И гуляла деревня

Александра Румянцева3
   В северных деревнях есть свои престольные праздники. Люди их отмечали очень весело. В Шуриной деревне праздновали день Владимирской Божьей Матери-8 сентября.
 К празднику готовились заранее. Родители делали самогон из картофеля. позднее , когда жизнь улучшилась -из сахара. Мама  варила  домашнее пиво.  Никогда Шура не пила такого вкусного пива, как  у матери. Оно было не пьяным, но бодрящим и очень вкусным. Папа использовал все свои знакомства и добывал рыбу у  жителей с берегов Ветлуги.  С ней мама пекла очень вкусные пироги, жарила ее и тушила. Пироги были большие. На стол их ставили раскрытыми. Гости ели так. как нравилось: кто ел рыбу вместе с тестом, кто выбирал только рыбу, а корочки ел потом, кто -то наоборот сначала ел корочки, а потом -рыбу. Шура помнит, как мама доставала муку для пирогов. Сколько они с мамой деревень обходили, чтобы купить пшеничную муку, ее продавали редко по два-три килограмма на человека.  Однажды мама не могла найти муку, а праздник подходил. Ей предложили взять манную крупу. Мама взяла и напекла таких вкусных пирогов из манки,  что гости допрос учинили, из чего пироги.  Никто не поверил, что из манной крупы.  Студень варили обязательно. Котлеты, мясо отварное, винегрет, картошка с грибами, огурцы и помидоры, грибы соленые или маринованные -вот и все разносолы. Колбаса и сыры редко у кого были, салатов не было. Конфеты и пряники покупались в обязательном порядке. Денег тратили немало по тем временам, но праздник-есть праздник.
К празднику дом вымывали и украшали. Это было обязанностью девочек.
Гостей у Шуриных родителей было всегда много. Родные и знакомые родителей, подруги и друзья девчонок и Коли охотно посещали гостеприимный дом. Заходили незваные гости, и всем находилось место за столом.
Сначала гости чинно пили и ели, вели разговоры о жизни. Потом начинались песни. Пели все. Шура музыкальным слухом не обладала, но никто не запрещал ей петь. А вот, когда она жила уже на юге, подруга очень грубо запретила ей петь и не портить мелодию своими фальшивыми нотами.  Сидели они на лавочке вечером, пели, и услышала Александра такие слова от лучшей, как она считала, подруги. После этого случая Шура никогда уже не пела в той компании, потом и дружба распалась.  А в детстве пела вместе с хорошими певуньями.  Видно, не много стоила эта дружба, если фальшивых нот хватило, чтоб подруга ее унизила и обидела при всей их компании.
    После песен шли на улицу.  Там  во главе с гармонистом ходили по деревне и снова пели, но уже всей деревней. Если гармонистов было несколько устраивали перепевки: кто кого перепоет. Из песен Шура запомнила не много:" Хаз Булат удалой", " Ой мороз-мороз", "Бродяга," "Шумел камыш"и папину любимую "Три танкиста", "Катюша",  "Любимый город", "Гибель Варяга".     Потом начинались танцы. Позднее танцевали под патефоны или радиолу, а в Шуркином детстве  под гармонь плясали. Каждая плясунья старалась себя показать. Очень красиво и весело было.  Парни редко плясали, они девчат высматривали. После плясок нередко драки случались из-за девушек. Понравилась одна двум кавалерам, обязательно драка будет.
На другой день  с утра опохмелялись гости,  отсыпались, а к вечеру играли в лапту.   В Шуриной деревне-это обязательно. Вечером- общий чай на лугу и снова песни до полуночи у пожилых, и танцы -у молодежи. Тут уж молодежь уходила от стариков, чтобы пением не мешали . Детвора всегда среди взрослых бегала, сколько радости было и смеха.
Иногда позднее читала Александра о том, как безобразно пил народ в деревнях и удивлялась прочитанному:  у них в деревне такого не было.  Никто под заборами не валялся. Если кто-то перепил, быстро домой оттаскивали. Там и "праздновал". Праздники были  на Пасху, на Троицу,  Владимирскую,  и еще , когда все работы на полях заканчивали, обычно на Покров Пресвятой Богородицы.   Четыре раза гуляли в году, а остальное время работали, чтобы свести концы с концами. И это не всегда и не у всех получалось.  Но эти четыре праздника люди ждали и отмечали, стараясь не ударить в грязь лицом.