Свиток и сапог. Главы 69-72

Леонид Бликштейн
Глава 69.

1. В прошлой главе мы познакомились с тем, как одономная контекстная группа СBA парадигм идентичности используется для культурной интенсификации и интериоризации внутри заключительной части книги пророка Исайи. В этой главе мы посмотрим на другую основную контекстную парадигму/контекстную группу,связанную с внутренним личностным/коллективным развитием и культурным углублением, а именно на альтерономику CAD.

2. Мы разберем как используется альтерономика на примере 58й главы книги пророка Исайи.  Ниже я привожу текст этой главы в синодальном переводе.

1. Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
2. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
3. «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7. раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10. и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
11. и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
12. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
13. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —
14. то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
(Исаия 58:1-14)

2. Очень полезно сравнить этот текст с текстом  48й главы Исайи, который мы разбирали в предшествующей главе. Те, к кому пророк обращается в 58й главе, явно несовершенны, отсюда призыв указать народу на его беззакония и грехи, с которого начинается 58я глава. Однако при всем их несовершенстве эти люди далеко ушли вперед от той группы к которой пророк обращается в 48й главе, там он указывает, что они вероломны, преступны, склонны к идолопоклонству и поклоняются Богу "не по истине и не по правде". Здесь же в 58й главе о народе говорится совсем по другому: "Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу".

3. Иными словами одономная СВА стратегия, о которой я подробно писал в прошлой (68й )главе, принесла свои плоды, перед нами, новый, более продвинутый этап культурной интенсификации и интериоризации. Об идолопоклонстве (как в буквальном, так и в переносном смысле манипуляции данностями) речь здесь уже не идет. Одономика с присущей ей тематизацией контекстного поля общих принципов  А, таких как истина и справедливость (в ходе первого систематизационного шага основного алгоритма идентичности, активирующего вверх направленный вектор СА вдоль нормативной диагонали, связывающей контекстное поле автономной личности/группы С с контекстным полем общих принципов А),уже утвердилась здесь в качестве основной парадигмы идентичности.

4. Оставшиеся проблемы теперь решаются с помощью использования другой контекстной группы/парадигмы внутреннего личностного и коллективного развития, а именно альтерономики CAD. Под контекстной группой я здесь понимаю центральную, наиболее значимую парадигму идентичности, которая может включать в себя и использовать ряд других вспомогательных парадигм. Часто (хотя и не всегда)эти вспомогательные парадигмы входят в обозначенный в матрице геометрический состав центральной парадигмы, которая дает свое название соответствующей контекстной группе.

5. Как я уже указывал выше наиболее важной для той группы населения, к которой обращена 58я глава, является одономная контекстная группа СВА. Однако в состав этой контекстной группы входят две более узких парадигмы идентичности: эндономика CBF и метаномика CFA. Какая из них в данном случае получает преобладание? Насколько можно судить это более авторитарная и буквалистская эндономика CBF, которая опирается прежде всего на внешнее исполнение заповедей (уделяя при этом недостаточно внимания их внутреннему смыслу, связанному с их отношением к общим принципам истины и справедливости в контекстном поле А)и рассматривает Бога, как авторитарного начальника, требующего беспрекословного повиновения и угрожающего строгим наказанием за каждую погрешность.

6. Они строго соблюдают заповеди и посты, придают большое значение знакам внешнего смирения перед Богом (одеваются в рубище, посыпают голову пеплом и т.д.) и вместе с тем грубо и жестоко обращаются с нижестоящими, зависимыми и близкими к ним людьми, по отношению к которым они сами играют роль таких авторитарных начальников.

7. В матрице идентичности эндономика CBF имеет общую верхнюю горизонтальную линию BF с параномикой BFD , основной парадигмой незаконного злоупотребления властью (греческий предлог пара, в данном случае означает против, т.е. буквально противозаконие).На такое бесконтрольное поведение и связанное с ним злоупотребление указывает присутствие в этой парадигме не уравновешенной и не интегрированной распорядительной/диспозитивной линии FD, связывающей контекстное поле субьекта власти F с контекстным полем (контролируемой части) мира D.

8. Чтобы исправить эту ситуацию Бог использует две парадигмы идентичности, входящие в состав альтерономной контекстной группы:1) социономику САЕ и 2) харитономику CED. Характерно, что Бог при этом начинает с социономики, поскольку она имеет общую нормативную диагональ СА с уже знакомой и принятой внутри этой группы населения одономикой CAB. Таким образом соблюдается важнейший педагогический принцип: при изучении нового материала опираться на уже известное и освоенное.

9. Социономика САЕ сочетает стремление к справедливости (нормативная линия СА)с сочувствием к "отчужденным" (контекстное поле "чужих" Е) и стремлением помочь им, насколько это возможно, оставаясь в рамках правосудия (в матрице это сочувствие и сотрудничество отображается полугоризонтальной ассоциативной диагональю СЕ).  Таким образом именно социономика соответствует указанию Бога "разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу,и расторгни всякое ярмо" (см. выше 58. 6).

10. В свою очередь социономика CAE делит ассоциативную линию СЕ с харитономикой  СЕD, парадигмой социального милосердия, о которой идет речь далее в тексте: " раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого одень его и от единокровного твоего не укрывайся." (там же 58. 7).

11. В общем речь, как и в проекте Иисуса, идет в первую очередь о горизонтализации религии и о преодолении социального отчуждения, связанного с преобладанием вертикальных политических и экономических структур и вертикальной консолидации социального и культурного капитала (разрыв между массами и элитой). Такое сходство не удивительно, поскольку все известные нам международные экзистенциальные общественные кризисы (в данном случае речь идет о первом и третьем таких кризисах, а наша эпоха это, по довольно условному счету эпоха восьмого экзистенциального кризиса)имеют целый ряд общих черт, выявить которые помогает использование матрицы идентичности как одного из методов социального и культурного анализа.

12. Харитономика CED привела изложение в точку D (контекстное поле мира), которая является исходной точкой шестого, интеграционного шага идентичности DB(формативная диагональ матрицы идентичности, отображающая восстановление, строительство целостных,полноценных жизненных форм, соответствующих контекстному полю совершенных жизненных форм В) то есть благоустроения общества внутри уже известной населению и принятой им формономики DBC. Сделанным в рамках формономной контекстной группы описанием благотворных последствий поворота к социальному милосердию и заканчивается рассматриваемая нами 58я глава. 

Глава 70.

1. В нескольких предшествующих главах мы с помощью матричного анализа рассматривали различные методы и этапы культурной интенсификации и интериоризации, развития внутренней жизни личности и народа на материалах текстов заключительной трети книги пророка Исайи. Это развитие должно было подготовить переход от ориентации социальной жизни на внешнюю данность к ее ориентации на внутреннюю, глубинную реальность. О таком переходе и идет речь в 51й главе книги Исайи, текст которой я привожу ниже.

1. Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены.
2. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его.
3. Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение.
4. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.
5. Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою.
6. Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет.
7. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.
8. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое — в роды родов.
9. Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?
10. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?
11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.
12. Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава,
13. и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя?
14. Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе.
15. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф — имя Его.
16. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ».
17. Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил.
18. Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он возрастил.
19. Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? — опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя?
20. Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего.
21. Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина.
22. Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их,
23. и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих.
(Исаия 51:1-23)

2. В этой главе перед нами радикальное разграничение внешней данности разрушенного города и изгнанного и притесняемого народа с одной стороны и внутренней реальности приближающегося спасения и Божьей правды с другой. Бог через пророка советует своим слушателям не страшиться внешней данности притеснения и разрушения и готовиться к приходу Божественного обновления и утешения.

3. Каким же образом возможен этот поворот жизненной ориентации с внешнего на внутреннее? Что он может означать в терминах динамики идентичности? Присмотримся поближе к этому тексту.

4. Для того чтобы осмыслить его в терминах матрицы идентичности нам нужно будет ввести новые понятия экзистенциальной и субстанциальной конфигурации идентичности. Под экзистенциальной конфигурацией идентичности я здесь имею в виду имеющееся сочетание парадигм, контекстных связок и факторов идентичности, которое определяет собой специфичность именно этой конкретной идентичности, ее актуальную повседневность. Центром экзистенциальной конфигурации является ее средоточие, или же в терминологии библейских авторов сердце.

5. Очевидно что такая экзистенциальная конфигурация в ее наиболее типичном виде очень неустойчива и постоянно подвержена всевозможным изменениям под влиянием тех или иных факторов, связанных с внешней (ситуации) или с внутренней (моментальные настроения) данностью. Ее средоточие, то есть "сердце" также легко соблазняется, ошибается и обманывается о чем в различных библейских сочинениях говорится многократно.

6. Но где то в глубине реальности под этой экзистенциальной конфигурацией существует другая конфигурация идентичности, гораздо более прочная и устойчивая и в силу своего общего характера неподвластная хаотическим колебаниям индивидуального существования. Мы будем называть ее субстанциальной конфигурацией.

7. Вот конкретный пример того как можно понимать такое соотношение. Представьте себе, что вы вешаете фотографию на стену. Сравнительно непрочная фотография сравнима с экзистенциальной конфигурацией, сравнительно более прочная стена с субстанциальной конфигурацией. Их соединяет крючок или гвоздь.

8. В рассматриваемом нами тексте такой скрепительной связью между непорочной хрупкой экзистенциальной конфигурацией идентичности и глубинной субстанциальной конфигурацией идентичности служит религиозное Откровение в форме Закона, дополненного пророческой интерпретацией. Результатом описанных в предшествующих главах усилий в направлении интериоризации и культурной интенсификации является то, что та группа населения к которой в данном случае обращается пророк внутренне отождествляется с религиозным Откровением или иначе говоря имеет его в средоточии своей экзистенциальной конфигурации: это люди "стремящиеся к правде", "знающие правду", "народ, у которого в сердце закон Мой".

9. Но в условиях земной жизни с присущей ей неустойчивостью экзистенциальной конфигурации идентичности истина и справедливость могут иметь значение только в контексте постоянных и сознательных усилий, направленных на то, чтобы переориентировать всю жизнь и в особенности ее средоточие/сердце на внутреннюю реальность, противостоящую господству хаотической, несправедливой, манипулятивной, унизительной и насильственной внешней данности. Об этом и идет речь в рассматриваемой нами главе. В этом и заключается сущность стратегии культурного углубления, интериоризации и интенсификации, которую, как мы видели подробно разрабатывает автор последней трети книги пророка Исайи.

10. Также как Эпиктет, Сенека и Иисус ("не бойтесь убивающих тело души же не могущих убить" Мф 10.38) автор книги Исайи призывает своих слушателей не бояться притеснителей, ведь они всего лишь смертные люди и их власть ограничена пределами внешней данности с ее постоянной изменчивостью. Соответственно по мере того как жизнь постепенно переориентируется на внутреннюю реальность страх вытесняется из средоточия/сердца экзистенциальной конфигурации.

11. Пророк указывает на предстоящие спасительные изменения, на приближающееся освобождение и непосредственное обнаружение Божественной правды, силы и славы. Но неясно каково соотношение внутреннего и внешнего измерения в этих событиях. Интерпретация этих пророчеств Иисусом согласно Евангелию от Луки отдавала предпочтение внутреннему измерению перед внешним: "Не придет Царство Божие внешним образом...Ибо вот Царство Божие внутри вас есть." Лк 17. 20-21. Иными словами не внешним обстоятельствам, а переориентации жизни на внутреннюю реальность и хотя бы частичное соответствие параметрам субстанциальной конфигурации идентичности, в этой интерпретации отводилась решающая роль.

12. Вместе с тем текст книги Исайи указывает на некоторое сближение внутренней реальности и внешней данности внутри приближающихся событий, так что Божественная правда получает всеобщую известность: "суд Мой поставлю во свет для народов".

13. Но зачем вообще все эти усилия, если, как ясно указывается в самом этом тексте земля и небо прейдут и люди вымрут. Зачем в таком случае Бог уделяет такое внимание и придает такое значение этому повороту человечества к внутренней реальности? И как могут вечно сохраниться правда и спасение, если некого судить и некого спасать?

14. Наша задача в этой книге не вдаваться ни в критику, ни в апологетику, а постараться, используя матричный анализ, понять культурную логику религиозных и философских текстов. И в данном случае эта культурная логика приводит к предположению что речь идет о переходе, переносе индивидуальной и коллективной человеческой жизни вместе с достигнутыми результатами (в плане стабильности и устойчивости если не всей экзистенциальной конфигурации, то хотя бы ее средоточия/сердца приобретенной в ходе переориентации на внутреннюю реальность)в иное трансцендентное измерение. Так от дерева, о котором заботились и с которым работали на протяжении жизни, берут плод и семена, или может быть отросток для прививки.

15. А с точки зрения матричного анализа переориентации экзистенциальной конфигурации на внутреннюю реальность и субстанциальную идентичность соответствует максимальная тематизация геометрического средоточия матричного квадрата, т. е. центрального месономного контекстного поля I смысловых взаимодействий, расположенного на пересечении формативной DB и нормативной СА диагоналей, а также центральной вертикальной инструментальной FH и центральной горизонтальной коммуникативной GE осей матрицы идентичности.

16. Ключевая роль этого центрального контекстного поля внутри личной и общественной жизни не является типичной для повседневной данности, она обозначается только в ходе процесса внутреннего центрирования, постепенного совмещения средоточия/сердца экзистенциальной конфигурации с геометрическим центром матрицы, в котором находится это контекстное поле смысловых взаимодействий. Этот процесс центрирования связан также с постепенным возрастанием роли месономного и субстанциального(центрального) опосредования в конструктивном разрешении противоречий личного и общественного экзистенциального кризиса.

Глава 71.

1. В ряде последних глав мы на примерах различных библейских текстов (в основном из заключительной части книги пророка Исайи ) рассматривали использование парадигм идентичности в контексте внутренней работы: культурного углубления, интериоризации и интенсификации понимания религиозного Откровения. В конце ассирийской эпохи и в особенности в период Вавилонского плена и персидского господства внутри религиозных кругов, связанных с пророческим движением сознательная и систематическая работа по интеграции содержания религиозных заповедей в контекст повседневной жизни отдельной человеческой личности и общества была поставлена во  главу угла.

2. Важнейшим инструментом этой внутренней работы были Псалмы, т.е. сборник составленных в различные эпохи молитв  и религиозных песнопений, автором многих из которых традиция считает библейского царя Давида (ок. 1000/ок. 960 гг.  до хр.э.) родоначальника иудейской царской династии. Когда автор заключительной части книги  Исайи говорит о "вечном Завете Давида", он может иметь в виду не только обещание возродить эту династию в будущем, но в особенности тот факт, что систематическое осмысленное использование Псалмов способствовало интеграции религиозного Откровения в состав внутренней жизни личности и общества.

3. И здесь возникает интересный вопрос: нельзя ли применить матричный анализ для  понимания того, как конкретно осуществлялась эта внутренняя работа? В этой главе на примере 18го псалма мы попробуем это сделать. Я начну с того, чтобы привести текст этого псалма в синодальном переводе, но в ходе дальнейшего анализа мы будем также по мере необходимости обращаться к исходному еврейскому тексту.

1. Начальнику хора. Псалом Давида.
2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
(Пс 18:1-15)

4. Теперь попробуем представить себе, что автор этого псалма имел перед глазами нашу матрицу идентичности и хотел дать нам символическое описание основного алгоритма идентичности, используя эту матрицу (понятие основного алгоритма идентичности вводится в 14й и 15й главах этой книги). Исходя из этой гипотезы постараемся соотнести стихи этого псалма с различными  элементами этой матрицы и шагами основного алгоритма идентичности.

5. Во втором стихе "небеса" и небесная "твердь" (имеется в виду твердый небосвод евр. raqia)соответствуют верхней сигнификативной горизонтали матрицы АВ, связывающей контекстное поле общих принципов мироздания А с контекстным полем конкретных жизненных форм В.

6. Третий стих, где говорится о разговоре (коммуникации) дня и ночи, можно соотнести с левой боковой  номотетической/трансцендентной DA и правой боковой идиографической/имманентной СВ вертикалями матрицы идентичности, соединенными  верхней (см. выше) и центральной коммуникативной EG горизонталью матрицы.

7. В четвертом стихе говорится,как раз о коммуникации и различных народах,что соответствует центральной коммуникативной горизонтали матрицы с контекстными  полями "чужих" Е и "своих" G.

8. В пятом стихе речь идет о "земле", то есть о нижней репрезентационной CD горизонтали матрицы, соединяющей контекстные поля личности С и мира D.

9. Солнце, на древнем Ближнем Востоке символ праведности и правосудия (подробнее  о  солнечной и  световой символике в библейских и других  древневосточных текстах см. главу 67)таким образом по видимому имеет свое "жилище" в контекстном поле D (край  земли, т.е. конечная точка нижней репрезентационной  горизонтали) и его путь, начинаясь оттуда, заканчивается в контекстном поле С (другой край земли, т.е. другой конец нижней горизонтали).  Об этом идет речь в шестом и седьмом стихах.

10. Но здесь необходимо уточнение: солнце, согласно псалму, начинает свое движение, не из контекстного поля D, а из соответствующего ему (расположенного на той же вертикали) "края небес", т. е. левого, а от наблюдателя правого конца верхней "небесной" сигнификативной горизонтали, где расположено контекстное поле А общих принципов истины, справедливости/правды и мироздания. Оно является угловым центром энергономной DAB и репарономной/восстановительной ЕАВ парадигм идентичности и находится на стыке левого вертикального трансцендентного DA и верхнего горизонтального эпистемного AB регионов матрицы.

11. И другое уточнение: солнце заканчивает свой дневной путь не в нижнем контекстном поле личности С, а на другом "краю неба" т.е. на верхнем конце той же имманентной/идиографической вертикали ВС, в точке В (контекстное поле совершенных жизненных  форм). Таков буквальный смысл шестого стиха.

12. Однако в седьмом стихе говорится уже о земле (нижняя репрезентационная CD горизонталь матрицы), которой повсюду достигают лучи солнца, выражающего Божественную славу (см. первый стих), ничто не укрывается от их теплоты. Иными словами солнце активирует, тематизирует всю ось СD, делая возможным рост и развитие на земле.

13. Русский синодальный перевод здесь (седьмой стих)вполне правильный, но он, как это вообще нередко бывает с переводами, охватывает лишь часть смыслового спектра подлинника. В еврейском тексте псалма седьмой стих буквально звучит так "ничто скрыто от теплоты его" (eyn nistar me hamato). Перевести это как "ничто не скрыто от теплоты его" как это делает синодальный перевод правильно, поскольку таков непосредственный смысл текста. Однако на глубинном уровне связей и контекстных соотношений "ничто" (eyn) в данном случае имеет и другой смысл, оно есть такое "ничто", которое является чем то, а именно чистой потенциальностью и восприимчивостью/рецептивностью, без всякой примеси самости (в матрице идентичности это ничто, лат. nihil отображается онтономным контекстным полем N на нижнем конце центральной вертикальной реальной/инструментальной линии,соединяющей контекстные поля ОJFIНКN, расположенным в точке его пересечения с онтономной окружностью описанной радиусом IO/IN, где онтономное контекстное поле О отображает "все", максимум единства и реальности).

14. Одним словом это такое "ничто" из которого Бог сотворил мир.Для понимания того, что значит чистая рецептивность, близкая к этому ничто, хотя и не совпадающая с ним, поскольку речь идет не о чистой потенциальности, а скорее о нижнем месономном рецептивном контекстном поле смысловых ориентаций К,полезно обратиться к притче из четвертой главы классического древнего китайского философского сочинения Чжуань Цзы (4 в. до хр.э.), где описывается диалог между Конфуцием и его  любимым учеником Ян Хоем  (перевод В. В. Малявина)



     Янь Хой пришел к Конфуцию и попросил разрешения уехать.
     -- Куда же ты направляешься? -- спросил Конфуций.
     -- Я еду в царство Вэй, -- ответил Янь Хой.
     -- А что ты будешь там делать?
     -- Я слышал, что правитель Вэй молод летами и безрассуден в  поступках.
Он  не  заботится  о  благе  государства и не замечает своих промахов. Столь
низко ценит он человеческую жизнь, что  в  его  владениях  громоздятся  горы
трупов,  а  люди  доведены  до  отчаяния.  Я помню, учитель, ваши слова: "Не
беспокойтесь о тех царствах, где есть порядок. Идите туда, где порядка  нет.
У  ворот дома, где живет доктор, много больных". Я хочу как-нибудь применить
на деле то, чему вы меня учили, и навести порядок в том несчастном царстве.
     -- Ах, вот как! -- отозвался Конфуций. -- Боюсь, ты  спешишь  навстречу
собственной  гибели.  Великий  Путь  не терпит смятения, ибо, когда умы наши
охвачены смятением,  истина  дробится,  а  когда  истина  раздроблена,  люди
охвачены  тревогой,  если  же  ты не можешь одолеть тревогу в своей душе, ты
никогда не станешь свободным. Совершенные люди древности учили  других  лишь
тому, в чем сами находили прочную опору.
     И  пока  ты  сам  не нашел такую опору в себе, как можешь ты браться за
воспитание надменного владыки? Да и понимаешь  ли  ты,  что  источник  нашей
власти  над  людьми  есть  также  подлинный  исток нашего знания? Власть над
людьми находит выражение в славе,  знание  же  рождается  из  соперничества.
"Приобрести  имя"  --  значит  победить  в борьбе, и знание есть орудие этой
борьбы. И то и другое -- вредоносные орудия, никак не способствующие  нашему
совершенствованию.   Еще   нужно  сказать  тебе,  что  обладать  выдающимися
способностями, безупречной честностью, но  не  видеть,  что  таится  в  душе
другого,   не  стремиться  к  славе,  не  понимать  человеческого  сердца  и
проповедовать   добро,   справедливость   и   благородные    деяния    перед
жестокосердным  государем  -- значит показать свою красоту, обнажая уродство
другого. Поистине такого человека следовало бы назвать "ходячим несчастьем".
А тому, кто доставляет неудовольствие другим, люди  конечно  же  тоже  будут
стараться  навредить.  Боюсь, не избежать тебе гонений света! И еще: если уж
правитель Вэй так любит умных и достойных мужей и ненавидит людей ничтожных,
то какой смысл тебе доказывать, что ты человек незаурядный? Уж лучше тебе не
вступать в  спор  с  державным  владыкой,  ведь  государь  наверняка  станет
придираться к твоим недостаткам и расписывать собственные достоинства.

     Твой взор он помутит.
     Твою гордость он смирит.
     Твои уста он замкнет.
     Твою гордость убьет.
     И даст тебе другое сердце.

     Тогда  придется тебе "огнем тушить огонь, водой заливать воду". Вот что
называется "и было плохо, а стало хуже некуда!".  Если  ты  уступишь  ему  с
самого  начала,  будешь  угождать  ему потом до конца своих дней. А тогда он
едва ли будет прислушиваться к твоим восторженным речам, и, значит, рано или
поздно не миновать тебе плахи.
     Еще хочу тебе сказать вот что. В старину царь Цзе казнил Гуань Лунфэна,
а царь Чжоу казнил Биганя. Оба казненных были людьми безупречного поведения,
пекшимися о благе народа. А вышло так, что из-за их добронравного  поведения
их  повелители  решили  избавиться  от  них.  И  кроме  того, это были люди,
мечтавшие о славе. Когда-то Яо пошел войной на владения Цзун, Чжи и Сюао,  а
Юй  напал  на  удел Юху, и эти царства были обращены в пустыню, их правители
сложили головы на плахе. Не было конца грабежам  и  казням,  нет  предела  и
жажде  побед. А все потому, что люди эти искали славы. Не говори мне, что ты
никогда не слышал о них! Даже мудрейший может соблазниться  славой,  что  же
говорить о таких, как ты? Однако же, думаю, тебе есть что сказать в ответ --
так говори же!
     Янь   Хой   сказал:  "Хорошо  ли  быть  внимательным  и  всеобъятным  в
устремлениях, прилежным и целеустремленным?"
     Конфуций отвечал: "О нет, это никуда не годится! Правитель Вэй не умеет
сдерживать свои страсти, и в душе у него нет равновесия. Обыкновенные  люди,
конечно,  не  смеют  уклониться  от  встречи с ним и стараются спрятать свое
беспокойство и страх под покровом спокойствия. В них не родится даже то, что
называют "благотворным влиянием, растущим день ото дня", -- что же  говорить
о  великой  силе?!  А  он  будет  стоять  на своем и не захочет меняться. По
видимости он может соглашаться с тобой, но  в  душе  он  с  тобой  не  будет
считаться. Что же тут хорошего?"
     -- Коли  так,  --  сказал  Янь  Хой,  --  я буду прям внутри и податлив
снаружи, я буду верен  своим  убеждениям,  но  уступать  царской  воле.  Как
человек  "прямой  внутри",  я  буду  послушником  Неба.  Тот, кто становится
послушником Неба, знает, что и Сын Неба, и он сам -- дети Неба и что он один
умеет говорить от себя как бы без умысла -- так, что иной раз людям его речи
нравятся, а иной раз не нравятся. В мире  к  таким  людям  относятся  как  к
детям.  Вот  что  я  называю  "быть послушником Неба". Тот же, кто "податлив
снаружи", будет послушником человека. Держать в руках  ритуальную  табличку,
падать  на  колени  и простираться ниц -- так ведет себя подданный. Все люди
так поступают, отчего и мне не поступать так же?  Делая  то,  что  и  другие
делают,  я никому не дам повода быть недружелюбным ко мне. Вот что я называю
"быть послушником человека". Будучи  верным  своим  убеждениям  и  послушным
царской   воле,  я  буду  послушником  древних.  Правдивые  слова,  будь  то
распоряжения или назидания, восходят к древним, и сам я за них не в  ответе.
В  таком  случае  я могу быть прям, не рискуя собой. Вот что я называю "быть
послушником древних". Годится ли такое поведение?
     -- Никуда не годится! -- отвечал  Конфуций.  --  Планы  хитроумные,  да
осуществить  их трудно. Будь проще, и тогда, даже не выделяясь большим умом,
ты избежишь беды. Однако же на этом следует остановиться. Своего  повелителя
тебе  все  равно  не переделать. Ты со своими планами слишком полагаешься на
свой ум.
     -- Мне больше нечего сказать, --  промолвил  Янь  Хой.  --  Прошу  вас,
учитель, дать мне совет.
     -- Постись,  и  я  скажу  тебе,  -- отвечал Конфуций. -- Действовать по
собственному разумению -- не слишком ли это легко? А тот,  кто  предпочитает
легкие пути, не узреет Небесного сияния.
     -- Я  из  бедной  семьи и вот уже несколько месяцев не пил вина и не ел
мяса. Можно ли считать, что я постился?
     -- Так постятся перед торжественным жертвоприношением, я  же  говорю  о
посте сердца.
     -- Осмелюсь спросить, что такое пост сердца?
     -- Сделай  единой  свою  волю:  не  слушай  ушами, а слушай сердцем, не
слушай сердцем, а слушай духовными токами [26]. В слухе остановись  на  том,
что  слышишь,  в сознании остановись на том, о чем думается. Пусть жизненный
дух в тебе пребудет пуст и будет непроизвольно  откликаться  внешним  вещам.
Путь сходится в пустоте. Пустота и есть пост сердца.
     -- Пока  я, Хой, еще не постиг своего истинного бытия, я и в самом деле
буду Хоем, -- сказал Янь Хой. -- Когда же я постигну свое истинное бытие,  я
еще не буду Хоем. Вот это и значит "сделать себя пустым"?
     -- Именно  так!  --  отвечал Конфуций. -- Вот что я тебе скажу: войди в
его ограду [27] и гуляй в ней свободно, но не забивай себе голову мыслями  о
славе.  Когда  тебя слушают, пой свою песню, когда тебя не слушают, умолкни.
Для тебя не должно быть внутренних покоев и простора  вовне.  Остановись  на
неизбежном и в этом обрети свой единый дом. Тогда ты будешь близок к правде.

15. Интересно, что в текстах псалмов и в заключительной части книги Исайи выражается надежда, что правда "произрастет из земли". Очевидно, что свет солнца необходим для такого роста. Но помимо света солнца необходима также восприимчивость,та самая открытость пустого пространства, о которой Конфуций напоминает своему ученику от которого в данном случае требуется забыть о собственной индивидуальности, изза имеющейся в ней примеси самости. И парадоксальным образом эта открытость и восприимчивость, не имеющая примеси самости, сосредотачивается в скрытой части растения, т.е. в корнях. Корни соответствуют "ничто" eyn седьмого стиха 18го псалма, они скрыты от теплоты солнца, но любят солнце и обеспечивают возможность другим частям растения двигаться к солнцу. В матрице эта функция корней отображается нижним месономным контекстным полем смысловых ориентаций К, соотнесенным с верхним месономным контекстным полем Божьей славы/Блага т.е. смысловых соответствий J, о котором идет речь во втором стихе псалма. Мы продолжим разбор 18 псалма в следующей главе.

Глава 72.

1. В этой главе мы продолжаем разбор 18 го псалма, как концентрированного выражения тенденций к интериоризации и внутреннему углублению религиозной жизни, характеризовавших вавилонскую и раннеперсидскую эпоху. Воспроизвожу вновь текст этого псалма (в синодальном переводе) для  удобства читателей.

1. Начальнику хора. Псалом Давида.
2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
(Пс 18:1-15)

2. В прошлой 71й главе мы установили соотношение между первыми семью стихами этого псалма и основными элементами  матрицы идентичности. В этой главе речь  пойдет о соотношении между  первой половиной восьмого стиха этого псалма и первым шагом основного алгоритма идентичности (это понятие я обсуждаю в 14й и 15 главах книги).

3. Однако, прежде чем начать это обсуждения нам необходимо еще раз вернуться к седьмому стиху, нашей начальной точке. Я буду исходить из того разбора седьмого стиха, который сделан в прошлой главе, поэтому тем из моих читателей,кто не познакомился с ней, стоит туда заглянуть, чтобы понять что я имею в виду здесь.

4. Как я указывал понятие "ничто" (евр. eyn)в этом  стихе можно понимать двояким образом: как простое отрицание существования чего либо скрытого от солнечного света (так это правильно интерпретирует синодальный перевод)и как обозначение некоего "ничто" действительно скрытого от солнечного света. Обе эти интерпретации допустимы согласно буквальному тексту стиха.

5. Можно найти обьяснение, совмещающее обе это интерпретации, так что они не противоречат  друг другу, а дополняют друг друга. Так например в растениях корни скрыты от солнца, а другие части (ствол,стебли, листья, цветы) растут, непосредственно подвергаясь воздействию солнечного света, к которому они стремятся.

6. При этом такой процесс роста и развития можно рассматривать в плане постоянно меняющегося соотношения выражаемости/экспрессивности (соответствующего китайскому понятию Янь) и восприимчивости/рецептивности (соответствующей китайскому понятию Инь). Например в корнях преобладает восприимчивость/рецептивность, а в цветках выразительность/экспрессивность.

7. В тексте 18 й псалма (в еврейском тексте Псалтири это сейчас 19й по счету псалом, хотя в эллинистическую эпоху и в начале Римского периода он был 18м, также как и в синодальном тексте, это важно для понимания его содержания, поскольку, как мы увидим, основной алгоритм идентичности в описании этого псалма содержит 18 шагов, что соответствует числовому значению еврейского слова "жизнь" ) экспрессивность/выразительность воплощается в понятиях солнца, небес и божественной Славы (см выше стихи 2 и 5), отображаемое в матрице верхним центральным месономным контекстным полем I Блага/смысловых соответствий.Рецептивности же соответствует понятие "ничто" в 7 м стихе, как явление чистой потенциальности и связанной с ней способности накапливать энергию и питание, которой отличаются корни.Рецептивность корней в матрице отображается нижним центральным месономным контекстным полем К смысловых ориентаций, находящимся во внутреннем соотношении с верхним центральным полем смысловых соответствий.

9. Рецептивность корней также важна для роста и развития как и экспрессивность солнца. Не случайно Иисус в притче о сеятеле (а сеятелем в заключительный части книги Исайи выступает посланное Богом слово) упоминает о растениях, не имеющих серьезных корней и поэтому скоро засыхающих под действием солнечного света.

10. Но на уровне непосредственного символизма описываемое в 6 м и 7 м стихах движение солнца заканчивается в точке С, точнее прямо над ней в верхнем конце вертикали СВ, где В это "край небес" то есть конец верхней горизонтальной "небесной" линии матрицы АВ, связывающей контекстное поле общих принципов А с контекстным полем жизненных форм В.

11. Следовательно когда теплота солнца достигает земли воображение библейского автора связывает это соприкосновение в первую очередь с находящимся прямо под солнцем В контекстным полем личности С, а уже затем со всей нижней "земной" репрезентационной горизонталью CD. Поэтому описание основного алгоритма идентичности начинается с контекстного поля личности С.

12. Первая часть восьмого стиха: "Закон Господа совершен, укрепляет душу" соответствует первому систематизационному шагу алгоритма идентичности, который в матрице идентичности отображается направленным вверх вдоль нормативной диагонали вектором СА, соединяющим контекстное поле отдельной личности С с контекстным полем общих принципов и норм А, таких как истина и справедливость.

13. Но почему, собственно говоря, мы можем предполагать такое соответствие? Для человека, который имеет перед собой только русский перевод, такое предположение более или менее естественно: ведь душа человека в той или иной мере близко связана с его личностью, а Закон по определению представляет общие принципы и нормы в их применении к конкретным обстоятельствам.

14. Но здесь, как и в седьмом стихе (который мы обсудили в прошлой главе и в начале этой главы) перевод, не будучи неправильным, в то же время отражает лишь часть смыслового спектра, заложенного в тексте подлинника. Еврейский текст первой части восьмого стиха включает образы/символы, не только допускающие, но даже требующие многообразного толкования. И чтобы удовлетворить это требование нам нужно ввести новое понятие контекстной темы.

15. Под контекстной темой мы в дальнейшем будем понимать совокупность контекстных связей, ассоциаций и резонансов, которые раскрывают тот или иной аспект развития конкретной идентичности, как смыслового целого.

16. Поскольку детальный разбор этих тем с одной стороны очень важен для понимания того, о чем идет речь в этой книге, а с другой стороны не должен заслонять собой общую структуру и динамику изложения, я ограничусь тремя темами, которые наиболее непосредственно связаны с  содержанием этого стиха, а именно 1) темой целого и части, 2) темой подлинных и мнимых ценностей и 3) темой произвола, выбора и предела. Каждой из этих тем будет посвящена одна из трех следующих глав.