Шукшин в нескольких строках

Людмила Козлова Кузнецова
Есть  в московском издании В.М.Шукшина, в книге  «Тесно жить», рубрика «Выдуманные рассказы» – такие схваченные на лету  мысли, кратко изложенные сюжеты будущих (несостоявшихся)  рассказов. На самом деле, сюжеты не выдуманные, а  выхваченные из потока памяти – случаи из жизни, народные характеры, что-то из сибирских  устных рассказок-легенд, что-то увиденное в детстве.  Особенно  зацепили два из них.

Первый – о том, как мужик повёз в ремонт телевизор в районный центр – ближе отремонтировать  негде. Тот, кто жил в деревне в прошлом веке, тот знает – так и  было! Что-то отремонтировать, к врачу ли попасть, что-то купить в дом или одежду приобрести – за всем надо ехать в район, а то и дальше, в ближайший город. Это сейчас появились частники, которые и луну с неба достанут – были бы деньги у заказчика, а тогда частников  не существовало – закон запрещал, криминальной считалась подобная деятельность. Ну, вот мужик этот  с большими трудностями, потратив уйму времени, сил и нервов, отремонтировал телевизор, привёз домой. Вечером включил, а там  какая-то чепуха идёт. Обиделся мужик на весь свет и дал по телевизору сапогом. Ящик, естественно, выключился.

Почему именно вот эта история задела больше всего? Думаю, потому, что здесь в нескольких строках, а их, действительно всего шесть, проявился до глубины души характер русского человека, его суть.
 
Мужику  не в обиду, что ради любой мелочи надо ехать за сто вёрст – что такое сотня километров для тысячевёрстных просторов Сибири?  Ничто! Что такое уйма времени, которую надо потратить ради этой мелочи?!  Вся жизнь уходит на эти вот самые мелочи. Еду добыть – значит, в огороде спину гнуть. Молока хочешь, значит,  обихаживай корову – коси сено за десятки километров от дома, привези его  во двор, выгоняй корову на выпаса, корми, пои, а потом уж и дойка начнётся. Тогда и молоко на столе появится. И так каждая мелочь достаётся в деревне. Так что поехать  за сто километров с телевизором в обнимку – привычное дело!

И не то обидно, что много сил и времени на это уйдёт – так каждый день проходит у мужика. А вот  эта чепуха на экране, которую и смотреть-то противно, вот где  главная обида! И обиду эту мужик обращает не на власть, которая  ему пещерную жизнь обеспечивает, а на этот злополучный ящик, что доставил ему кучу хлопот, а результат выдавать не хочет! Ящик виноват!  Именно, он, а не власть, не телевизионщики, что «фанеру» гонят!

Вот тут, в этих шести строках, огромный неисчерпаемый роман  русского народа с властью. Для народа  любая власть, какова бы она ни была,  одинакова – что называется, все чёрненькие и все прыгают!  Какова бы она ни была, а мужику всё равно в огороде еду добывать, у коровы молока  выгадывать, а за всем нужным в хозяйстве  – за сто вёрст  ехать! Так что мужику и в голову не придёт – в чём бы то ни было  винить власть. Власть, она и есть власть! И этим всё сказано.

А вот этот ящик, с которым пришлось обниматься по дороге в райцентр, вот он и есть самый главный враг!  Его-то мы и лягнём!

С точки зрения психолога, картинка говорящая. Называется – перенос агрессии на  более низкую ступень. Это стереотип поведения индивидуума в любом иерархическом сообществе. Недовольство жизнью создаёт внутреннее напряжение – накапливается агрессия. Обитатели верхнего уровня в обществе сбрасывают эту агрессию на тех, кто находится на более низкой социальной ступени. Эти в свою очередь адресуют агрессию на ещё более низкую ступень. И так – до самого низа. Обитатель последней социальной ступени,  для  приведения себя в психологическое равновесие,  сбрасывает агрессию либо на  ближних, либо на неживые предметы. В данном случае, лягнуть телевизор – самое естественное  поведение.

Можно и землю лягнуть, коли некуда агрессию направить. И  занимаются этим многие и многие. Как вы думаете, почему у нас  города такие грязные?  А вот поэтому – бросил мусор, лягнул землю, и где-то в глубине души  неосознанно удовлетворение прорезалось!  Почему в Европе города чистые?  Ну, во-первых, там законы работают, которые защищают улицы от любителей  кидаться мусором. А во-вторых,  там агрессию можно перенаправить  вверх – в судебную систему. И она в Европе  работает, эта самая судебная система (в отличие от  нашей).  Вот такой роман русского мужика  с властью  – в шести строках  Василия Шукшина! 

Второй сюжет, который сразу обращает на себя внимание – народная устная  легенда о «Бабьей тоске».  В народной побаске говорится о том, что  женщина, которая любит мужа, будучи с ним разлучённой надолго – то ли на войну забрали, то ли на заработки ушёл,  начинает видеть своего мужа  как бы во сне, но на самом деле не во сне, а как бы наяву.  Милуется  с ним по ночам,  разговаривает, как будто  он сумел  ненадолго сбежать с фронта или  прийти на побывку  из чужой земли с заработков. А  свекровь и свёкор, услышав ночные разговорчики, должны насыпать под дверь снохе льняного семени. И вот муж  является на  ночную побывку, а перед дверью льняное семя рассыпано. И он не может  через него перешагнуть. Подаёт жене письмо – дескать, возьми. Она берёт его и кладёт под подушку. А утром  под подушкой оказывается лопух. И тут, видимо, тёмные чары пропадают.  Ночной фантом более не должен появиться.
 
Эта история у Шукшина дана в двух вариантах, но  говорится в них об одном и том же. О чём же?  О том, что русская  женщина распространяет своё нечеловеческое терпение не только  на этот мир, но и уходит за его границы, в мир потусторонний. Не знаю, как Вам  вот это сказание, но у меня просто мурашки  по коже бегают. Если мужчина может перенаправить своё недовольство  куда-то во внешнюю среду,  русская женщина по природе своей всю энергию вкладывает в терпение. И  жизнь беспросветную – и  при муже, и без мужа  терпит, что называется,  до последнего!  Даже до перехода границ видимого мира. Вот этот роман русской женщины с жизнью – у Шукшина укладывается в десять строк.

И тот и другой образ –  две стороны  одной и той же истины, которая так точно сформулирована в названии книги – «Тесно жить». Тесно жить народу  в нашей огромной стране. Просторы необъятные, а душе места нет!  И что можно с этим поделать, и кто может  дать простор русской душе?  Кажется, когда-то  похожая мысль была сформулирована. Помните – никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой.  Многие, наверняка, помнят. Но  это было так давно! С тех пор прошёл целый век – бездна времени,  в которой  по-прежнему  блуждает, не находя пристанища,  душа русского человека.

Бийск. 2017 г