Тайны Трона. Мария Стюарт. Ист. роман 1-21

Каменцева Нина Филипповна
Тайны Трона.Мария Стюарт.Ист.роман  1-21

ТОМ ВТОРОЙ. КРАХ

(Текст откорректирован Издательством Союза Писателей.)

Часть 21. Ценой одной жизни — другая

И забыть мне надо, но как его забыть...
Память словно сажей смазывает день.
Было всё, как надо, но звонок-метель
Принёс в дом новость, сумел защемить...


    Двадцатого октября 1548 года в Мулене Антуан* женился на Жанне д’Альбре, дочери Генриха д’Альбре, короля Наварры и его жены Маргариты Ангулемской. Благодаря этому браку после смерти тестя в 1555 году он стал графом Фуа, Бигорра, Арманьяка, Перигора, виконтом Беарна и королём Наварры. Но он всячески старался добраться до королевства Франции.

   Когда-то, когда королева Екатерина была молода, не имела детей десять лет, а затем первой родилась девочка, следом родился Франциск, но он был болезненным ребёнком. Наварры хотели без труда захватить власть в королевстве, но при короле Генрихе II Валуа, который был суров и умён во всём, это не получилось. Поэтому когда он умер, король Наварры Антуан заслал в королевский замок самого принца Наварры Луи (Людовика) де Конде, чтобы сдружиться с ними. Но потом его обвинили в отравлении короля Генриха II Валуа.

   А это было вот как. К Генриху II Валуа было трудно подобраться, чтобы отравить где-нибудь: прежде чем он начинал есть или пить, все его блюда пробовали семь человек. И всё же нашли лазейку: отравили семейную молитвенную книгу, которую он читал. Ему постепенно становилось хуже и хуже, его странности поведения окружающие объясняли тем, что он сошёл с ума. Но после его смерти сама королева Екатерина, будучи отстранена от многих дел королевства, стала читать эту книгу — и постепенно тоже начала чувствовать недомогание. Все близкие и обслуживающий персонал замка также замечали в ней расстройство, признаки лишения рассудка. В явь она приводила усопших детей и короля, мужа Генриха II. Потом у неё появилась сыпь, и главный лекарь королевства решил, что она заболела венерической болезнью. Из-за этого она ругала про себя короля за его сексуальную жизнь: увлечения на стороне и небрезгливость. Но случайно к ней зашёл граф Стефан Нарцисс, который разъяснил, что сыпь на её языке и руках означает лишь то, что она постоянно трогает что-то опасное в своей палате. Взгляд пал на молитвенную книгу, и когда её проверили, выяснилось, что эта книга отравлена. Это известие собрало в гостиной всю родню, старшая королева Екатерина сама рассказала об этой новости.
     Когда она закончила свой рассказ, братья — король Наварры Антуан и Луи — переглянулись: они знали, что делали всё через слугу, которого утром убили. Но граф Стефан Нарцисс, потерявший свои земли и богатство от рук короля Франциска, решил тут же, в замке, заработать и наверстать упущенное. Он предпринимал всё возможное, чтобы жениться на принцессе Клод, хотя понимал, что его заманивает своей страстью, словно обвивая ветками деревьев, Лола. Но король Франциск запретил ей проявлять какое-либо ответное внимание, так как она воспитывала бастарда, их общего сына.

    Стефан Нарцисс, думая: «Свято место пусто не бывает», переключается на старшую королеву. Во-первых, он её ровесник, а во-вторых, заметил, что дядя Марии, брат матери, де Гиз, хотел возобновить юную любовь к королеве Екатерине и открыто просил её руки. Она же отказала. Стефан Нарцисс хотел разделаться с ним навсегда, расчистить дорогу к короне трона Франции и жениться — если не на Лоле, не на Клод, — тогда на королеве Екатерине, понимая, что Франциск болен, и с ним всякое может случиться. Всё же он верил предсказаниям Нострадамуса больше, чем сам король Генрих II, и, состряпав расписку, якобы расплатился с долгом слуга, приказал убить и свалить всё на него. По дороге в своё войско он же приказал разделаться с де Гизом и сообщил об этом за столом, якобы дядя Марии  был повинен в отравлении книги.
    Королева Мария была пока удивлена, потому что она накануне разговаривала с дядей де Гизом на повышенных тонах, обиженная, наговорила много гадостей: что он её предал, покинув замок со своим войском в трудные минуты, когда вокруг свирепствовала чума «чёрная оспа» и после неё, когда замок стал недостаточно укреплённым, и её, Марию, опозорили... Но, несмотря ни на что, она не верила, что это рука дяди де Гиза; понимала, что враг внутри королевства, и он себя ещё покажет.
     Мария же думала: «Я мало знаю короля Бурбонов Антуана, но Людовика хорошо и, может быть, отлично». После изнасилования она не могла переносить мужской запах рядом и тем более — страстное, со стоном, придыхание в мужском голосе. Она постоянно отвергала любовь короля Франциска II, он же как муж и король не хотел брать своё силой, думая, что терпением выиграет, и к ним возвратится любовь, которая была когда-то... Но, отвергая одного, притягиваешься к другому, и сама же королева стала замечать, как Людовик относится к Лоле и хочет пригласить её к себе в поместье.
    Приревновав, Мария запретила ему это. Принц Наварры Луи де Конде понял причину сразу же: он ей небезразличен. Это замечает и сам Франциск: она брезгует, когда он берёт её за руку, сама же не раз задерживала свою белоснежную ручку на руке Людовика.
    Не ускользнуло это и от внимания короля Наварры Антуана, его брата. Он благодарит Людовика и говорит:
«Вы правильно выбираете тактику — уничтожить влияние короля Франции с помощью его любимой королевы Марии. Я ведь вижу, как вы на неё смотрите с вожделением».

    Вечером этого же дня король Наварры Антуан расплачивается золотом со Стефаном Нарциссом за коварство по отношению к дяде королевы Марии. Сам же бесцеремонно получил в долг золотые от короля Франции, у которого ещё днём просил, якобы — чтобы не пустить через свою страну к границам Франции войско Англии. Хотя это долг, но сделка коварства.
    Но самое главное в том, что королева Англии Елизавета ожидает знакомства с принцем Наварры Луи де Конде для совместного союза, а может быть, и большего: она не замужем, и расценивает его как хорошую партию для совместного обладания короной Англии, а потом и Франции.
    В этот же вечер принц Людовик поделился мыслями об этом с королевой Марией. Здесь, в эту минуту, она была не королева, а любящая женщина, которая хотела его для себя, и она признаётся в нежных чувствах к нему и желании бежать с ним в Шотландию.
    Но если о чём-то знают двое, значит, знает и кто-то третий. Мать короля Франции, Екатерина, рассказывает о случившемся сыну. Он направляется к Марии, объясняется с ней и разрешает ей тайно встречаться с Луи, чтобы утешить свои женские потребности, хотя и оправдывается тем, что до сих пор честен к ней в любви. Они опять пытаются помириться; об этом же просит её мать, приехавшая на похороны брата де Гиза, но у них ничего не получается. Марии противны прикосновения Франциска, которые она  отвергает.  И он, расстроенный, уходит к себе.
    Он пытается сблизиться с её подружкой Лолой, та тоже отказывает, напоминая: то, что произошло в Париже один раз, — это была минута слабости; сейчас же она понимает, что Мария — её подруга, и если бы не она, никогда ей не оказаться бы при королевском замке и тем более не иметь сына от короля.
    Мать Екатерина, желая помочь сыну, устраивает вечеринки, праздники в замке. Среди знати поползли слухи, что король не спит в покоях у королевы Марии — что-то здесь неладное! И все приезжают на бал со своими дочерьми. Там же Стефан Нарцисс знакомит его со своей племянницей, которая вела себя с ним весьма активно и зазвала в одну из комнат, сказав, что познала мужчин до этого, лишь бы сблизиться с Франциско. Поддавшись минутной слабости, король пробыл там некоторое время, но не задержался до утра. Он любил Марию и умоляюще просил:
— Вы вольны, делайте что хотите, вы зрелая женщина, любите, но не бросайте меня, не уезжайте из замка.
    Она стала встречаться с принцем Наварры Людовиком тайно, в винном погребе, где, утопая в любви и поцелуях, они чувствовали, что этого мало. Один раз они даже уехали в маленькую часовню и упивались там любовью в заранее подготовленной ложе.
    Мария была уже не той девчонкой, влюблённой в мальчишку-короля почти на полтора года младше себя. Она отдавалась принцу как женщина, впервые познавая с ним страсть, которой не испытывала с королём. Но через некоторое время к ним постучалась Лола, которая знала, где они в настоящее время, и сказала:
— Франциск при смерти. Он заболел, у него было воспаление уха, гнойный прыщ разорвался, и хлынула кровь. Каких последствий ожидать, мы не знаем, но хотим, чтобы вы были при дворе.
    Мария быстро возвращается к супругу и держит за руку, не узнавая его: перед ней лежало бледное тело, а душа короля готовилась покинуть этот мир...
    В это время Баш находился у колдуньи, разбираясь с её делами. Жители, не доверяя ей, бросали в неё камнями, а он узнал в ней свою спасительницу: когда-то он наказал одного из поселян за то, что тот избивал свою жену; наказанный проследил за Башем и подкрался ночью, пикой проколол ему брюхо. Баш остался бы умирать в лесу бездыханным, но кто-то его вытащил. А оказалось, что это была она. Вдобавок в округе появились неизвестные, которые беззащитным людям выжгли клеймо — их называли демонами.
    Никто не знает, в чём заключается колдовство. Есть люди, способные вылечить одним прикосновением руки. Так и эта женщина: прикасалась к тому, кого хотела исцелить, произносила слова заклинания, одну душу спасала, другую забирала, и вместо него погибал самый близкий семье человек.
   Один раз Баш сам был свидетелем этому. Она вылечила ребёнка у одной горожанки, спасти которого не было никакой надежды, одним лишь прикосновением руки, но за это второй сын остался на всю жизнь незрячим. Значит, взамен его жизни она забрала у другого глаза. А как и что было бы лучше для матери, не ей решать? Итак, он оставил её на свободе, а она ушла в монастырь. Но сейчас, когда Баш заметил своё выздоровление и спросил её: «Что ты должна сделать с моими близкими?» — она не ответила.
    Встретившись случайно в лесу с дочерью королевы Екатерины Клариссой, которую все считали прокажённой и давно погибшей в лесу, он привёл её к колдунье и при ней свернул девушке шею, давая понять, что это тоже его родня, хотя он любил её, но она хотела убить двух братьев. Пожалев их, он сам вынес приговор: «Убить взамен того, кто в замке должен умереть».
   Возвращаясь в замок, он хочет узнать: что там? Повлияло ли его на кого-нибудь? И узнаёт, что король Франциск, брат, которого он очень любил, несмотря на своё положение бастарда, был в тяжёлом состоянии, на волосок от смерти. Сопоставив время выздоровления и смерти сестры Клариссы, Баш понял, какой силой обладала колдунья-монашка. Возможно, впрочем, она не колдунья, просто женщина, обладающая сверхъестественными способностями исцелять людей. Это было и это есть до сегодняшнего дня, всё передаётся с генами. И Баш понимает, что только она может исцелить Франциско.

    Королева Мария и её подружки, приехав в королевство Франции цветущими, молодыми, не предполагали, что жизнь здесь будет совсем не такой, какой они представляли...

    Эйли первая ушла из жизни, в суровых муках отравления. Грир, хотя и вышла замуж за лорда Каслроя, торговца перцем, после шикарной свадьбы у него в поместье узнаёт, что он протестант, но если бы только это!.. Она была готова поменять религию, но во время мятежа в королевском замке узнают, что он участник платежей, и его посадили на много лет в темницу, всё забрали и без средств к существованию выбросили из замка.
   Она попадает на улицу посёлка, где процветает проституция и пьянство, но как-то получилось, что ни то, ни другое не затянуло её. Единственное, чем она стала зарабатывать, — сводничеством: наряжала проституток в красивую одежду, приводила их в порядок и объясняла, где смогут подзаработать. За это они делились с ней. Ей самой пришлось бы зарабатывать таким образом, если бы не помощь старых друзей: один раз её посетили Лола и Кенна, оставив немного золотых, а затем её нашёл Лейт, бывший повар, спасший на войне короля Франциско и носивший сейчас придворный титул.
   Теперь она приезжала в условленное место отдаваться любви, которую долго от него прятала, пока ожидала замужества за знатным и богатым, не обращая на него внимания, — хотя он отказался бы от всего, лишь бы её мужа отпустили из темницы. Она тогда сама не знала, чем занимается её муж... Платил ли он протестантам для нападения на замок?.. До сих пор был неясен вопрос, и нет ответа.

    А что же стало с Кенной, четвёртой подружкой? Сначала она была любовницей короля Генриха II Валуа, потом в своём безумстве он приказал Башу жениться на своей любовнице, хотя затем всё ещё неоднократно пользовался ею. Она была конфетка, которую при желании легко было заполучить, — красивая и, главное, вульгарная. Она могла окрутить любого, и посмотрел на неё сам король Наварры Антуан, брат Людовика, — не потому что она увлекла его: он хотел полностью уничтожить трон Французского королевства, понимая, что если королева Мария ещё не отдалась брату Людовику, то отдастся скоро. Франциск имеет любовницу, племянницу Стефана Нарцисса, — впрочем, ещё неизвестно: правда ли она ему племянница?.. Может, именно с её помощью болезнь так быстро овладела королём, и он стал угасать на глазах?..
    Но надо было свалить Баша, который был силён, проворен, хотя старшая королева Екатерина его недолюбливала как бастарда, но он был правой рукой короля Франциска и абсолютно неподкупен. Хотели подобраться к нему с помощью Кенны, легкомысленной жены, поддавшейся на уловки короля Наварры Антуана, который, обманывая, обещал на ней жениться, рассказывал байки про болезнь жены, а та всего лишь была беременна.
    Мария вместе со своими подружками словно бы оказались на тонущей лодке, имея вместо вёсел лишь одну железную кружку, чтобы вычёрпывать воду, — и что будет с ними? Каждый день, как прожитый с невзгодами год, заставлял гаснуть их прелестные улыбки, внося в их души желчь и страх за будущее, но вместе с тем рождал силу для выживания.
    Пар утренний при пробуждении зари-красоты в таинстве, туманы, а за ними и тепло сразу улетучилось в сознании действительности.



Благослови меня, Всевышний, —
Господи, какие правильные слова...
Ведь вы не причинили зла,
Просили только не быть лишней.
_______
* Антуан де Бурбон – фр. Antoine de Bourbon, duc de Vend;me; 22 апреля 1518 г. – 17 ноября 1562 г.) – герцог де Вандом, глава дома Бурбонов (1537–1562), король Наварры (1555–1562), отец первого французского короля из дома Бурбонов Генриха IV Наваррского.



http://www.proza.ru/2017/08/12/215
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2017
Свидетельство о публикации №217081200215