Звездные войны ч. 4-2

Владимир Бровко
                ч.4-2

                Кто вы Ольга Юрьевна  Васильева?

       Продолжаем наше повествование. И в этой части данного очерка мы разберем  следующий  этап  в жизни О.Ю. Васильевой  - когда она из обычного пусть и "масковского"  "учителя  музыки"  работающего в средней школе становится  "ученным  историком"!
    Но  прежде чем  перейти к заявленной теме нам надо   рассказать о том кем же является  ее отец  и какое он оказал на нее  влияние.
    А им  являлся Юрий Николаевич Васильев. Его биографы ( из числа его учеников) считают его " крупнейшим специалистом в области энергетических установок и компрессорного оборудования". кроме того он  является так же  доктором технических наук, профессором, лауреатом Премии Совета Министров СССР, Премии Правительства РФ в области науки и техники, дважды лауреатом премии им. Академика И. М. Губкина. Ну и само собой он Почётный работник нефтяной и газовой промышленности РСФСР, обладатель семи медалей ВДНХ.
       Родился Юрий Васильев 25 мая 1926 года в деревне Старый Стан Климовского района Могилевской области БССР.
       И стало быть наша О.Ю. Васильева  наполовину  белорусска.
        Далее  в 1944 г.  он окончил Московскую артиллерийскую специальную школу; в 1945 г. — Второе Ленинградское артиллерийское учили­ще; в 1954 г. - вечернее отделение Ленинградского Высшего инженерного морского училища им. адмирала С. О. Макарова по специальности «инженер-механик по двигателям».
      Затем была служба в армии и работа на судах Министерства морского флота СССР.
      Но,  вот  что было в жизни Ю, Н. Васильева после того как он закончил свою "морскую карьеру" - "инженера-механика по двигателям"  и как оказался  в г. Бугульме,  где у него  13 января 1960 г.  родилась наша главная  героиня О.Ю. Васильева, вашему  автору  в виду пробелов в официальной части его  биографии   установить не удалось.
      Единственное, что  ясно однозначно, так это  то, что  к этому времени "с флотом и военной  службой" у него все   было  законченно и он   стал искать применение своим талантам "на гражданке".
       И тут,уже   в ноябре 1966 г. мы  "встречаем"  его  уже в г. Москве  где он сумел  поступить на работу во ВНИИГАЗ на должность "старшего научного сотрудника"  - лаборатории двигателей и компрессоров.
       В связи  с чем, очевидно  тогда и  семья Ю. Васильева  в составе  жены и двух дочерей  из Бугульмы перебирается  в г. Москву, где наша юная Оля  Васильева и пошла как это и было установлено в СССР в 7 лет в первый  класс, одной из московских школ.
       Так  запушенная ранее  российскими журналистами версия о том, что О.Ю. Васильева  "училась в Бугульме"  не подтвердилась, зато стало понятным почему  Москву  она считает своим родным городом. Далее проживая  в Москве сама О.Ю. Васильева и  стала как бы официальным  "ВУНДЕРКИНДОМ"  ибо по неустановленным автором причинам   10  кл. средней школы закончила   в 14.5 лет!
     Так же  сама О. Васильева никогда и нигде не сообщает  какую школу она закончила?
       Или это может была какая то закрытая  спец. школа где "советские педагоги" ставили  свои изуверские опыты  по " выведению нового типа людей - советского человека" развивая у подотпытных детей скрытые возможности?! Вы  читатель особенно из числа молодого поколения  выбравшего  для себя "Пепси" и Интернет наверно и слыхом об этом не слыхали?  А ведь когда-то в "грозном и могучем СССР", широко проводились жесткие, психологические эксперименты не только на  заключеных  а и на маленьких детях! И  власти СССР это и не особо скрывали. Вот посмотрите на эти  видеоролики:
https://www.youtube.com/watch?v=IlaMpXE2uO8
https://www.youtube.com/watch?v=I-xdZuKt8i4
       Но пока О. Васильева как бы там нибыло росла и училась, то ее отец тоже " рос" в карьерном плане. 
      Он  уже в  1972 году был избран (по конкурсу) на должность руководителя лаборатории поршневых газоперекачивающих агрегатов.
     С мая 1975 г., помимо руководства лабораторией, возглавляет отдел газотранспортного оборудования ВНИИГАЗа.
      В это же время наша  О. Васильева закачивает 10  кл.  и не куда нибудь в МГУ  или Политех , а в "Московский государственный институт культуры" на  дирежерско-хоровое отделение! Полчему имено  этот вуз скказать трудно ведь какая  потом из юнной девушки в 19 лет получится режисер хора?
       Но знающие  люди мне посказали. что выбор  О.В. Васидьевой  этой  професии был обусловлен тем,что она  в принцыпе  рассматривала  в будущем свое трудоустройство в качестве "регента"  церковно-приходского  хора при каком нибудь  зраме или женском монастыре!
       И пока там она успешно учитс, я придвигается по службе и ее отец.
       Он сумел  успешно защитить докторскую диссертацию, посвящённую проблеме повышения эффективности и надёжности газоперекачивающих агрегатов и оборудования компрессорных станций.
        В то же время он проявляет себя как организатор- координатор науки в газовой промышленности, будучи одновременно начальником отдела и исполняющим обязанности заместителя директора ВНИИГАЗа; анализирует важнейшие результаты работ в своей области и их значение для развития газовой промышленности.
         С его именем  связано создание во ВНИИГАЗе газовых двигателей для мотор-генераторов 61 ГА и 11ГД100М.
          За работу по созда­нию и внедрению в народное хозяйство двигателей 11ГД100М Юрию Николаевичу присвоено звание лауреата Премии Совета Министров СССР за 1986 год.
         Впервые в отечественной практике он разработал и внедрил на компрессорных станциях магистральных газопроводов "Средняя Азия -Центр" и "Бухара - Урал" схему комплексной утилизации вторичных энергоресурсов.
          С 1981 года под его научным руководством выполнено 55 научных разработок, обеспечивающих строительство 100 первых отечественных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).         Им подготовлено 13 кандидатов наук. Диссертационные работы учеников Юрия Васильева  в области совершенствования газовых двигателей внедрены в народное хозяйство.
        Юрий Васильев  стал автором 75 защищенных авторскими свидетельства­ми и патентами изобретений по усовершенствованию двигателей и газоперекачивающих агрегатов.
       В 1995 году группе авторов, в том числе профессору Васильеву была присуждена Премия Правительства РФ в области науки и техники за «разработку научных основ и новых технологий обеспечения надежности, экономичности и безопасности нагнетательных установок на компрессорных станциях газовой и нефтяной промышленности и станциях обеспечения транспорта газомоторном топливом».
       В 2014 г. Главный научный сотрудник ООО «Газпром ВНИИГАЗ», доктор технических наук, профессор Юрий Николаевич Васильев «за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность» удостоен именной Благодарности Президента Российской Федерации В.В. Путина.
       И в   связи с изложенным  следует признать, что именно влияние отца очевидно и  помогло  О.Ю. Васильевой  преодолевать  на  ее жизненном пути  большинство трудностей.
      И тут она была  откровенна, когда  в интервью российским журналистам в 2009 г.  рассказывала как ее  "окрестили".
     «Тем не менее, мой папа, занимавший определенное положение, пошел на то, чтобы его дети были крещены. И у меня даже есть справка о крещении, которой я очень горжусь. Она была выдана ныне покойным протоиереем, настоятелем храма в южном городе Георгиевске, который находится в Ставропольском крае, недалеко от Пятигорска».
  Ну, а выяснив почти всю  правду об отце  О. Васильевой нам самое время  вернутся  к продолжению исследования ее биографии.
     И тут нам уже  известно, что в 1979 году  она  окончила дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.
      Затем с  1979 года по 1982 года работала  учителем пения в школе № 578 но затем из  за нелицеприятного скандала с  одним из ее учеников,  ей пришлось  перейти на работу  в школу  и № 91 Москвы.
      Так  вот и  прошли  три первых года " трудовой деятельности" О. Васильевой.   
      Которые  очевидно не удовлетворили ее ибо    преподавание музыки в средней школе даже в Москве,  оказалось малопривлекательной и совершенно непрестижной   профессией для амбициозной   "дочки профессора и лауреата" какой к этому времени  стала  считаться О. Ю. Васильева. А  с работой при каком либо   церковно-приходском храме  не  сложилось. Слишком уж КГБ СССР  контролировала РПЦ МП урезай их структурам воможность развития путем привлечения новых молодых кадров.

        Сама О. Васильева рассказывала что в эти годы поняла одну  простую истину, что ее «очень интересуют проблемы нашего прошлого, проблемы настоящего, проблемы будущего», и тогда она  решила получить еще  второе  высшее образование,  чтобы стать" историком".
        Здесь тоже  по словам О. Васильевой сыграла  свою роль  ее семья
       «Несмотря на то что мой отец всю жизнь занимается математикой, он привил нам — мне и моей сестре — любовь к истории, к литературе.
          Поэтому заниматься историей для меня было вполне естественным делом».  Что ту скажешь?  Любовь к литературе и истории это хорошо, но то что изучали  под наименованием ИСТОРИИ  в СССР историей как наукой небыло.
   Это была "космунистческая версия" мировой истории, где на почве " классовой борьбы", противостояния капитализма и коомунизма в связи  господствующим в СССР передовымс ученим марксизма-ленинизма  все  поставлено  с ног на голову а еще и перемешано! как овощи  в салате-ассорти!
    И тут очевидно опять под влиянием советов отца  она в  1982 году и поступила на не куда нибудь  скажем на истфак МГУ, а на "вечернее отделение" исторического факультета, Московского государственного заочного педагогического института, одновременно продолжая работать  в школе учителем музыки, а с третьего курса  уже   "учителем истории" в московской школе № 91.
          И тут,  говоря о "Московском  государственном  заочном педагогическом институте" тех лет,  надо честно пояснить  современному читателю, никогда не жившему  во времена СССР, что  по своей изначальной сути это  "учебное  заведение" как все ему подобные!  в те времена  было профанацией "на высшее образование" а все "выпускники" как таковыми квалифицированными специалистами   в области истории!  не считались, но государство "обучив  их",  находило   и  им "применение" -преподавать историю   в средних школах, ПТУ или техникумах, где они и оставались в том же  качестве " до пенсии".
      Но, вот тут и наша О. Васильева  окончив в  1987 году вышеназванный  институт  и  очевидно вдоволь,  за время  "учебы"  насладившись в  школе всеми прелестями  профессии  " школьного учителя истории"  не захотела больше  оставаться на прежнем месте!
      Она опять же, очевидно под влиянием своего отца, решила продолжить свое "историческое образование" и поступить в "красную аспирантуру"  при одном из  московских  научных институтов!
      Правда  тут вот в чем. "Хотеть" в СССР никому не запрещалось, но  вся проблема  была в том, что "хотелки" и оставались "хотелками"  если у  "советского человека" не было  необходимых предпосылок  для реализации  своих планов.
    Так было и с вопросами связанными с  "вступлением в красную   аспирантуру"!
     А все тогда было вот как!
     Вопросы поступления и обучения  в "красной аспирантуре" регулировались: "Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров» (1956),  «О мерах улучшения качества диссертационных работ и порядка присуждения ученых степеней и званий» (1960) и «О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров» (1962)
     Потом было еще и " Положение об аспирантуре" 1962 года котрое предусматривает создание при вузах очной, заочной и целевой аспирантуры.
      Аспирантура в СССР стала основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров.
      Организовалась она при вузах и НИИ в виде очной (3 года) и заочной (4 года).
      В аспирантуру принимались лица, проявившие способность к научно-педагогической и научно-исследовательской. деятельности, имеющие законченное высшее образование, стаж практической работы по окончании высшего учебного заведения не менее 2 лет! (по избранной специальности) и выдержавшие вступительные экзамены.

       Существовали ограничения по возрасту аспирантов.
        В аспирантуру при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях для подготовки научно-педагогических и научных кадров, на основании «Положения об аспирантуре» (вместе с «Положением об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях»), утв. Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 31 июля 1962 г. N 284, с отрывом от производства принимались граждане СССР не старше 35 лет, а в аспирантуру без отрыва от производства — не старше 45 лет, имеющие законченное высшее образование, проявившие способности к научно-исследовательской работе и имеющие опыт практической работы по профилю избранной научной специальности не менее двух лет после окончания высшего учебного заведения!
       ( А мы  знаем, что у  О.Ю. Васильевой не было двух летнего  опыта практической работы историком после получения ею  диплома о высшем образовании!
         Но в  законодательных актах  была и "очень хитрая лазейка", облегчающая  скороспелым  "специалистам широкого профиля"  поступать в аспирантуру  без  обязательного двухлетнего стажа работы по специальности после окончания вуза!
      "Выпускники заочных и вечерних высших учебных заведений, имеющие опыт практической работы по профилю избранной научной специальности не менее 2-х лет, могли быть допущены приемными комиссиями к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру непосредственно после окончания вузов."
     Так у нас  и выясняется тщательно сретушированное в юиографии О.Ю. Васильевой то обстоятельство, почему  скажем О. Васильева  пошла получать второе высшее образование  историка не в МГУ, а  в малопрестижный московский  педагогический  вуз!
      Тем самым  она  ведь " сэкономила"  на двухлетнем стаже  отработки после окончания  вуза что сильно облегчал ей процесс  подачи  документов в аспирантуру!
         Поступающие в аспирантуру в обязательном порядке представляли опубликованные научные работы, сведения об изобретениях, об опытно-конструкторских работах; не имеющие опубликованных науч. работ — научные доклады (рефераты).
    Что "представила"  в Институт истории СССР лично   О. Васильева автору не известно!
         Вступительные экзамены сдавались в объёме программы вуза по истории КПСС, специальности и иностранному языку!
         
       Но кроме всех вышеперечисленных требований  для поступления  в "красную аспирантуру"  существовали и спец. требования о которых не прямо не говорились в процитированных документах) но  которые имели обязательный характер!
        Соискатель на  звание аспиранта во времена СССР должен был иметь не только  "красный диплом" и задатки к научной  деятельности, а и "Красную ДУШУ". т.е быть в обязательном порядке кандидатом в члены КПСС или членом КПСС!
       Кроме того такому кандидату полагалась особая  бумага - направление на учебу от обкома или крайкома  партии!
      И только тогда документы такого "кандидата" могли быть приняты администрацией научного учреждения  к рассмотрению для допуска к вступительном экзаменам  в аспирантуру!
    А,  что получилось в нашем  случае  с О. Ю. Васильевой?
    А то, что совершено не ясно когда и где  О. Ю. Васильева стала  (кандидатом или членом КПСС ибо она бы не прошла  тот "заградительный  барьер" для вступления  в "красную аспирантуру"! ?

    И в связи с этим,   лично  мне  тут совершено неяснен так же  и один важный аспект, как могла  О. Ю. Васильева  совмещать  свою "глубокую православную веру" в которой она была воспитана с раннего детства (если верить ее же  собственном признаниям)   с теми  безбожными нормами и требованиями которые  предъявлялись в СССР  к  лицу  вступившему  в члены КПСС. Когда  одним из  обязательных требования было публичное  отрицание таким "кандидатом существования БОГА" и объявления  себя  не только верным делу партии и  идеалам  "марксисизма-ленининизма",  а еще и АТЕИСТОМ?

      И не есть ли это прямым свидетельством проявления  двуличной морали со стороны нашей  О.Ю. Васильевой?
      Или все же  ЦЕЛЬ оправдывает СРЕДСТВА?
      Ведь  становясь  членом  такой я не побоюсь  тут сказать прямо - преступной организации  как КПСС!  она должна была понимать, что свершат  очень тяжкие  грехи как христианка?
      За который  ей  согласно  тем же догматам  РПЦ МП   придётся рано или поздно дать ответ на Страшном суде  за  " Отступление от Бога", "Богохульство" и " Кощунство"!

       Но все это вынужденные риторические замечания автора!,  а нам надо далее продолжать наше повествование.
       И вот тут  продолжая  тему  вступлении О. Васильевой  в аспирантуру  я предлагаю вам уважаемый  читатель как  бы мысленно представить себе такую картину:
       В один прекрасный день,  "буквально с улицы" является  к Директору Института истории СССР д.и.н. С. С. Хромову ответственному  партийному  деятелю  СССР, который  с 1966 по 1979 год  был   сотрудником аппарата ЦК КПСС. где руководил Сектором истории Отдела науки ЦК КПСС!,  молодой и никому не известный школьный  учитель истории О.Ю. Васильева   и подает заявление о допуске ее к  сдаче  экзаменов  в аспирантуру.
       Я думаю, что С.С. Хромов  испытал тогда от такой наглости сильный  "шок" ибо  тогла в СССР,  такие дела так не делались!
       А саму  О.Ю. Васильеву если бы она не  действовала "по протекции" не пустили бы  дальше  вестибюля  Института Истории,  а не то что в кабинет к Директору.
       Тут те из вас  уважаемые  читатели  которые  видели советский  фильм  "Большая перемена" но сами не жили во времена СССР теперь   могут  легко себе представить тот  исторический антураж  и нравы  в советских  вузах где принимали в аспирантуру ( а фильм вышел на экраны в  1973 год! когда О.Васмльева училась в 8  кл. средней  школы).
       Но  все же я работная над  биографией  О. Васильевой   пришел к выводу о почти "мистическом влиянии" этого фильма на ее жизнь!
    Мне тут  как бы представляется, что  юная школьница О. Васильева   после его очередного просмотра  этого фильма  и   захотела, как и героиня  этого фильма "девушка Полина" поступить в аспирантуру!
    И  при этом непонятно каким путем "обошла"  на вступительных экзаменах  самого Нестора Петровича Северова (своего к стати жениха!), которому пришлось  искать себе место  учителя  истории в "Вечерней  школе рабочей молодежи"  были в СССР и такие "школы"!
      И, что в связи с этим,  фигура  О. Васильевой   есть перевоплощение киногероини "Полины"  в реальную жизнь!
      А  вся история  дальнейшей  жизни О. Васильевой  это как бы  продолжение  сценария  фильма "Большая перемена", который правда при этом из  безобидной советской комедии превратился со временем  в драму.  Полное описание которой  (по силе  страстей и  задействованными  в нем  исторических личностей и проникновения  сюда политики и религии)  наверно  было бы по силу  только самому Достоевскому и сравнимо разве, что  с его романом "Бесы".....!
       Ну,  а теперь о более  серьезном.
       Вы уважаемый  читатель  должны  понимать, что на  то время (1987 г. )Институт  истории СССР   был ведущим  профильным институтом СССР  в области истории.
       Это   было таким местом, что его можно  было бы  назвать " святая  святых"  для всех тогдашних  партийных советских историков!
      Ибо именно там готовили специалистов для работы  в советских и партийных органах в области идеологии и образования. 
       И тут  случается  первое "ЧУДО"  в жизни нашей О.Ю. Васильевой ибо  ей  неведомыми автору  путями  удается поступить в аспирантуру в этот научный институт!
    Обычно в таких случаях  в СССР говорили, что у этого "человека" добившегося " невозможного" для остальных  "совков"  -" есть на верху лапа"  в смысле, что у  человека есть "высокая протекция"!
    Были ли такая  "протекция" о  О.Ю. Васильевой?
    Я думаю, что да!
    И очевидно  это было сделано неизвестными автору  влиятельными в СССР людьми, так сказать "из круга" родственников ее мужа Андрея!
    Иначе  не видать бы ей  аспирантуры никогда....Ведь ее отец  хотя и был  ученным, но  сфера его интересов и круг знакомств  увы не  достигал вершин советской науки ( а таким был Институт истории СССР) контролируемой ЦК КПСС,  чтобы он мог  взять и " протолкнуть" свою дочь в  аспирантуру!
    И тут  самое время  помянув  мужа  Васильевой поднять еще  завесу одной  тщательно скрываемой  ею "семейной тайны"?
    Известно, что О. Ю. Васильева была в браке и что мужа  звали Андрей.
   А так же что от этого брака родилась  дочь: Васильева Вера Андреевна, 24.05.1986 года рождения, которая по стопам  матери не пошла. И занятию  историей предпочла  все же  искусство.  Поскольку  окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных.
     И отсюда используя разные  криминалистические методики мы можем сделать  выводы и даже выдвинуть новые версии для  пояснения выхеобозначенных  пробелов в биографии О. Васильевой.
     Во первых, что  в брак О. Ю. Васильева вступила примерно в 1985 году.
     Во-вторых дочь родилась в 1986 г.
     В третьих  в аспирантуру  О. Васильева поступила в 1987 г.
     При этом неизвестно когда   О. Васильевой  был расторгнут брак?
      И это очень плохо!
      Поскольку как правильно  сказал  один из  героев  фильма "Карточный домик" - "Чем меньше сказано, тем больше копают".
      Поэтому в связи с этим  и по прежнему  актуальным остается и  вопрос:
     А  кто же    был мужем О. Васильевой?
       И тут все  заинтесованные  лица  занимавшиеся изучением биографии О. Васильевой как бы  разделились  на два лагеря: одни говорят, что муж Ольги Васильевой – влиятельный человек  (или ваятельными были во времена СССР его родители!), поэтому  разглашение деталей и причин развода  испортит ему (им)  имидж.
       Вторые же утверждают, что имидж бывшего супруга настолько плох, что может подпортить карьеру министру образования?

      Ну, а не зная  ответ на эти вопросы мы  и не можем  проследить и возможное  влияние посторонних лиц  на  судьбу  О. Васильевой   которой  вдруг  захотелось оставив  домашние и материнские заботы ( ведь ей полагался 3-х летний декретный отпуск!)  стать  из " учителя музыки" - ученным "ИСТОРИКОМ"!
      Ну, а  далее  уже " ЧУДЕСА" в ее  научной карьере следуют один за другим!
        Вот судите сами!
       Это кстати  есть второе "Чудо"!
       Оказавшись  "неведомыми нам путями"  в стенах супер престижного в СССР научного учреждения - Института истории СССР    О.Ю. Васильева  вначале захотела   писать диссертацию на тему голода 1933 года!

      Но тут произошла  одна неувязка. Профессор, занимавшийся данным вопросом, якобы уже набрал свою квоту аспирантов ( а скорее всего не захотел иметь такую юную аспирантку на своем попечении) и научным руководителем Ольги Юрьевны стал Георгий Куманев, который спустя десятилетия возглавил Институт российской истории РАН.
       И это было то  третье" ЧУДО", что оказало решающее  влиявшее на  всю дальнейшую  жизнь и деятельность  О. Ю.Васильевой.
        И вот что со слов  самой  О. Васильевой пишут  ее биографы;
      "Здесь тоже помог отец — он посоветовал дочери предложить тему, связанную с войной, которую ученый совет заведомо не утвердит, что даст возможность заняться проблематикой голода.
      «Мы долго думали и пришли к выводу, что в истории Великой Отечественной войны многие темы раскрыты, кроме темы Церкви в годы войны. Ее-то я и предложила», — вспоминала Васильева.
   Ученый совет, впрочем, неожиданно согласился — и Васильева начала работать над темой под руководством профессора Георгия Куманева.
      А сам  Куманев в СССР  прославился еще и тем, что  " занимался изучением подвига 28 панфиловцев" и тут  проявил себя  настоящим сталинитом и создателем  советских мифов о  ВОВ!

     Ну  и раз так  то надо сказать и несколько слов о Г.Куманеве.
     Он в Института истории СССР     занимался вопросами истории Великой Отечественной войны! Но не просто занимался он  был  основоположником того самого  официального советского мифа о "28 героях-панфиловцах"  который  был после краха СССР полностью разоблачен!  Но вот профессор  и академик Г. Куманев  с этим не  согласен!: https://history.wikireading.ru/267420
     Именно в его "научной обработке этот миф и попал во все советские учебники по истории СССР.
      И эту  "позицию" бывшего научрука Васильева уже в ранге министра процитирует отвечая на соответствующий вопрос:
       «Моя позиция такая же, как у Георгия Александровича»). Да и было чего юной аспирантке  О. Васильевой  держатся за  Куманева и платить в его фарватере! Судите сами!

     Справка: Гео;ргий Алекса;ндрович Куманёв (род. 20 декабря 1931, Лукоянов, РСФСР, СССР) — советский и российский историк, специалист в области истории Великой Отечественной войны. Главный научный сотрудник Института российской истории РАН, руководитель Центра военной истории России. Академик РАН по Отделению историко-филологических наук с 22 декабря 201
       Окончил Горьковский государственный университет, где учился у С. В. Фрязинова, и аспирантуру Института истории АН СССР
Доктор исторических наук (1972), профессор (1977). Действительный член Российской академии естественных наук (1993), Академии военных наук (1998) и Российской академии наук (2011)
       Автор более 250 научных работ, в том числе монографии «Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941—1945 гг.»

      В основу книги «Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства» вошли беседы историка с политическими и военными деятелями — В. М. Молотовым, А. И. Микояном, Л. М. Кагановичем, Г. К. Жуковым, А. М. Василевским и другими.
    С конца 1950-х годов записал интервью с более чем 80 государственными деятелями, военными, учёными и дипломатами СССР. Часть из них вошла в книгу «Говорят сталинские наркомы» (2005).
     Председатель научного совета РАН по проблемам военной истории, входит в состав учёных и диссертационных советов ИРИ РАН и ИВИ РФ. Член научного совета Российского военно-исторического общества и редакционной коллегии «Военно-исторического журнала»..
Основные работы
   Великая Отечественная война Советского Союза (1941—1945). М., 1960;
    Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). М., 1963;
    Советский тыл — фронту. 1941—1945 гг. М., 1970;
Американская политика «новых рубежей». М., 1972 (в соавт. с Г. К. Селезнёвым);
   Трудовой подвиг комсомола в Великой Отечественной войне. М., 1975;
В труде как в бою. М., 1975;
    Решающая роль Советского Союза в Победе над фашистской Германией. (На чеш. яз.). Прага, 1974;
   Наука Сибири сегодня. (На нем. яз.). Дортмунд, 1975;
   На службе фронта и тыла. Железнодорожный транспорт СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1938—1945 гг.). М., 1976;
В едином строю братских народов: к 30-летию Великой Победы. (На казах. яз.). Алма-Ата, 1980 (в соавт. с М. К. Козыбаевым);
   Народы СССР на защите социалистического Отечества. М., 1982;
1941—1945. Краткая история. Документы. М., 1982; (2-е изд. 1983).
Дружба народов СССР — источник силы и могущества Родины. М., 1982;
Экономика СССР в Великой Отечественной войне. М., 1985;
   Чекисты стояли насмерть. Киев, 1986 (2-е изд. 1989; в соавт. с А. С. Чайковским);
    Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941—1945 гг. М., 1988;
Народное ополчение защищает Родину. М., 1990 (в соавт.);
Великая Отечественная война (Первый период. 1941—1942 гг.). М., 1993;
Великая Отечественная война (Второй период. Ноябрь 1942—1943 г.). М., 1994;
   Трудный путь к Победе. 1941—1945 гг. М., 1995;
Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства. М., 1999 (2-е изд. Смоленск, 2001);
    Вклад СССР в Победу над фашизмом. Екатеринбург, 2000;
Великая битва под Москвой: летопись важнейших событий. Комментарии. М., 2002 (в соавт. с Н. Я. Комаровым);
   Блокада Ленинграда. 900 героических дней. 1941—1944. Исторический дневник. М., 2004 (в соавт. с Н. Я. Комаровым);
   Учёные — гуманитарии России в годы Великой Отечественной войны. М., 2005 (в соавт. с Н. И. Кондаковой);
   Говорят сталинские наркомы: встречи, беседы, интервью, документы. Смоленск, 2005;
   Военная история. Учебник для курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ. М., 2006 (в соавт.);
Проблемы военной истории Отечества (1938—1945). М., 2007;
Сталинградская битва: краткий научный очерк, документы, материалы. М., 2008;
   Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны: курс лекций. М., 2010;
  Рассекреченные страницы истории Второй мировой войны. Трагедия и подвиг. М., 2012;
   Военная экономика СССР — важнейший фактор Великой Победы (1941—1945). М., 2015 (в соавт. с Б. У. Серазетдиновым).
Подвиг и подлог: Страницы Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг. М., 2000; М., 2004 (2-е, доп. изд.); М., 2007 (3-е изд.)
     Но  а далее с  О.Ю. Васильевой  случается четвертое  "ЧУДО!
     Она  хоть и хотела по неопытности и не знания перспектив  научного роста Г.Куманева от него уйти к другому  научному руководителю  поскольку умышленно  как ей казалось  выбрала  провальную тему своей  кандидатской диссертации - «Советское государство и деятельность православной церкви во времена Второй Мировой войны».

    Но тут чаяния  О. Васильевой  по ВОЛЕ  СУДЬБЫ не сбылись ибо   вопреки ее ожиданиям, в преддверии 1000-летия крещения Руси ее тема была одобрена кафедрой вуза!
      И  О.Ю. Васильевой ничего другого как остаться под руководством  профессора Г. Куманева  не оставалось!
      А в итоге учебы в аспирантуре,  уже в 1990 году О. Васильева в Институте истории СССР  и защитила диссертацию на соискание учёной степени "кандидата исторических наук" по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» (специальность — «история СССР»).
      Официальные оппоненты — Юрий Шарапов, кандидат исторических наук В. Г. Овчинников.
       Ведущая организация — Московский государственный институт культуры.
      Биографы О. Васильевой   пишут, что эта работа стала первым трудом в еще советской историографии ( ведь  СССР распался только в конце 1991 г) , посвящённым истории РПЦ и государственно-церковным отношениям в ХХ веке!
      После этого О.Ю. Васильева с  1991 по 2002 года работала в Центре истории религии и церкви института российской истории РАН: младшим научным сотрудником, научным сотрудником, ведущим научным сотрудником, руководителем центра истории религии и церкви.
      Здесь  же она ( осмотревшись в науке и наладив  рабочие связи ) и решила переделать свою " успешную кандидатскую  диссертацию в докторскую диссертацию по теме «Русская православная церковь в политике советского государства в 1943—1948 годах» (специальность — «Отечественная история»).

        И тут надо отметить ,что О. Васильева  с 1987 г. "попав  под влияние  Г.Куманева" и продолжая изучать историю "Русской православной церкви" в военный и послевоенный период, не смотря на то, что она стала  как и ее прежний  руководитель  открытым и твердым  "сталинитом" в современной  российской исторической науке и еще одним творцом  мифологизированной российской истории, превзошедшим  своего учителя попала  под пристальное внимание ряда  верховных иерархов РПЦ МП!

      Особенно это проявилось в  1998 году когда О. Васильева защитила свою диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русская православная церковь в политике советского государства в 1943—1948 годах» (специальность — «Отечественная история»).
      И  с этого периода  времени, ее личность и  специфические исторические  познания!  ( не говоря о идейных убеждениях -  КПСС  в России запретили а  коммунисты  остались!)  и  стали предметом все большего и большего интереса уже  со стороны  верховных иерархов  РПЦ МП.
      К примеру таких как как митрополит Кирилл, который впоследствии стал Патриархом и отец Всеволод Чаплин по сути главный идеолог РПЦ  МП.
     Но о том, как  все это произошло и какие  для самой О. Васильевой   имело последствия  мы  уже с вами уважаемый  читатель поговорим в следующей  части данного очерка.
                ( конец  ч.5)