Фантасмагория. 65

Юрий Ванеев
                Букет из сорняков.

   Художественная выставка открылась в конце лета и произвела фурор. В галерее разместили картины неизвестного ранее художника. Неудачливый и, по сути, нищий живописец добился признания лишь после смерти. Четыре последние его картины стали венцом творчества, поразили всех, но выставлялись на всеобщее обозрение впервые.
   Внезапной популярности способствовали слухи и даже легенда. Говорили, что это копии картин, а оригиналы он уничтожил.
   Полотна настолько отличались от предыдущих его работ, что возникали сомнения в авторстве.
   Художник словно предвидел это и последним написал автопортрет, выполненный в той же манере, чтобы поставить тем самым жирную точку в возможных спорах. Даже сюжет выбрал соответствующий: преклонного возраста мужчина смотрит с картины на любующегося им человека и озорно улыбается. Он ошибся: автопортрет лишь усилил интригу.
   Удивляли, помимо прочего, замыслы художника. На первой картине он изобразил звёздное небо и умудрился внедрить в «Чёрный квадрат» Малевича «Девятый вал» Айвазовского не по виду, а по смыслу.
   Запечатлённая маслом буйная фантазия творца завораживала и заставляла надолго задерживаться у необычного полотна. Не многие зрители умудрялись разглядеть где-то вдали образное изображение гриновского галиота с алыми парусами, но и они не могли понять - движется тот навстречу гипотетическому шторму или спасается от него бегством в кромешной темноте.

   На второй картине старик изобразил грозу. Дождь лил как из ведра, и люди непроизвольно протирали ладонями глаза, чтобы лучше видеть размытые контуры стоящего на краю леса домика, а кому-то казалось, что водяные брызги добрались до его лица.
   Одинокое, заброшенное жилище ждало хозяина. Невольно хотелось добежать до него, развесить у камина промокшую одежду и наблюдать за потрескивающим огнём, изводящим полена.
   У художника получалось показать движение, остановив его.

   На следующей картине параплан кружил над зрителем, а ты будто лежишь на траве и смотришь в небо. И гадаешь: это ты пытаешься разглядеть летящего человека, или он птицей кружит над тобой, чтобы убедиться – наконец-таки нашёл, кого искал.
   Через какое-то время посетитель задавался вопросом: бездонное небо разделяет их или, наоборот, объединяет?

   У четвёртого полотна задерживалось людей не меньше. Картину наводнило бесчисленное множество мелких геометрических фигур. Казалось, рама едва сдерживает напор, и те вот-вот вывалятся на пол. Хотелось подхватить их, что-то поправить, но в броуновском хаосе вдруг появлялось изображение, сложенное из объёмной мозаики. Люди смотрели на рукотворное безобразие, и каждый видел что-то своё. Проходило время, и изображение менялось: то ли сдвигался зритель, то ли мысли приобретали другое направление.

   Картины выделялись неординарностью, и вызывали поэтому живой интерес. Полиптих из автопортрета и четырёх попыток добраться до истины назывался почему-то «Букетом из сорняков».
   Люди разглядывали полотна, а на них смотрел с картины старик и загадочно улыбался.
   Манера письма и необычные сюжеты надолго овладевали вниманием, и их обсуждали даже дома.

   - Мам, Сашка прежде всего твой сын и только потом мой брат, вот сама и развлекай его! – сказала девочка и выскочила из квартиры прежде, чем услышала ответ. Она знала, что промедление смерти подобно.
   - Ты старшая сестра! – ткнулся в закрывшуюся дверь запоздалый крик, - а я рожу ещё одного надоедника назло тебе!
   Дверь вновь хлопнула: дочь вернулась.
   - Уговорила, только не обманывай больше. Вчера обещала вернуться через час и пропала.
   - Извини, так получилось. Проходила мимо картинной галереи, а народ так и прёт туда. Зашла на полчаса и не заметила, как время пролетело.
   - Ты была на вернисаже? О нём только и говорят.
   - Лучше бы не ходила.
   - Что так?
   - Постоянно теперь думаю об этом.
   - Так задело?
   - Да. Считается, что лучшие картины художника – это копии, а оригиналы он уничтожил. Наглая лож.
   - Ты уверена?
   - Всё было по-другому. Алёнка, это что-то! Сходи при случае, посмотри и сама поймёшь. Художник искал старинные кисточки у старьёвщика и увидел картину. Понравилась, и он купил её. Дома любовался, но показалось, что угол замаран чем-то. Решил почистить и обнаружил, что картина написана поверх другой. Взыграло любопытство, но узнать, что скрыто, можно было, лишь смыв изображение, которое так понравилась. Вот тогда он и решил написать копию, дабы хоть так сохранить первый слой.
   Вторая картина поразила не меньше, но он заметил, что и под ней что-то есть. Так появилась вторая копия, а затем и третья, потому что под третьей картиной оказалась четвёртая – последняя. Он написал и её копию – не мог остановиться. Уже потом очистил полотно до конца и нарисовал на нём автопортрет.
   - Тебе рассказали эту историю?
   - Нет. Об этом не говорят, но почему-то все знают, кто побывал в галерее. Можешь сама проверить.

   Большинство картин оказались обычными. «По сто рублей за десяток», - так отозвался о них один критик. Зрители в этой части выставки не задерживались, но в конце сквозной галереи – у выхода – скопилось несколько групп. Люди стояли полукругом, чтобы не мешать друг другу, и молча разглядывали шедевры.
   Картины поразили девушку. Она с трудом отрывалась от одной, чтобы перейти к другой. Что-то копилось в ней при этом, и казалось каждый раз, что переходит в следующий класс, получив в предыдущем необходимый минимум знаний.
   Разглядывая четвёртое произведение, она случайно взглянула на часы и обомлела: полдня пролетели как миг. Планы на день рухнули, и предстояло поспешить, чтобы хоть часть из них выполнить. Рассудок погнал её к выходу, но ноги не слушались. Она шла, а мысли остались позади. Вдруг вспомнила слова матери и поверила в то, что художник не хотел уничтожать оригиналы, но пришлось сделать это.
   Никто не настаивал на таком выводе, но знание осадком обосновалось в сознании. Где-то была причина, вызвавшая уверенность, она видела её, но не обратила внимания. Захотелось вернуться и проверить, но было понятно, что она застрянет тогда на выставке до конца дня.
   Девушка догадалась, почему такие разные картины объединили в одну композицию и дали нелогичное на первый взгляд название. Художник в детстве страдал - его мучили комплексы. Отсюда одиночество, замкнутость и желание пожаловаться. Она не знала очерёдности написания картин, но почувствовала, что каждая вызывает смятение. Они раскачивают мозг, выталкивают потаённое на обозрение и анализ.
   Название помогло сделать вывод: люди несовершенны, но даже сорная трава бывает красивой, нужно уметь видеть это. Васильки, ромашки – это, по сути, сорняки, а их признали полевыми цветами, и признали абсолютно все! Человеческие качества и даже мысли можно собрать в такой букет.
   Молодая посетительница выставки поверила в легенду окончательно и бесповоротно. Замерла на мгновение и тут же пошла к выходу, точно зная, что будет вспоминать этот день и не скоро забудет, если вообще получится. Уже сейчас она думала, кто из художников страдал чувством неполноценности: кто написал оригиналы, художник-копиист или оба вместе? Написали, чтобы картины служили для других лекарством от глупости!
   Девушке показалось, что она поняла замысел композиции. Она оглянулась в последний момент на автопортрет.
   Мужчина преклонного возраста смотрел на неё и довольно улыбался.

                *****