Поговорим о стандартизации. Эссе

Юрий Юровский
            В публицистической статье Стандартизация по судьбам (Проза ру.13.10.2008) автор  Мария Выдуманная рассуждает о стандартах образования. И сразу говорит следующее:

- Основная мысль – если бы сегодня какой-нибудь юный Ломоносов «от сохи» с его супер-потенциалом бросился поступать в столичный вуз, не имея документов обо всех предыдущих ступенях образования, он бы дальше стенда у дверей приемной комиссии не продвинулся. Но сегодняшние Ломоносовы и не станут тратить силы и деньги на дорогу в столицу, благо им еще в родной деревне объяснят, что с ними даже ни в каком ПТУ разговаривать не станут без документа о том, что ты не верблюд.

          Позволю себе заметить, что большинство родителей точно знают как и чему надо учить его чадо. Нужен ему Диплом (Аттестат) или он и так все знает Доходит до курьезов. Матушка одного из моих студентов приходит на кафедру Инженерной геологии и заявляет, что её сыну этот предмет не нужен, та как после окончания ВУЗа он буде работать совсем по другому профилю. Далее, я считаю, что пример с Ломоносовым не совсем уместен. Гении такого масштаба встречаются один на миллион и ни в какие стандартные рамки не помещаются. А высшее образование образование в России того времени было в зачаточном состоянии. Вступительные экзамены принимались у всех желающих.

           К сожалению, школьное образование с каждым годом деградирует. И в них учатся  не только гении. Ведь надо учить детей со средними способностями. А среди них встречаются типичные Митрофанушки. Да такие, что господин фон Визин отдыхает.
Положение пытаются исправить с помощью школ для одаренных детей. Их крайне мало и все равно до уровня заведения равного Пушкинскому лицею дотянуть не получается. Если у кого-то есть рецепт, как избавить образования от формализма и бюрократии - дерзайте, бейте во все колокола, не отделывайтесь одной статьей. В идеале с каждым ребенком надо заниматься индивидуально Но это не подъёмно не только простым смертным, но и миллионерам. Последние учат своих детей в школах и университетах, где существуют свои стандарты.Я позволю себе привести небольшую заметку на эту тему, опубликованную в книге "Мысли не вслух о прошлом и настоящем" (Симферополь, "АРИАЛ" 2014). Она касается не только проблем образования.

             Стандартизация. Где-то она необходима, где-то необходима частично, а где-то и вредна. В первом случае можно привести простой пример. Метеорологические наблюдения по всему нашему земному шарику необходимо проводить, строго стандартизовано. Иначе их просто невозможно будет использовать. Скажем, как быть, если на одной метеостанции температуру измеряют по Реомюру, на другой по Цельсию, а на третьей по абсолютной шкале. При этом измерения проводятся разными приборами, имеющими свою погрешность и т.д. Здесь без стандартизации не обойтись. До сих пор многие страны не отказались от измерения длины в дюймах, футах и милях. Ничего хорошего из этого не следует. Слава Богу, Россия отказалась от аршинов, саженей и верст.

           Частичная стандартизация необходима в школьном и вузовском образовании. Имею ввиду базовый набор дисциплин. Ну не может врач лечить один орган, не имея представление об организме в целом. Здесь, с одной стороны, нужен обязательный стандартный набор знаний, но с другой стороны нельзя штамповать специалистов со стандартным мышлением и такими же мозгами. Люди все-таки не роботы и должны уметь мыслить нестандартно, при условии наличия стандартного минимума знаний.

           Весьма неприятная история произошла с Национальной академией природоохранного и курортного строительства (Симферополь). До 2012 года ВУЗ пользовался некоторой самостоятельностью при составлении учебных программ, учитывающих специфику региона, важность грамотного проведения экологических и природоохранных мероприятий. Потом, по требованию Минобразования Украины, все обучение студентов свелось к общим стандартам строительного ВУЗа. То есть - академия перестала соответствовать своему названию и превратилась в заурядный строительный институт. На мой взгляд, это ошибка. Ошибкой также является введение на Украине Болонской системы. Ну, кто из украинских студентов имеет возможность менять ВУЗы, переезжать из одного города в другой, как это делается в Европе? Сто балльная система оценки знаний в этом случае теряет смысл. Кроме головной боли студентам и преподавателям она ничего не дает.

          Стандартизация вредна людям творческих профессий. Не может быть стандартного писателя, поэта, художника. Стандартно мыслящий человек не может быть изобретателем, ученым, творческой личностью.