Интересные факты. Этнография

Азат Ахмеров
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

БОЛГАРЫ, МАДЪЯРЫ, ЭСТОНЦЫ, ФИННЫ, ТЮРКИ, ТАТАРЫ, ОГУЗЫ,
КОРЕННЫЕ СИБИРСКИЕ НАРОДЫ, БАШКИРЫ, КАЗАХИ, УЗБЕКИ -
ОТКУДА ВЫ ПРИШЛИ В ТЕ КРАЯ, ГДЕ СЕГОДНЯ ПРОЖИВАЕТЕ?

ЭТНОГРАФИЯ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ю.В. БРОМЛЕЯ И Г.Е. МАРКОВА

Допущено
Министерством высшего и среднего специального образования СССР
в качестве учебника для студентов исторических специальностей вузов

МОСКВА "ВЫСШАЯ ШКОЛА" 1982




...Марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до р. Вятки, где они вошли в соприкосновение с удмуртскими племенами, и в южном, где граница их расселения доходила до р. Казанки. Ко времени включения Марийского края в состав России марийский этнос состоял из ряда групп, различавшихся своими диалектами, особенностями материальной и духовной культуры и этническим самосознанием. Позднее, под воздействием более тесных социально-экономических связей, особенно с развитием капиталистических отношений, эти группировки консолидировались в марийскую народность.
До сих пор сохраняется деление марийцев на горных, луговых и восточных. Горные марийцы, живущие по правобережью и на противоположном левом берегу Волги, отличаются от других групп марийцев своим наречием и некоторыми особенностями традиционной культуры. Луговые марийцы, составляющие большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье. Восточные марийцы сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье.
Древнемордовские племена формировались в междуречье Оки и Волги на основе местного финноязычного населения, которое оставило, по-видимому, памятники позднегородецкой археологической культуры. В начале I тысячелетия н. э. здесь образовалось несколько этно-лингвистических группировок предков мордвы, которые в процессе исторического развития вступали во взаимодействие с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения. На севере и западе мордва длительное время находилась в тесных контактах с восточными славянами. Часть мордвы обрусела. Ко времени включения Мордовии в состав России среди мордвы выделялись две крупные группы: мокша и эрзя. Мокша сложилась в бассейне рек Мокши и Цны, эрзя - в бассейне Суры. Дальнейшее этническое развитие этих групп привело к образованию двух близких по происхождению народностей (мокша и эрзя) со своими языками, этническим самосознанием и особенностями материальной и духовной культуры. В XVII-XVIII вв. происходило постепенное движение мордвы на восток, в Заволжье и Башкирию. К концу XIX в. мордва расселилась на обширных пространствах, но не сплошными массивами, а чересполосно с русскими и татарами.
Проникновение тюрок в Среднее Поволжье началось в первой половине I тысячелетия н. э. Наиболее крупной волной было переселение в VII - VIII вв. булгар из степей Северного Кавказа и Приазовья. Заняв территорию преимущественно на левобережье Волги, ограниченную с севера Камой, а на юге простиравшуюся до Самарской луки, кочевиики-булгары пришли в соприкосновение с местным финно-угорским населением и тюрками, поселившимися здесь ранее. В X в. булгары создали государство - Волжскую Булгарию, игравшую значительную роль в экономической и политической жизни Восточной Европы. В XIII в. это государство пало под ударами монголо-татар. Его города (Булгар, Биляр, Сувар и др.) подверглись разрушению. Часть населения была истреблена, часть уведена в плен, оставшееся отошло в леса к северу от Камы и в правобережные районы Поволжья.

Чуваши.
Переселившиеся на Правобережье булгары положили начало чувашам. Возможно, что большинство переселенцев составляли сувазы (от них происходит название чувашей), которые, как полагают, являлись добулгарским тюркским населением Нижнего Прикамья, испытавшим сильное влияние булгар. При продвижении на север булгары смешивались с жившими там горными марийцами. Это смешение отразилось в лексике чувашского языка и в формировании этнографической группы чувашей - вирьялов (верховых), которые в традиционной культуре имеют много общего с горными марийцами и отличаются от юго-восточных чувашей - анатри (низовых).
Татары.
Казанские татары своим происхождением также связаны с местной поволжской средой. Непосредственными предками их являются булгары, отошедшие после разгрома Волжской Булгарии в лесные области к северу от нижнего течения Камы. Там они смешивались с местным финноязычным населением - луговыми марийцами и удмуртами. Вторгшиеся на территорию Среднего Поволжья монголы не оказали заметного влияния на формирование поволжских или казанских татар, в антропологических типах которых не прослеживаются черты центральноазиатского монголоидного типа, к которому принадлежали монголы. Но значительную роль в их этногенезе сыграли тюркоязычные кипчаки, составлявшие основное население Золотой Орды. Сам этноним "татары" связан с одним из монгольских племен. В эпоху походов Чингизхана и его преемников этим термином стали обозначать тюркоязычное население причерноморско-прикаспийских степей.
В период распада Золотой Орды и образования Казанского ханства (XV в.) кипчаки оседали в Заволжье, вливаясь в местную булгароязычную среду. Постепенно булгарский язык был вытеснен кипчакским. Кипчанский - язык Золотой Орды.
Среди татар выделяется сравнительно небольшая группа мишарей, происхождение которых до сих пор не выяснено. Большинство исследователей считают их потомками отюреченной финно-угорской мещеры. Также особую группу представляют касимовские татары, живущие вокруг города Касимова на р. Оке. Эта группа образовалась в XV в., когда московский царь пожаловал казанского царевича Касима землями по Оке. Пришедшие с ним татары и стали предками касимовских татар.

Башкиры.
Особенно сложно протекал этногенез башкир. Основу их составили тюркские племена центральноазиатского происхождения, которые под названием баджгардов и бурджан были зафиксированы источниками VII-VIII вв. в районе Приаралья и Сырдарьи. Оттуда эти племена в составе печенежского союза племен в VIII в. продвинулись в прикаспийские и северокавказские степи. Затем в конце VIII - начале IX в. предки башкир вслед за булгарами отошли на север в степные и лесостепные районы, расположенные между Волгой и Уралом. Сравнительно небольшая территория Бугульминской возвышенности, ограниченная с севера и востока течением р. Белой, с запада - левыми притоками Волги и с юга степями, примыкающими к р. Самаре, стала местом, где в IХ-Х вв. шел процесс формирования древнебашкирского этноса, ставшего известным под названием башкорт. В этот период в состав башкир влились близкие им по культуре кочевые булгаро-мадьярские племена, жившие по соседству в Приуральских степях. Там же, в Приуралье, древние башкиры смешивались с ранее поселившимися в тех местах финно-угорскими, сармато-аланскими, угорско-самодийскими племенными образованиями.
В период монголо-татарского нашествия и господства Золотой Орды происходила усиленная кипчакизация башкир, начавшаяся еще в домонгольский период. Кипчаки оказали большое влияние на формирование башкирского языка, который относится к кипчакской ветви тюркских языков.
После распада Золотой Орды в XV - начале XVI в. башкиры подпали под власть ногайских ханов. Лучшие кочевья башкир, особенно на юге, были заняты ногайцами. Под давлением ногайцев башкиры продвинулись на север, где вошли в соприкосновение с финноязычными и угорскими (манси) народами и частично смешались с ними. Длительные контакты с кочевниками-ногайцами привели к вхождению части ногайцев в состав башкир. Последние значительные вкрапления иноэтничных элементов в башкирский этнос происходили в XVII-XVIII вв., когда на территории северо-западной Башкирии поселились выходцы из области Поволжья - татары, марийцы, удмурты и мордва. Особенно интенсивное этно-культурное взаимодействие было между татарами и башкирами, чему способствовало родство их языков.
Ко времени присоединения Башкирии к России (XVI в.) башкирский этнос находился на пути консолидации в народность, которая оформилась уже в рамках Российского феодального государства.
В дореволюционный период этническое развитие народов Волго-Камья не пошло дальше стадии народности, за исключением татар, ставших на путь консолидации в буржуазную нацию. После Октябрьской революции все народы Волго-Камья получили свои национальные автономии, в рамках которых и шло образование социалистических наций.
Женские рубахи богато украшались вышивкой шерстяными и шелковыми нитями преимущественно темно-красных тонов. В орнаменте преобладали зооморфные и геометрические узоры, а у мусульман - растительные. Искусством вышивания особенно отличались марийки и мордовки.
Разнообразны были женские головные уборы, как мягкие (полотенечные и платки), так и на твердой основе (высокие в виде усеченного конуса у удмурток, мариек, башкирок, лопатообразные сороки у мариек и эрзянок, рогатый шымакш у мариек и др.). Праздничный наряд у женщин дополнялся обилием украшений, которые носили на голове, в ушах и на ушах, на шее, груди, спине, поясе. Их изготовляли из серебра, серебряных монет, бус, бисера, пуговиц, кораллов, раковин-каури и др.
В капиталистический период мужская традиционная одежда исчезла, заменившись городской. Женский традиционный костюм продолжал бытовать, но в советское время в связи с широким распространением фабричных тканей, готовой одежды и городских мод многие его элементы исчезли совсем, другие приспосабливались к городской одежде. В настоящее время он сохраняется местами только у пожилых женщин.

Духовная культура.
До революции народы Волго-Камья, кроме татар, не имели своей письменности, если не считать отдельных попыток создания грамматик на языках коренного населения и печатания религиозной литературы.
Духовное творчество народов Волго-Камья находило свое выражение в богатом фольклоре, народной музыке, танцах и прикладном искусстве, особенно в вышивке, резьбе по дереву, в меньшей степени - в узорном ткачестве.
По вероисповеданию народы Волго-Камья делились на две группы: христиан и мусульман. Мусульманами были татары и башкиры. Ислам рано пустил корни в Поволжье. С X в. он был государственной религией в Волжской Булгарии. Христианство же стало распространяться преимущественно после присоединения Поволжья к России и насаждалось оно зачастую насильственным путем. Однако народы Поволжья, принимая православие, продолжали придерживаться своих древних обрядов и верований, которые часто переплетались с христианскими. Из языческих верований наибольшее распространение имели аграрные культы и культ предков.
После установления Советской власти и организации национальных автономий у народов Волго-Камья были созданы все условия для развития национальных культур. Все народы Поволжья получили письменность. У татар она была переведена с арабской графики на русскую. В автономных республиках были созданы высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, что способствовало быстрому росту национальной интеллигенции, занятой в различных областях народного хозяйства и культуры. Больших успехов достигло творчество национальных писателей и поэтов, скульпторов, композиторов, артистов и художников. Дальнейшее развитие получило прикладное искусство.


НАРОДЫ ПРИБАЛТИКИ

Советская Прибалтика в историко-культурном отношении представляет особый регион. Ее населяют три крупные социалистические нации: литовцы (лиетувяй) - ок. 2750 тыс., латыши (латвиеши) - ок. 1340 тыс. и эстонцы (эестласед) - ок. 1 млн. В антропологическом отношении все они принадлежат к европеоидной расе. Среди латышей и особенно эстонцез преобладают светлопигментированные антропологические типы. По языку прибалтийские народы делятся на две группы. Языки литовцев и латышей составляют небольшую летто-литовскую ветвь индоевропейских языков, ближе всего стоящую к славянской ветви. Эстонский язык относится к западной или прибалтийской ветви финских языков угро-финской группы уральской семьи. Он близок к карельскому и финскому,
Этногенез и этническая история, Прибалтика была освоена человеком с древнейших времен. Этническая принадлежность ее первоначального населения неизвестна.

НАРОДЫ КАВКАЗА
 
Значительный процент населения Кавказа составляют народы, говорящие на тюркских языках алтайской языковой семьи. Самым многочисленным из них являются азербайджанцы (5477 тыс.), живущие в Азербайджанской ССР, Нахичеванской АССР, а также в Грузии и Дагестане. За пределами СССР азербайджанцы населяют Иранский Азербайджан. Азербайджанский язык относится к огузской ветви тюркских языков и обнаруживает наибольшее сходство с туркменским.
К северу от азербайджанцев, на плоскостной части Дагестана, живут кумыки (228 тыс.), говорящие на тюркском языке кипчакской группы. К этой же группе тюркских языков относится язык двух небольших близко родственных народов Северного Кавказа - балкарцев (66 тыс.), населяющих Кабардино-Балкарскую АССР, и карачаевцев (131 тыс.), живущих в пределах Карачаево-Черкесской автономной области. Тюркоязычными являются и ногайцы (60 тыс.), расселившиеся в степях Северного Дагестана, в Ставропольском крае и других местах Северного Кавказа. На Северном Кавказе живет небольшая группа трухмен, или туркмен, выходцев из Средней Азии.
На Кавказе представлены также народы, говорящие на иранских языках индоевропейской языковой семьи. Самым крупным из них являются осетины (542 тыс.), населяющие Северо-Осетинскую АССР и Юго-Осетинскую автономную область Грузинской ССР. В Азербайджане на иранских языках говорят талыши в южных районах республики и таты, расселенные преимущественно на Апшеронском полуострове и других местах Северного Азербайджана и часть татов, исповедующих иудаизм, иногда называют горскими евреями. Они живут в Дагестане, а также в городах

НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Площадь Средней Азии и Казахстана занимает 4 млн. кв. км. На этой огромной территории расположены пять союзных республик - Казахская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР и автономная республика - Каракалпакская АССР, входящая в Узбекскую ССР.
Большую часть поверхности Средней Азии и Казахстана занимают сухие степи и пустыни с жарким и сухим климатом, переходящие на юге и юго-востоке страны в горные массивы Тянь-Шаня, Памира и Копет-Дага. Климат горных долин, которое издавна были заселены человеком, значительно мягче. В некоторых из них выращиваются даже субтропические растения (долина р. Сумбара в Юго-Западной Туркмении). Средняя Азия не имеет выхода к Мировому океану. Каспийское и Аральское моря являются лишь большими озерами. Рек мало. Достаточно обводнены лишь северо-восточные области современного Казахстана. В южной части только две главные реки Сырдарья и Амударья имеют сток в Аральское море. Остальные, например Зеравшан, разбираются на орошение и теряются в песках.
Вдоль рек и в предгорных районах расположены наиболее освоенные человеком земли-оазисы. Эти природно-хозяйственные зоны не имеют себе аналогов в природе. Границы оазисов непостоянны, они изменяются в различные исторические эпохи в зависимости от природных и социальных факторов.
Этногенез и этническая история. Исследованиями советских ученых установлено, что Средняя Азия была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. Наиболее ранние свидетельства пребывания человека на этой территории относятся к среднему палеолиту. В неолитическое время вся Средняя Азия уже освоена человеком. С V тысячелетия до н. э. в южных районах страны складывается одна из древнейших в мире земледельческих культур. При раскопках археологических памятников, относящихся к тому времени, найдены остатки земледельческих орудий и кости домашних животных Языковая принадлежность этого древнейшего населения неизвестна. В неолитическое время намечается деление Средней Азии по хозяйственному признаку на две части - степную северную, где население продолжает заниматься охотой, рыболовством и собирательством, и южную, где на основе орошаемого земледелия и скотоводства в последующую эпоху - эпоху бронзы, складываются крупные поселения городского типа. В степной части страны широко распространяется подвижное скотоводство, а в оазисах земледелие занимает ведущее положение. Языки, на которых говорило население в это время, как и в более ранний период, нам достоверно неизвестны. Существует мнение, что они принадлежали к индоевропейской языковой семье. Высокоразвитые земледельческие цивилизации эпохи бронзы на юге Средней Азии по еще неясным причинам постепенно замирают.
Следующий этап этнической истории Средней Азии начинается с первой половины I тысячелетия до н. э., когда наиболее развитые в хозяйственном отношении земледельческие районы страны входили в державу Ахеменидов и появились первые письменные свидетельства о народах, живущих в северных сатрапиях Ирана и в пограничных с ними районах. Персидские и вслед за ними греческие источники называют жителей оазисов хорезмийцами, согдийцами и бактрийцами, а население степей скифами и несколько позднее - саками и массагетами. Согласно этим свидетельствам население Средней Азии в античную эпоху говорило на индоевропейских (иранских) языках. Во второй половине I тысячелетия до н. э. южные районы Средней Азии были завоеваны греко-македонскими войсками и включены в державу Александра Македонского. Греческое завоевание оказало заметное влияние на культуру части народов Средней Азии.
С юга шло наступление западноиранского языка дари. Эти процессы постепенно привели к почти полной ликвидации восточноиранских языков древнего населения Средней Азии; к новому времени эти языки сохранились лишь у немногочисленных групп, расселенных в труднодоступных горах Памира.
Начало следующему периоду в этнической истории Средней Азии положило арабское завоевание, последствия которого применительно к этнической истории еще недостаточно исследованы. Очень велико было влияние арабов на духовную культуру населения. Арабские завоеватели принесли с собой новую религию - ислам, воспринятый подавляющим большинством народов Средней Азии. Время послеарабского завоевания - рубеж I и II тысячелетий - примечательно тем, что происходит складывание двух больших хозяйственно-культурных областей, представляющих в то же время органическое единство - кочевнической степи и оседлоземледельческих оазисов. В этих двух зонах на основе хозяйственной деятельности сложились свои особые культурные традиции, развивавшиеся в последующие исторические периоды и заметные в культуре современных народов Средней Азии. Языкового барьера между этими двумя группами населения не существовало. Жители оазисов и степной зоны говорили как на тюркских, так и на восточно-иранских языках. Исключение составлял лишь дари, на котором говорили только в оазисах и преимущественно жители городов.
Монголы, завоевавшие Среднюю Азию в XIII в. и разорившие ее культурные центры, внесли существенные изменения в этнический состав населения региона. Под натиском завоевателей произошли значительные передвижения больших групп населения степной части, а жители оазисов укрылись в горы, многие тысячи оседлых земледельцев были физически уничтожены. Существует мнение, что вместе с монгольским нашествием в страну в больших масштабах стал проникать новый антропологический тип - монголоидный, хотя в северных районах Казахстана и в Киргизии монголоидные группы населения появились несколько раньше. Спустя некоторое время после монгольского нашествия в основном сложилась антропологическая карта Средней Азии. Ока стала областью контакта двух больших рас - европеоидной и монголоидной.
Более древний европеоидный компонент ослабевает в направлении с запада на восток и характерен для туркмен, таджиков и подавляющего числа узбеков. Монголоидные черты присущи каракалпакам, казахам, особенно киргизам и преобладают у небольших групп узбеков. Однако это деление в значительной мере условно, ибо есть много смешанных и промежуточных в антропологическом отношении групп.
После монгольского нашествия проникновение тюркских языков в оазисы продолжалось, и уже к XVII в. тюркские языки победили во всех районах Средней Азии, исключая Таджикистан. Послемонгольский период в истории Средней Азии важен и в том отношении, что в это время оформились в отдельные народности современные коренные народы Средней Азии - таджики, узбеки, туркмены, каракалпаки, казахи, киргизы и уйгуры.
Формирование таджикского народа проходило на основе древнего оседлоземледельческого населения оазисов среднеазиатского междуречья - согдийцев, бактрийцев и ферганцев. Процесс формирования таджикского народа, как и других народов Средней Азии, протекал в сложных социально-экономических, политических и географических условиях. Таджикоязычное население послемонгольской Средней Азии группировалось вокруг крупных экономических центров Бухары, Самарканда, Ходжента, Куляба, отделенных друг от друга или труднопроходимыми горами или безводными степями и пустынями. Это нашло свое отражение в существовании до недавнего времени внутри таджиков нескольких этнографических групп, различающихся по уровню хозяйственного и культурного развития. Одновременно с процессом консолидации шел и процесс расселения таджиков и освоения ими новых земель, что в немалой степени способствовало тюркизации оторвавшегося от основных массивов таджикского населения. В свою очередь, расселяясь в горных местностях, таджики передавали свой язык и элементы культуры небольшим по численности группам восточноиранского (по языку) населения - ваханцам, ишкашимцам, язкулемцам, шугнанцам и др., которых называют сейчас припамирскими таджиками.

Узбеки.
В формировании узбекского народа принимали участие два главных компонента - древнее оседлоземледельческое ирано- и тюркоязычное население оазисов современного Узбекистана и кочевое тюркоязычное население степной части Средней Азии. Процесс оседания кочевников в оазисах в различные периоды истории проходил с неодинаковой интенсивностью. Оседая в оазисах и переходя к земледелию, скотоводы смешивались с местными жителями и воспринимали их культуру. Последняя большая группа кочевников, которая осела в оазисах Узбекистана и принесла с собой этноним "узбек", кочевала в степях между Аральским и Каспийским морями. Существует мнение, что название свое эти племена получили от имени золотоордынского хана Узбека (XIV в.), хотя слово "узбек" встречается в письменных источниках, относящихся к несколько более раннему времени. В начале XVI в. кочевые узбекские племена под предводительством Шейбани-хана продвинулись в Хорезм, в оазисы вдоль течения р. Зеравшан, в Ферганскую долину, в Ташкентский и во многие другие оазисы южной части Средней Азии. Переселение большой массы скотоводческого населения в оазисы не внесло существенных изменений в языковую ситуацию, так как большинство населения оазисов к тому времени уже было тюркизировано. Вторжение больших масс скотоводов отрицательно сказалось на хозяйстве земледельческих областей, но упадок экономической и культурной жизни не был таким затяжным, как после монгольского нашествия. На территории оазисов современного Узбекистана образовалось три ханства -Хивинское, Бухарское и Кокандское, где важной политической и военной силой были кочевые племена. Скотоводы постепенно стали переходить к земледелию. Этот процесс длился несколько столетий и завершился в XIX в. Вместе с переходом к оседлой жизни кочевников продолжался и процесс тюркизации части сельского таджикоязычного населения. Но не все узбеки-кочевники перешли к земледелию. Некоторая часть узбеков до наших дней имеет основным направлением своего хозяйства животноводство.
Особенностью формирования - узбекского народа является то обстоятельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, что и формирование таджиков. В складывании узбекского народа наблюдаются те же, что и у таджиков, процессы - формирование больших территориально-хозяйственных комплексов, как, например, Хорезм, Фергана, оазисы бассейна Сурхан-Дарьи и т. п. У населения этих областей вырабатывались свои особенности материальной и духовной культуры, явившиеся выражением специфики этнографических групп узбекского народа.

Туркмены.
Немногим отличались этнические процессы в западной части Средней Азии, приведшие к формированию туркменского народа. Кочевое скотоводческое население степей Прикаспия и оседлоземледельческое подгорной полосы Копет-Дага меньше, чем их восточные соседи, испытали на себе влияние тюркоязычных кочевников. В значительно меньшей степени население современной Туркмении подверглось и монголизации. И тюркский язык и монголоидный антропологический тип проникали на территорию Туркмении опосредованно через тюркизированных по языку и монголизированных по антропологическому облику в прошлом ираноязычных и европеоидных кочевников-скотоводов. Еще в XIV в. источниками упоминаются ираноязычные скотоводческие группы в прикаспийских степях. Находясь в географическом отношении в большей изоляции от многих событий, происходивших в восточной части Средней Азии, предки туркмен сохранили в своей духовной и материальной культуре больше черт от дотюркского периода.
В то же время, в послемонгольский период, скотоводческие группы на территории современной Туркмении мало чем отличались от кочевников остальной Средней Азии. Процесс оседания кочевников в оазисах современной Туркмении проходил в тех же условиях, что и в оазисах Узбекистана. Особенно он усилился с XVI в., когда большая группа скотоводов осела по берегам Амударьи, в Хорезме, в подгорной полосе Копет-Дага, в Тедженском и других оазисах. Здесь кочевники смешались с оседлоземледельческим населением, отличавшимся от пришельцев преимущественно хозяйственным занятием. Так же как в Узбекистане и Таджикистане, вокруг главных торгово-экономических центров, в оазисах, проходил процесс складывания крупных этнографических групп туркменского народа.

Казахи.
Формирование казахов проходило на огромных степных пространствах северной и восточной частей Средней Азии. Население этой зоны, в силу географии расселения, первым встречало пришельцев из восточных районов, несших с собой сначала тюркскую речь, а позднее и монголоидный антропологический тип, что обусловило и большую монголоидность казахов по сравнению, например, с туркменами. В то же время население районов, где проходило формирование казахов, почти не испытало влияние западно-иранского (по языку) населения. Этим обстоятельством объясняется большее сохранение у казахов древних, восточно-иранских (сакских) элементов материальной культуры.
В XV - начале XVI в. в различных районах (побережье Сырдарьи, Семиречье и т. д.) современного Казахстана складываются небольшие "ханства" - политико-территориальные объединения различных племен, которые перерастают в крупные объединения - жузы - Большой, Средний и Малый. Основой формирования каждого жуза служит тот или иной оазис, к которому тяготели скотоводческие племена и с которыми у кочевников устанавливались регулярные и достаточно прочные экономические связи. Таким образом, формирование казахского народа проходило тем же путем, что и других народов Средней Азии. Различие заключалось лишь в том, что процесс перехода к оседлой жизни кочевников в Казахстане не был столь интенсивным, как в других частях Средней Азии.

Киргизы.
Несколько меньше разработана этническая история киргизов. Вопрос об их происхождении усложняется тем, что усилия большинства ученых были направлены на выяснение истории этнонима "киргиз", а не на установление истории народа. Было предпринято немало попыток связать в одну цепочку древних, енисейских, киргизов и киргизов Тянь-Шаня. Положительных результатов эти опыты не дали.
Скорее всего киргизов надо рассматривать как часть большого кочевого массива, сложившегося на рубеже II тысячелетия н. э. в Средней Азии. На территории Киргизии к этому времени уже тюркизированные племена в большей мере испытали на себе влияние монголоязычных групп, которые в южных районах Казахстана и в Киргизии дольше сохраняли свою обособленность. Вплоть до XVI в. эти районы назывались Моголистаном. На территории Киргизии не было таких крупных оазисов, которые могли бы сыграть роль объединительных экономических центров. Это обстоятельство в значительной мере определило и более медленный переход киргизов к оседлости и сохранение в прошлом более стойкой племенной организации. Складывание больших территориальных групп на хозяйственной основе у киргизов шло медленно.

Каракалпаки.
Формирование каракалпаков проходило в послемонгольское время, на основе части тех же кочёвых скотоводческих племен, из которых складывались казахский, узбекский и туркменский народы. К XVI в. сформировалось довольно устойчивое объединение кочевников, тяготевшее к оазисам низовья Сырдарьи. Здесь предки каракалпаков вели полуоседлое хозяйство, в котором земледелие сочеталось со скотоводством. К XVIII в. эта группа племен настолько сплотилась, что последующие трагические события, вызванные постоянными притеснениями со стороны более сильных групп и Хивинского ханства, не смогли остановить ход консалидационных этнических процессов, и каракалпаки к XIX в. сформировались в народность, как и более крупные их соседи.

Уйгуры.
На территории Семиречья проходил этногенез уйгурского народа. Этноним "уйгур" применительно к оседлоземледельческому населению оазисов, занимавшимся преимущественно хозяйственным занятием.

НАРОДЫ СИБИРИ

В составе основных этнографических регионов Советского Союза многими историко-культурными особенностями выделяется Сибирь - обширная географическая область от Урала до Тихого океана, в пределах которой с глубокой древности формировались своеобразные этнолингвистические общности и хозяйственно-культурные типы коренного населения. Историко-этнографическое изучение Сибири имеет большое научное значение не только для установления региональных этнокультурных особенностей населяющих ее народов, но и в более широком общеэтнографическом аспекте, позволяющем выяснить целый ряд "глобальных" вопросов возникновения и развития различных социально-культурных явлений на определенных стадиях всемирно-исторического процесса. Не меньшее значение для современности имеет этнографическое изучение конкретной действительности, образа жизни населения Сибири наших дней, так как оно раскрывает яркую картину глубоких социалистических преобразований в социально-экономическом строе и культурно-бытовом укладе всех (даже самых малых) этнических общностей сибирского региона.
Этногенез и этническая история. Среди важнейших вопросов исторической этнографии Сибири видное место занимает проблема многовековых этнокультурных контактов и взаимодействий ее коренных народов друг с другом и с народами соседних историко-культурных областей Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии, Центральной Азии и Дальнего Востока. Эти этнокультурные взаимодействия оказались усиленными и обогащенными на более высоком уровне вследствие включения многочисленных этносов Сибири в состав Российского централизованного государства, а также начавшегося с XVII в. формирования местных ("сибирских") очагов пришлого русского населения. Еще до Октябрьской революции Сибирь по преобладающей массе населения и по важнейшим экономическим связям была настоящей "русской стороной" - органической составной частью аграрно-индустриальной России. Коренное нерусское население, сохранившее свои этнические территории, родные языки и традиционные культурно-бытовые особенности, было повсеместно вовлечено в тесные хозяйственно-экономические связи с русскими соседями.
Всесоюзные переписи населения начиная с 1926 г. регистрируют быстрое возрастание общей численности жителей Сибири, которая ныне превышает 25 млн. человек. Согласно данным на 1979 г., среди старожилов преобладают русские, прочно освоившие не только южную лесную и лесостепную часть Сибири, но и многие удаленные места северной и северо-восточной Сибири и Дальнего Востока. Русский демографический компонент численно преобладает среди населения всех промышленных новостроек и на транспорте, столь важном для экономического и культурного подъема глубинных районов Сибири. Коренное население Сибири численно также возрастает, составляя в настоящее время несколько более 1 млн. человек. В этнолингвистическом отношении это население весьма дробно и распределяется по многим отдельным народам и группам различной численности. Наиболее крупные коренные народы Сибири - буряты (353 тыс.), якуты (328 тыс.) и тувинцы (166 тыс.). Средней численности народы - западносибирские татары (до 100 тыс.), хакасы (71 тыс.), алтайцы (60 тыс.). Остальные народы (их насчитывается до 24) по причине их малочисленности и сходных особенностей промыслового быта отнесены к группе "малых народов Севера" (общая численность 150 тыс. человек). Среди них выделяются ненцы (около 29 тыс.), эвенки (28 тыс.), ханты (21 тыс.), заметные по численности и сохранению традиционного уклада чукчи (14 тыс.), эвены (12 тыс.), нанайцы (10 тыс.), манси (7,7 тыс.), коряки (7,9 тыс.). Остальные народы севера совсём небольшие (например, алеуты, энцы, ороки - численностью по нескольку сот человек), но этнографически они представляют значительный интерес.
Современные исследования отмечают большое своеобразие языковой ситуации в среде коренного населения Сибири. Ведущей тенденцией является, наряду со свободным развитием родной речи и письменности, все большее распространение двуязычия (знание наряду, с родным языком русского или языка какой-либо соседней народности) и расширение функций русского языка во всех сферах общественной жизни. У большинства народов Севера с 1926 г. значительно сократилось число лиц, признающих родным язык своей национальности, и увеличилась доля лиц, признающих родным русский язык (например, среди манси, селькупов, нивхов, орочей - до 50%). Эти явления свидетельствуют как о высокой престижности русского языка, так и о его выдающейся роли в общем подъеме культурного уровня коренного населения. Однако ни один из существовавших до революции самобытных языков Сибири не исчез, будучи поглощенным иноэтническим окружением. Это дает основание классифицировать народы Сибири прежде всего по этнолингвистическому признаку, имеющему большое значение для раскрытия прошлой "бесписьменной" истории этих народов.
Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам. По численности говорящих на родственных языках на первом месте стоят народы алтайской языковой семьи, по крайней мере от рубежа нашей эры начавшей распространяться с Саяно-Алтая и Прибайкалья в глубинные районы Западной и Восточной Сибири.
Алтайская языковая семья в пределах Сибири делится на три ветви: тюркскую, монгольскую и тунгусскую. Первая ветвь - тюркская - очень обширна. В Сибири к ней принадлежат: алтае-саянские народы - алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы, чулымцы, карагасы, или тофалары; западносибирские (тобольские, тарские, барабинские, томские и др.) татары; на Крайнем Севере - якуты и долганы (последние живут на востоке Таймыра, в бассейне р. Хатанги). К монгольским по языку народам в Сибири принадлежат только буряты, расселенные группами в западном и восточном Прибайкалье.
В тунгусскую ветвь алтайских народов входят эвенки ("тунгусы"), обитающие рассеянными группами на обширной территории от правых притоков Верхней Оби до Охотского побережья и от Прибайкалья до Ледовитого океана; эвены (ламуты), расселенные в ряде районов северной Якутии, на Охотском побережье и Камчатке; также ряд небольших народностей Нижнего Амура - нанайцы (гольды), ульчи, или ольчи, негидальцы; Уссурийского края - орочи и удэ (удэгейцы); Саха-лика - ороки.
В Западной Сибири с отдаленных времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Это были угроязычные и самоедоязычные племена лесостепной и таежной полосы от Урала до Верхнего Приобья. В настоящее время в Обь-Иртышском бассейне обитают угорские народы - ханты и манси. К самодийским (самоедоязычным) принадлежат селькупы на Средней Оби, энцы в низовьях Енисея, нганасаны, или тавгийцы, на Таймыре, ненцы, населяющие лесотундру и тундру Евразии от Таймыра до Белого моря. Некогда небольшие самодийские народности обитали и в Южной Сибири, на Алтае-Саянском нагорье, но остатки их - карагасы, койбалы, камасинцы и др. - были тюркизированы в XVIII-XIX вв.
Целый ряд народов Сибири по установившейся научной традиции называют "палеоазиатами", предполагая в них потомков древнейших обитателей азиатской части СССР. Вопрос этот очень сложный, так как даже приблизительно не известно, где и в какую археологическую эпоху первоначально формировались те или иные "палеоазиатские" этнические общности. Во всяком случае, ученым ясно то, что, видимо, никогда не существовало единой "палеоазиатской" этнолингвистической семьи, ибо условно причисляемые к ней нынешние языки весьма различны в лингвогенетическом отношении.
Только три "палеоазиатских" народа - чукчи, коряки и, вероятно, ительмены - составные этнические группы крайнего Северо-Востока Азии. Наконец, неолитические обитатели Среднего и Нижнего Амура вполне могут быть признаны "палеоазиатскими" предками нивхоз.
Сложнее обстоит дело с решением проблемы этногенеза народов алтайской языковой семьи, формировавшейся поначалу в среде весьма подвижного степного населения Центральной Азии, за пределами южной окраины Сибири. Размежевание этой общности на прототюрков и протомонголов произошло на территории Монголии в пределах I тысячелетия до н. э. В Сибири позднее расселялись уже вполне сформировавшиеся порознь древние тюрки (предки саяно-алтайских народов и якутов) и древние монголы (предки бурят и ойратов-калмыков). Область зарождения первичных тунгусоязычных племен находилась в Восточном Забайкалье, откуда и началось около рубежа нашей эры передвижение пеших охотников протоэвенков на север, в Енисейско-Ленское междуречье, а также впоследствии и на Нижний Амур.
Самостоятельное течение этнокультурного развития народов Сибири неоднократно осложнялось внешними переселениями и хозяйственно-бытовыми воздействиями. В конце III - начале II тысячелетия до н. э. в Южной Сибири существовала афанасьевская культура пастушеских скотоводов, типичных европеоидов по внешнему облику. Исследованные археологами вещественные остатки их жизни сходны с одновременными им вещами на территории Средней Азии и Нижнего Поволжья, где в древности формировались некоторые протоиранские (индоевропейские) племена, также европеоидного облика. Эти вполне сопоставимые факты порождают гипотезу о ранних "европейско-сибирских" этнокультурных контактах.
Интересна, хотя и загадочна в этногенетическом плане яркая самусьская культура медно-бронзовых изделий XV-ХIII вв. до н. э., как бы вдруг возникшая и распространившаяся по лесостепи от Томского Приобья до Тюменского Зауралья, а затем исчезнувшая, оставив некоторые свои традиции в кулайской (вероятно, южносамодийской) культуре железного века. Существует мнение, что носители самусьской культуры отошли в таежную зону в связи с расселением на юге Западной Сибири пришедших с запада андроновских пастушеско-земледельческих племен древнеиранского происхождения. Под несомненным воздействием этих племен уралоязычное население Иртышско-Обского междуречья поднялось на новую ступень культуры - частично восприняло навыки сельского хозяйства и медно-бронзовой металлургии, ранние формы бытовой утвари, в частности керамику со сложным геометрическим орнаментом.
Эпоха раннего металла (II-I тысячелетий до н. э.) в Сибири вообще характеризуется многими потоками южных культурных влияний, доходивших до низовьев Оби и п-ова Ямала, до низовьев Енисея и Лены, до Камчатки и берингоморского побережья Чукотского п-ова. Но разумеется, наиболее значительными, сопровождаемыми этническими включениями в аборигенную среду, эти явления были в Южной Сибири, Приамурье и Приморье Дальнего Востока. На рубеже II-I тысячелетий до н. э. имело место проникновение в Южную Сибирь, в Минусинскую котловину и Томское Приобье степных скотоводов центрально-азиатского происхождения, оставивших памятники карасукско-ирменской культуры. По убедительной гипотезе, это были предки кетов, которые позднее под давлением ранних тюрок отошли далее на Средний Енисей, а частично смешались с ними. Эти тюрки - носители таштыкской культуры I в. до н. э. - V в. н. э. - разместились на Алтае-Саянах, в Мариинско-Ачинской и Хакасско-Минусинской лесостепи. Они занимались полукочевым скотоводством, знали земледелие, широко пользовались железными орудиями, строили многоугольные бревенчатые жилища, имели упряжных лошадей и верховых домашних оленей. Возможно, что именно через их посредство домашнее оленеводство стало распространяться в Северной Сибири. Но время действительно широкого расселения ранних тюрок по южной полосе Сибири, к северу от Саяню-Алтая и в Западном Прибайкалье, - это, вернее всего, VI - X вв. н. э.

ТАТАРЫ

Татар в мире более 7 млн. человек. 3/4 всех татар проживает вне Татарстана. Татары живут и в бывших республиках СССР, Китае, Японии, Австралии, США, Финляндии, Восточной Европе.
В VI-IХ веках среди монгольских племён, обитавших к юго-востоку от Байкала, проживали четыре племени татар.
К 1203 году предводитель одной из монгольских племён Чингиз (собственное имя Темучин (1155-1227)) вёл политику объединения разных монгольских племён. С татарскими племенами были серьёзные столкновения ещё предков Чингиз-хана. Татары убили и отца Чингиз-хана.
В период становления монгольского государства Чингиз-хан в 1203 году решил разгромить татарские племена.
Многих он перебил, часть сделал своими рабами и включил в состав своих войск. Кстати, одна из жён Чингиз-хана была красавица - татарка. В 1205 году Темучин хуралом провозглашается Великим Ханом. В 1207 году покоряет некоторые народности Сибири. 1211-1215 г.г. завоёвывает Северный Китай, в 1219-1221 г.г. среднюю Азию.
У него даже был план завоевать Японию, Однако помешала буря и его многие корабли были уничтожены стихией. Чингиз-хан ставил задачу завоевать мир "от моря до моря": и действительно армия его потомков дошли до Адриатики (Югославия).
Войска Чингиз-хана, Бату-хана и других полководцев состояла примерно из 350-400 тыс. воинов. Самих монголов было лишь порядка 4000 человек. Армия состояла в основном из народностей захваченных земель. Была строжайшая в войсках дисциплина. За трусость одного, подвергали смерти всё отделение.
Обычно впереди войск шли подразделения татар, которые вели разведку боем. Поэтому говорили: "Татары идут".
Как известно, проникновение тюркских племён в Приуралье, Поволжье началось ещё гуннами в III-IV веках нашей эры (из Средней Азии).
В 375 году гунны разгромили готов и заняли территорию от Дона до Карпат. Затем Атилла вторгся в Западную Европу. После поражения Атиллы в 451 году Союз гуннов распался.
В VII в нашей эры был создан тюркский Каганат. В VII - VIII вв. в Приазовье проникли с востока тюркоязычные болгары.
В конце IX века из причерноморских степей, через территории Украины на Дунай двинулись кочевые мадьяры и создали государство Венгрию.
Кстати в Приазовье тюркоязычные болгары попали в тиски Хазарских племён и были на грани истребления.
Тогда хан собрал хурал и решили разделиться на две группы и направиться в разные края, мол может одна из групп выживет.
Часть болгар во главе с ханом ушли на Балканы и попали в окружение славян. Со временем они потеряли свой язык, смешались со славянами и приняли христианство. Образовалось Болгарское государство. Вторая часть болгар двинулась вверх по Волге в район теперешнего Татарстана, смешались с финно-угорскими племенами и создали государство Булгар.
Как известно, так называемое "татаро-монгольское иго" продолжалось 250 лет. Российские княжества имели определённую самостоятельность. Они должны были ехать к хану и получить ярлык на княжение. Строились церкви. Золотая Орда требовала уплаты налогов лишь 1/10 части дохода.
В 1236 году Бату-хан с 300 тысячным войском разгромил государство Булгар.
Войска Бату-хана, Субутая прошлись по России, Украине (в 1240 г. разрушили Киев), Венгрии, Боснии, оказались на г. Сплит на берегах Адриатики. Так была создана империя Золотой Орды. Монголы, татары были язычниками. Римский папа направлял в ставку хана своих миссионеров. Но с внедрением католицизма ничего не вышло.
В Золотой Орде: в Средней Азии, Приазовье, Причерноморье, Урале, Поволжье, Крыму, частично на Кавказе жили многочисленные тюркоязычные кипчаки (половцы). Со временем в империи "Золотая Орда" преобладал кипчанский язык. Деловая переписка во времена Бату-хана и позже велась на кипчакском языке. Монголы со временем потеряли свой язык. Уже одна из жен Бату-хана была мусульманкой.
Распад Золотой Орды в XV веке связан с завоеваниями Тимура (он захватил Кавказ, Иран, Афганистан и т.д.). После распада Золотой Орды в XV веке образовались Казанское (1440), Крымское, Астраханское, Сибирские, Ногайские ханства. Позже по решению Ивана Грозного было создано марионеточное Касымовское ханство. Получилось так, что есть татары Казанские, Астраханские, Крымские, Сибирские, Мещаре (отюрчененные финно-угорские племена), Кряшены (православные), Тептяры (переселенцы-татары в Башкортостане). Диалекты их несколько отличаются. Сейчас в мире 35 живых тюркских языков, на которых говорят до 100 млн. человек. Зная татарский язык можно без переводчика свободно понять десятки языков. Кстати, современный тюркский язык значительно отличается от татарского, о чём я убедился будучи в Стамбуле.
По моему мнению хранителем языка, обычаев, традиций наций является село. Городской образ жизни разрушает национальные традиции, язык, обычаи. Дело дошло до того, что даже в Казани, Уфе в семьях, где оба родителя татары - разговаривают на русском. Почти во всех среднетехнических и высших учебных заведениях преподавание ведётся на русском. Горстка учёных, писателей, поэтов, учителей, журналистов - патриотов наций не смогут спасти язык и традиции.
Рассматривая исторические события порою удивляешься, как осуществлялись переселения целых народов на огромные расстояния (финны, эстонцы из Урала, болгары с Приазовья, венгры с Восточной Сибири и т.д.).
Дело в том, что эти народы были кочевниками, а не землевладельцами. Далее в те времена земля была населена весьма слабо. Например, во времена Богдана Хмельницкого население Украины было лишь 3 млн. человек, меньше, чем в Донецкой области. При Петре I в России жило лишь 16 млн. человек.

Демографическая ситуация в мире.
15-16 тыс. лет тому назад население мира лишь 3 млн. человек. 5-6 тыс. лет тому назад - 50 млн. человек на всей планете. (Украина в 1992 году).
o К началу нашей эры (время Христа) - 250 млн. чел.
o К 1000 году - 300 млн. чел.
o К 1500 году - 450 млн. чел.
o К 1850 году (времена Пушкина) - 1,2 млрд. чел.
o К 1900 году - 1,6 млрд. чел.
o К 1930 году - 2 млрд. чел.
o К 1.950 году - 2,5 млрд. чел.
o К 1960 году - 3 млрд. чел.
o К 2000 году - 6 млрд. чел.
o К 2004 году. - 6,4 млрд. чел.
Теперь каждые 37 лет население на планете удваивается.

Р.S.: Консолидация тюркоязычных народов при Золотой Орде шло на базе кыпчакского языка. По-видимому татар казанских, астраханских, крымских, сибирских можно считать потомками этих ханств, существовавших

К тюркским языкам относились также ныне мертвые половецкий, печенежский, предположительно хазарский и др. Сведения о многих живых тюркских племенных языках средневековья дошли до нас благодаря капитальному труду первого тюркского филолога Махмуда Кашгарского, создавшего около 1074 г. замечательный "Словарь тюркских языков" на арабском языке.
У тюркоязычиых народов - значительная литературная традиция: уже в VII в. у них был в ходу хорошо отработанный письменно-литературный язык, запечатленный на так называемых орхонско-енисейских памятниках рунического письма. Наивысшее достижение тюркского творческого гения по праву связывается с именем узбекского поэта и прозаика, основоположника узбекского литературного языка Алишера Навои (1441 - 1501).
Советская эпоха ознаменовалась созданием письменностей для всех тюркоязычпых народов СССР, у которых до Октября были архаичные системы письма или не было никакой письменности. В настоящее время функционируют следующие литературные тюркские языки: азербайджанский, алтайский, башкирский, гагаузский, казахский, каракалпакский, карачаево-балкарский, киргизский, кумыкский, ногайский, татарский, тувинский, турецкий, туркменский, узбекский, уйгурский, хакасский, чувашский и якутский.
Тюркские языки - типично агглютинативные (см. Агглютинативные и фузионные языки). Фонетически тюркские языки характеризуются сингармонизмом гласных (реже - согласных): звуки, входящие в состав суффиксов, по своему качеству зависят от звуков в корне слова. Сравните: баш-лар-ым-ыз ("наши головы") - иш-лер-им-из ("наши дела"). Тюркские языки не знают грамматического рода. Для синтаксического строя характерно достаточно последовательное проведение принципа зависимый член предшествует тому, от которого он зависит.

ИСТОРИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ.
ПО ЗАПИСЯМ НАШЕГО ОТЦА АХМЕРОВА
НАЗМИЯ САЛЯМОВИЧА (1892-1967 гг.)

Наш предок Халиф-мулла жил в самой Казани, в районе Кабан-куль. По преданиям он и его семья пережили осаду Казани Иваном Грозным в 1552 г. Его потомки Эймак, Кадергол были религиозными деятелями и тоже жили в Казани.
После захвата Казани Иваном Грозным в октябре 1552 г. и ликвидации Казанского Ханства, цари и императоры России в отношении татар проводили репрессивные меры. Шло насильственное крещение татар-мусульман в православную веру. При Петре I татар мобилизовали на строительство Петербурга, многие там и погибли. В то время башкиры, имея численность примерно 50 000 человек занимали большую территорию (нынешние территории Башкортостана, Челябинской, Самарской, Оренбургской областей). Из-за притеснения российских властей многие татары с семьями бежали на территорию Башкортостана. Старосты-башкиры особенно не возражали и выделяли беженцам земельные наделы. В конечном счете получилось так, что татарский язык в Башкортостане стал превалирующим.
В период правления Российской империей Петра I татары и башкиры под руководством Саид-батыра подняли восстание и двинулись на Казань. Их цель - восстановление Казанского Ханства. Однако турецкий султан Ахмет III и Крымский хан Гирей   в   помощи   отказали.   Войсками   Петра   Хованского восстание было подавлено.
После подавления восстания совместно с 2000 воинами Саид-батыра двинулись на восток, на территорию Башкортостана 10 000 семей беженцев-татар. Расселялись они в бассейне реки Танып.
Петр I распорядился преследовать повстанцев и вернуть беженцев. Начались репрессии. Тогда башкирские старосты попросили Саид-батыра с повстанцами покинуть их территорию, а беженцам обещали выделить земельные наделы по договору (договор - дэфтэр). Этих татар называют типтэрэми. Саид-батыр со своими повстанцами ушел в Туркменистан и поступил на службу местному хану.
Таким образом в 1717 г. сын Кадергола Рахмангол с семьей, как беженец, оказался на северной части Башкирии в селении Старое Казанчи, у реки Котмас-тау, недалеко от реки Танып. По преданиям у этого башкира была весьма большая территория. Вокруг Казанчи все селения названы по имени сыновей этого башкира. Рахмангол от башкирской старосты по договору получил земельный надел и стал муллой Казанчи. С 1754 г. муллой Казанчи стал его сын Гаптелкарим.
Сын Гаптелкарима Эхмэр-хазрат, основоположник нашей фамилии, писал религиозные книги и ведал медресе в с. Казанчи. Сын Эхмэра Гапделгалям, его сын Гапделсалям (мой дед) тоже были муллами. Гапделсалям был муллой отделившегося из Казанчи небольшого селения Кыткы-Елга, где я и родился.
В нашем роду, видать, есть кровь тюркоязычных булгар, кипчаков и татар, прибывших с войсками Бату-Хана.
Как известно, XX век  - век кровавый, век сплошных войн. Эти войны затронули и наше небольшое, затерянное в лесу, селение Кыткы-Елга из 70 дворов.
Я еще помню безногих инвалидов русско-японской, инвалидов I мировой войны. Никаких пособий им не выдавалось.
Для примера возьмем семью моего деда и отца. Идет гражданская война. Дед Гапсалям, стар, глуховат, через лес возвращался с мельницы села Яна-Казанчи. Встречаются красные.
Вопрос. Есть ли белые в Яна-Казанчи и Кшлау-Елга?
Дед. Я был на мельнице, что ближе Казанчи. Вроде белых там нет.
Вскоре красные попадают в засаду белых. Они догоняют деда, обвиняют в обмане и убивают, избивая шомполом.
Красные в с. Кыткы-Елга узнают, что по ошибке убили отца двух красных партизан. Извиняются и уезжают.
В те годы человек не имел никакой ценности.
Зима 1922 г. В с. Старое Казанчи, где отец работал учителем, врывается банда. Собирают всех активистов советской власти. Отца обвиняют в антимусульманской деятельности. Ночь, метель, народ грабит продовольственные магазины (1922 г. был голод). При неразберихе отцу удается скрыться под снегом. Остальные 12 активистов были расстреляны.
Тогда мобилизовывали и белые, и красные. Двух братьев отца мобилизовали в красные партизаны отряда комдива Азина. Оба были убиты белыми вблизи города Чернушки. Младший брат отца Вафий был убит в 1941 г. под Смоленском. Так из семьи умер естественной смертью лишь мой отец.
Отца, больного астмой старика, в 1943 г. тоже призвали было на фронт. Видя, что он задыхается, не может идти - оставили.
Из нашего села 70 дворов уехали на фронт в 1941-1945 гг. Из 70 человек, остались в живых лишь 14. Таков был XX век.

Примечания к путешествию Плано Карпини

То есть мордвы, племени финского происхождения, обитавшего в бассейне среднего течения Волги (по рекам Мокша, Сура). Часть мордовских земель была покорена монголами в 1229 г. Монголы ценили меха, мед, воск и хлеб, имевшиеся у мордвы (см. А.А. Коротков, К вопросу о северных улусах Золотоордынского ханства, стр. 77). Окончательное покорение полуразоренной мордовской земли произошло и 1239 г.
Речь идет о Волжской Булгарии, которая появилась в результате распада "Великой Булгарии" сильного племенного союза, о военных походах которого на Византию неоднократно упоминают византийские историки. "Великая Булгария", в VII в. Под напором хазар распалась, часть булгар ушла на Дунай, часть - в Среднее Поволжье, где и образовала раннефеодальное государство волжских булгар, на территории бассейна Камы и слияния ее с Волгой. Булгары отличались высоко развитой культурой, занимались земледелием и скотоводством, имели ряд городов, наиболее крупными из которых были: Биляр, Булгар, Сувар и др. Название города Буляр арабскими средневековыми географами применялось к Булгарии вообще. Плано Карпини также именует булгар билерами. О хозяйстве, быте, торговле булгар сохраниись интересные сведения у арабских путешественников XII в. Ибн-Фадлана*, Ибн-Руста. Монгольскому нашествию булгары впервые подверглись в 1223 г., но сумели дать монголам отпор. Покорены же булгары были в 1236 г. Войсками Бату, разорившим булгарские города. Булгары все же покорились не сразу, они восставали против монгольских поработителей; особенно большое восстание произошло в 1240 г. Затем Булгария вошла в состав Золотой орды.
О Булгарии см. "Историю Татарской ССР", т. 1, Казань, 1955, стр. 42-98.
В данном случае под Баскарт надо понимать башкиров. Следует отметить, что название Башкырд (Баскарт у Плано Карпини) употреблялось арабскими и персидскими авторами для обозначения Венгрии, что и явилось причиной употребления этого термина Плано Карпини. Плано Карпини трижды в своей книге повторяет это положение. Согласно новейшим исследованиям, между средневековыми; башкирами Приуралья и венграми существует племенное родство. Под напором кочевых народностей часть башкир ушла на запад и осела в Венгрии, оставшиеся же башкиры смешались с тюрками и монголами, потеряли свой язык и в конце концов дали совсем новую этнически народность, называвшуюся также башкирами.
Финские племена, жившие в Пермской и Вятской губерниях. Упоминание про дым объясняется тем, что они постоянно разводят его летом для удаления мух и комаров. (Прим. А.И. Малеина).
Арабские и средневековые авторы называют борасситами пермяков, вотяков и другие племена. Финского происхождения, обитавшие в бассейне р. Вятки и других областях на север от Волжской Булгарии. Замечание Плано Карпини о дыме вряд ли следует понимать столь конкретно, как это делает А. Малеин. Скорее всего Плано Карпини в данном случае повторяет одну из легенд, о народах северо-востока, которые были широко распространены у античных авторов. Рассказы о народах, питающихся воздухом или запахами, имеются у Плиния, Страбона и других античных писателей.
То есть к самоедам. Сообщение Плано Карпини о самоедах было одним из первых известий об этом народе в западноевропейской географической литературе. Это сообщение, наряду с достаточно достоверными известиями о жизни и занятиях самоедов содержит также ясное указание на их местообитание и до сих пор невыясненное положение о том, что монголы совершили поход на самоедов. Подтверждение этого последнего указания Плано Карпини мы не находим ни в монгольских летописях, вообще очень скупо сообщающих о походах, Чингис-хана, ни в китайских анналах.
Плано Карпини 1243-45 гг. из Италии через Россию и др. страны ездил до Карокума, столицы чингизидов, чтоб уговорить, чтобы монголы приняли католицизм. Ничего не вышло.
* Путешествие Ибн-Фадлана. Перевод с арабского под ред. И.Ю. Крачковского, Л., 1939.

СОН: "ИЗБАВЬТЕ МЕНЯ ОТ ВЛАСТИ"

Посреди ночи разбудили меня какие-то вояки с лампасами, чиновники гражданские и говорят: "Вечером в стране произошел государственный переворот, путч и народ хочет видеть Вас своим президентом". Я им: "Я причем, когда же Вы успели посоветоваться с народом, какой я Вам президент? Я отставной генерал, уже весь в нафталине, склеротик. Мое дело полежать на диване, пообщаться с правнуками".
Путчисты: "Вы совесть нации, заслуженный человек, Ваше дело царствовать как Английская королева, а руководить страной будем мы, совершившие революцию".
Короче, посадили меня в бронированный "Мерседес" и повезли во дворец. Думаю, ладно, раз народ хочет, так тому и быть. Ведь многие чтобы добраться до вершины власти идут на любые преступления и жертвы. Наступило утро. Сижу, значит, в президентском кресле. Представляют мне премьера, будущих министров, чиновников разных рангов. Вокруг шастают множество секретарей, чиновников, прислужников, советников и будущих лизунов, подхалимов, карьеристов, угодников, прихлебателей, прилипал разных марок и немало телохранителей. Секретарь положил на стол распорядок дня. Приемы должностных лиц, встречи с делегациями, какие-то поездки. Подсовывают на подпись какие-то бумаги, проекты указов, что-то просят, советуют, требуют. Говорят, от парламента толку мало. Там одна говорильня. Депутаты вместо законотворчества спорят, шумят, ломают микрофоны, дерутся. Мол, легче решать проблемы посредством указов президента.
Пойди, разберись, что к чему? То ли дело было в войсках. Отдавай приказы и жди доклада об исполнении.
Докладывают, прием какой-то делегации заморской страны. Понятия не имею, что есть на свете такая страна. Надо - значит надо! По записке МИД я зачитываю поздравление и говорю: "Данная встреча даст стимул нашим взаимоотношениям". Чувствую, что мои склероточные нейроны мозга не справляются с задачей. Порой сомневаюсь, вся эта чехарда происходит наяву или во сне? А подхалимы довольны. Все их бумаги, указы подписаны. Говорят: "Мы за Вами как за каменной стеною, мол, все держится на Вашем авторитете! Без Вас все рухнет!" Возят в бронированной машине. Всюду сопровождают телохранители. Чувствуется, что кабинетная мебель, картины, люстры, телефонные аппараты нашпигованы жучками. Оказался в роли арестанта в золотой клетке.
Думаю, зачем все это мне надобно? Войти в историю? А история человечества, она вся в крови. Там нет ничего хорошего. Обойдутся без меня. Спрашивается, зачем многие, сломя голову через брехню, преступления, предательства лезут в министры, премьеры, президенты? Доказано, что политика вещь неблагодарная, грязная.
Потребовалось всего сутки, чтобы убедиться - президентство не по мне. То ли дело быть отставным генералом! Загородная дача, лес, аромат цветов, поют соловьи, звучат детские голоса правнуков. И никакой политики! Лишь бы пенсию вовремя платили. Проснулся... Какой тяжелый сон приснился...