай с бергамотом, нехитрые угощения от батюшки. Но самое главное, я буду вспоминать о том, что и сама являюсь матушкой семейства, хозяйкой дома, где должны царить мир и любовь.