29. Метаморфозы развития

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Под этим названием (вынесенным в заголовок) в психологии известно явление онтологического митоза, общее для всех открытых систем. Наблюдается оно в моменты фазового перехода к новому качеству. К примеру, послекризисное развитие школьника характеризуется появлением т.н. «новообразований» – в мышлении, в поведении, в отношениях с внешним миром. (А впрочем, это справедливо не только для «кризиса семи лет».) Может показаться, что интеллект – просто придаток, улучшающий работу наглядно-действенного мышления. Это впечатление развеивается, когда мы вспоминаем, что теоретическое мышление является ведущей деятельностью на протяжении всего латентного Возраста. Это общее свойство всех «метаморфоз развития»: новообразование становится доминантным, а развитие всего остального, старого  (в мышлении, в поведении, в отношениях с внешним миром) является необходимым дополнением развития доминанты. Интеллект – это не новая веточка на старой ветке; после «кризиса Игры» Куколка дает два новых побега.    Причем рецессивный побег (Первая сигнальная) берет на себя первоначально все функции Куколки и затем формируется за счет бурного развития интеллекта и других структур Второй. Эта «метаморфоза» определяет развитие ребенка и на протяжении всего Второго возраста и генерализует онтологический митоз любого аспекта разума.

    Кратко остановимся на феноменологии этих метаморфоз. Наиболее содержательно она отражает митоз «целесообразности» и «мотивации», о котором мы уже упоминали в предыдущих публикациях. Подобно тому, как «мотивация» разделяется по смыслу на близкое «побуждение» и начальный «мотив», «целесообразность» в деятельности ребенка раздваивается на дальнюю «потребность» и актуальную «цель». Такой митоз мотивации приводит к ее «внеситуативности», поскольку мотив конкретного поведения следует из более общего побуждения. Аналогичным образом выстраивается соподчинение целей: конкретная потребность становится средством, условием достижения более общей цели. Каков же предел этого обобщения, какой «мотив» является Исходным, какая «потребность» – Конечной целью деятельности человека разумного? Ну вы же знаете, как называется предел обобщения: «абстракт». В конечном счете, в норме мы руководствуемся абстрактными (эмоциональными, духовными) мотивами и преследуем такие же цели. (За пределами нормы находятся случаи глубокой регрессии психики к младенческому либо малышовому возрасту, – например, в условиях концлагеря.) Все наши исходные мотивы собраны и хранятся вдалеке от сознания, в Буфере Обмена в виде «эмоциональных проблем». А что относительно потребностей? Какова наша Конечная «цель»? Мы хорошо знаем ее название, оно на слуху; это пресловутый «смысл жизни». Но сам он тоже прячется в глубинах эмоциональных абстрактов.
    Все «практические потребности» школьника – не что иное как условия рефлексов, зафиксированные в «матрице форм» Куколки – и, следовательно, хорошо сознаются ребенком. Наиболее общая, финальная из этих потребностей – поддержание гомеостаза в личной жизни. И все практические проблемы сводятся к нарушению этого гомеостаза – поэтому они и называются «дефицитарными». Vice versa это относится к любому другому Возрасту.
    Хорошо сознает человек только свои ближайшие, практические, «опредмеченные» проблемы (мотивы поведения) и потребности. Причем это касается и дошкольника:  когда он пребывает в Реале, все его мотивы – ближайшие и практические. Насколько глубоко он сознает их в Игре? Нинасколько, все они абстрактные, вот и все. Ну, а школьник? А вот это зависит от воли – она и есть инструмент осознания (не просто сознания) эмоциональных аспектов своего бытия; своих духовных проблем и потребностей. Осознанная деятельность – это умение логическую выстроить цепочку «мотивации» до эмоциональных мотивов и цепочку «целесообразности» до духовных потребностей. Настолько далеко вглубь абстрактных мотивов и целей, насколько хватает воли.
    Хочу подчеркнуть, что соподчинение целей и мотивов – не просто умозрительные построения анализа. Это описание работы и структуры реальных психических механизмов мышления, на вводе и выводе – в Буфере Обмена и Синтезаторе Решений – форматирующих пассивную и активную информацию. Они, эти механизмы, и опосредуют корреляцию между мышлением (абстрактным и ассоциативным) и логикой (дискурсивной и индуктивной).

    Я обещал рассказать об окружающей среде, сейчас самое время. «Метаморфозой развития» можно считать и трансформацию «локуса Дао». С переходом во Второй Возраст этот термин теряет смысл, но многие черты объекта транслируются явлению, которое я назвал бы «полосой актуальности». Что это такое? В дошкольном Возрасте окружающая среда делилась на «внешний мир», который ребенок если и воспринимал, то только абстрактно, – и «локус Дао», в котором было сосредоточено его внимание. По мере развития, внимание дошкольника отвлекалось от самых близких людей и вещей и смещалось к границам локуса Дао. С обретением субъективной самости интерес ребенка к его личной жизни (бывшего локуса Дао) носит только «дефицитарный» характер, он проявляет все больше абстрактного интереса (любознательности) к миру за пределами привычного бытия. Вот эту область повышенного внимания между личной жизнью и «внешним миром» (слишком взрослым, чтобы интересоваться им) я и называю «полосой актуальности». Здесь сосредоточено внимание человека, здесь происходит вся его деятельность, в этой «полосе» он пытается наладить и поддерживать отношения, «установить гомеостаз» информационного обмена. 
    Vice versa это справедливо для всех Возрастов, включая дошкольный, где роль «полосы актуальности» играет «локус Дао». С одной стороны – «присвоенная» область гомеостаза, к которой человек проявляет «дефицитарный» интерес; с другой – "зона хаоса", не освоенное информационным обменом внешнее пространство, к которому разум проявляет возрастающий «пассионарный» интерес. В течение латентного Возраста зона «дефицитарного» внимания к личной жизни снижается (ребенок устраняет остатки личного дискомфорта), и «полоса актуальности» распространяется все дальше вовне. Так к концу Второго Возраста оформляется «персональная капсула» человека, в которой тоже устанавливается надпороговый уровень гомеостаза. Вместе со сферой личной жизни, «персональная капсула» образует новый «проприотический гештальт» (по Олпорту): круг непосредственного общения индивидуума с людьми и обстоятельствами («мезосистема» по Бронфенбреннеру). Люди и обстоятельства в «мезосистеме» меняются в течение жизни, но сам характер отношений, нормы и правила, установленные человеком, сохраняются.

    И, соответственно, к началу Третьего Возраста устанавливается новая «полоса актуальности», в которой происходят главные события «кризиса идентичности».