Подготовка специалистов социокультурной сферы
Время ставит перед нами актуальные вопросы, связанные с подготовкой будущих специалистов социокультурной сферы. В новых экономических условиях востребован высокий уровень профессиональной и культурной компетентности специалиста, его способности принимать правильные решения в сложных ситуациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий. Специалист социально-культурной сферы должен сочетать в себе качества руководителя, экономиста, организатора, управленца, социального работника, педагога, психолога и т.д.
Именно профессиональное образование должно ответить на вызов времени подготовкой качественно нового специалиста, способного жить и действовать в новых экономических условиях
Социокультурное образование в нашей стране является системой, включающей в себя государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также реализующие их образовательные учреждения и соответствующие органы управления образованием.
Основными направлениями деятельности этой системы являются социально-гуманитарная, научная и профессиональная подготовка специалистов в сфере культуры по управленческому, художественному, культурологическому, библиотечно-информационному, направлениям, получение профессии, квалификации и специальности.
Целью данного вида образования является удовлетворение потребности общества в профессиональных кадрах, в формировании творческого интеллекта, профессионализма и нравственно зрелой личности.
Огромное значение для современного общества приобретает деятельность будущих менеджеров, управленцев, педагогов, режиссеров, способных организовывать и активно работать в различных отраслях социально-культурной сферы, обучать людей многообразным умениям и навыкам в сфере культуры, искусства, народных промыслов и ремесел, игр, спорта, рекламы, устанавливать социальные контакты между различными группами населения.
Образовательные учреждения культуры и искусств: училища, колледжи, вузы - это особые типы учебных заведений, объединяющих в себе все современные направления профессиональной деятельности в сфере культуры: от библиотечно-информационной деятельности до современного издательского дела, от художественного народного творчества до различных форм арт-менеджмента, от социально-культурного воспитания до разнообразных культурно-досуговых практик.
Нужно сказать, что сегодня государственные образовательные стандарты не учитывают специфику образования в сфере культуры и искусств, нет системы в организации непрерывного социокультурного образования, не обеспечивается переход на реализацию модели опережающего образования. В основе подобной модели должна лежать идея ориентации на перспективные потребности региона, развитие и образование личности, культуру и производство с учётом рыночных отношений. социокультурного образования.
Всё это оказывает влияние на снижение образовательного уровня, и размывает границы профессиональных групп.
Одним из актуальных вопросов профессиональной подготовки будущих специалистов социально-образовательной сферы является развитие культуры педагогической коммуникации посредством организации педагогической практики.
Практика позволяет студентам вырабатывать и совершенствовать тактику коммуникативного взаимодействия с субъектами социального воспитания: с детьми и родителями, с социальными педагогами и специалистами-смежниками, с представителями общественности и органов власти. Проектируя ситуации сотрудничества в ходе педагогической практики, мы ориентируемся на систему научных профессионально-педагогических знаний, усвоенных студентами, а также на опыт предыдущих посещений учреждений социально-образовательной сферы. Подобные экскурсии, встречи создают ориентировочную основу, позволяющую студентам планировать свою деятельность на практике. На занятиях широко применяются различные формы обучения студентов – ролевые и деловые игры, поиск эффективных решений проблем, дискуссии, тренинги, разработка и защита проектов, решение ситуационных задач.
Отсюда, возникают те актуальные вопросы, которые связаны с подготовкой будущих специалистов к социально-культурной деятельности.
При этом среди специалистов полемика ведётся вокруг возвращения социокультурного образования или в русло «культпросвета» или осуществления подготовки кадров только для сферы профессионального искусства (консерватории и т.п.). Вторая точка зрения нашла яркое отражение в обсуждаемой «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства РФ».
Однако, обе точки зрения не отвечают потребностям современного российского высшего социокультурного образования, поскольку сегодня вуз культуры - это в действительности воспроизведённая в миниатюре культурная система страны, которая включает в себя как сферу общественной жизни, так и одновременно - результат освоения, гуманизации, облагораживания человеком окружающей природной среды, собственной трудовой деятельности и социальных отношений.
ведущей профессиональной группой являются менеджеры культуры, осуществляющие культурную политику в регионах страны.
Одним из важных вопросов профессиональной подготовки будущих специалистов социально-образовательной сферы является развитие культуры педагогической коммуникации посредством организации педагогической практики. Практика позволяет студентам вырабатывать и совершенствовать тактику коммуникативного взаимодействия с различными субъектами социального воспитания: с детьми и родителями, с социальными педагогами, с представителями общественности и органов власти и т. д. Организация педагогической практики позволяет оценить всю динамику изменений в процессе развития коммуникативных умений студентов. Проектируя ситуации сотрудничества в ходе педагогической практики, мы должны ориентироваться на систему научных профессионально-педагогических знаний, усвоенных студентами, а также на опыт предыдущих посещений учреждений социально-образовательной сферы. Организованные нами экскурсии создают ориентировочную основу, позволяющую студентам планировать свою деятельность на практике, эмоционально готовят его к специфике работы с той или иной категорией населения.
Значительную роль в подготовке менеджеров, ведущей группы специалистов, осуществляющей культурную политику в регионах, играет также социальное партнерство. Это особая система взаимоотношений между вузом, выпускниками вуза, работодателями, учреждениями социально-культурной сферы.
С целью развития партнерства в вузах страны проводятся научно-практические конференции, встречи, семинары, презентации, разработка и реализация проектов, информационных продуктов и услуг, в ходе которых уже сегодня рассматриваются вопросы повышения качества подготовки кадров для социально-культурной сферы. С целью обогащения теоретических знаний студентов практическими аспектами управленческой и культурно-досуговой деятельности к учебно-воспитательному процессу привлекаются в качестве совместителей ведущие специалисты социально-культурной сферы города и района.
Одним из эффективных путей формирования конкурентоспособной личности с инновационным поведением является использование элементов творчества в процессе обучения. Так, в филиале МГУКИ (г. Наб. Челны) реализуются культурно-досуговые программы, в рамках которых организуются творческие лаборатории, пресс-конференции по актуальным вопросам, встречи, литературные гостиные, праздники, профессиональные конкурсы, концерты, культурно-воспитательные акции для детей и подростков, деловые игры, сценические постановки, встречи с ветеранами, специалистами социально-культурной учреждений города.
Коллектив преподавателей вуза постоянно находится в состоянии творческого поиска новых решений и ясно видит перспективы дальнейшего развития.
( из опубликованной статьи автора) 2010-2011г.г.
© Copyright:
Анна Барсова, 2017
Свидетельство о публикации №217081101286