Рецензия - Константин Жибуртович - Lovely Rita

Рассказ Константина Жибуртовича, на мой взгляд выбивается из стандартной линейки малых форм. Рецензент аплодирует - это художественное слово об эпохе великих Битлз. В главной роли некая Рита Кэнвилл и... сэр Пол Маккартни! А при чём тут название, да ещё и на английском? По ходу подсказка для неискушённого читателя: Lovely Rita - композиция The Beatles записанная в феврале 1967 года и вошедшая в эпохальный альбом «Sgt. Pepper». Источником вдохновения для песни стал реальный случай, когда Пол Маккартни был оштрафован инспектором Митой Дэйвис. На вопрос, почему же в песне героиня была названа "Ритой", Пол ответил: "Просто она была похожа на Риту".

Завязка похожа на сказку: музыкальному обозревателю и поклоннице Битлз Рите Кэнвилл звонит секретарь Пола Маккартни. Он приглашает журналистку на открытие мирового турне 1989 года с правом посетить саундчек (настройка оборудования) и сам концерт. И это не всё: Рите предоставляется право пообщаться с великим музыкантом и даже взять у него часовое интервью. Кто о таком может мечтать? Я вспоминаю концерт Маккартни в Санкт-Петербурге и благоговейно целующего руку музыканта Колю Васина, самого известного в России обожателя и коллекционера The Beatles. Не приходится сомневаться, что от таких предложений не отказываются. Кэнвилл готовится к путешествию.

Константин Жибуртович рассказывает о самой Рите с интересными ретроспекциями в послевоенные годы Ливерпуля, становлением великой группы глазами преданной фанатки. Разрозненные эпизоды сфокусированы на творчестве и месте великой четвёрки в жизни Англии и главной героини. Рита опубликовала эссе о шестидесятых, статейка попалась на глаза Полу, возможно оттого Мастер вспомнил о неизвестной журналистке и решил дать ей интервью, почувствовав в искренних строчках журналистки созвучные нотки своего восприятия мира.

«Мир, изнасилованный двумя Мировыми Войнами, всевозможными экономическими депрессиями и кризисами, лживыми политиками и религиозными фарисеями, так изголодался по искреннему, живому и настоящему, что все эти "мании" были неизбежны. Это был Всеобщий Вопль Радости Настоящему и Человечному. Тот самый Первородный Крик Младенца. Совершенно не случайно, что Золотой Век Европы совпал с битлами и поколениями, взошедшими в 60 - 80 годы»

На мой взгляд, очень показательны диалоги главной героини с отцом. Британец старой послевоенной формации, с присущей англичанам консервативностью отторгает новые музыкальные веяния: «Ты пойми: эти молодые люди мнят себя талантливыми оригиналами! Им чудится, что в их "музыке" все, к чему они прикасаются, одухотворяется Первородным Открытием. Наивная, дерзкая самонадеянность неучей! У них, кстати, даже нет высшего образования!». Знакомая тенденция - у каждого поколения своя музыка, подобная волна неприятия особенно остро воспринималась в СССР. Я собрал коллекцию The Beatles и всегда получал особый кайф от запаха конвертов виниловых пластинок, незабываемого запаха чужой жизни, цивилизации. 

Самое интересное естественно, встреча с Полом и его интервью. Музыкант делится воспоминаниями, не раз озвученными ранее мыслями, а также самым сокровенным. Например словами отца: «в людях во всем Мире гораздо больше света и доброты, чем нам внушает пропаганда. А все неприятности - только от политиков! И я хочу показать людям альтернативу. Как это делали и Битлз». Автор, естественно, использовал материалы прессы и воспоминаний участников. В такой форме значимость повествования приобретает особое значение - уже как документально-художественной прозы. Для поклонников группы выдержки из интервью по определению всегда представляют интерес. Вот где просматривается тепло и любовь Жибуртовича к великим музыкальным реформаторам. Сдобренный авторскими ремарками и незначительным вымыслом рассказ, меня покорил. Это поучительное и безумно интересное чтение для фанатов, а так же широкого круга читателей.

Рецензент воспринимает текст глазами преданного поклонника, оттого определённый дефицит художественной образности, скупость сюжета не отнимают главного - оригинальности идеи. Ни разу не встречал подобной беллетристики. И в самом деле, о Великой четвёрке созданы тысячи рассказов, воспоминаний, исследований. Удивить кого, либо едва ли возможно, но автор и не ставил такой цели. Как сам признаётся, «что единственный путь - написать о них от себя лично, глазами собственной души. Пусть и с неизбежной долей субъективизма». Для этого нужна определённая смелость. Автор говорит об этом так: «Lovely Rita - история о том мире, который я люблю и знаю наизусть. Это мой родной дом. Мир, в который можно нырять до бесконечности. Я очень соскучился. Я давно там не был. И всегда жалел, что не родился на пару десятилетий раньше».

Язык и стилистика настолько хороши, как удачны вымышленные персонажи: язвительный брат Генри, любящая и мудрая матушка главной героини, её ретроград папенька и несколько других фигур. У меня они не вызывают вопросов, лишь дополняют портрет Риты Кэнвилл и её место в эпохе битломании. К достоинствам следует отнести, как я уже писал оригинальность идеи, исторические реалии и определённое социальное значение - место Битлз в мировой культуре. Орфография на высоте, высмотрел одну описку - “I wonna hold you hand”, автор надеюсь подправит. Поздравляю Константина Жибуртовича с достойным произведением. Смущает невостребованность подобной литературы - узко направленная музыкальная ориентированность на зарубежную поп-музыку. Музыку гениальных музыкантов, узаконивших несколько музыкальных течений и изменивших мир шестидесятых.


Рецензии