Моя жизнь в интернате

Петр Юрьев 2
        Мы с Вовкой Антипенко закадычные друзья, живем в селе на одной улице,  да и дома наши рядом. Ходим в восьмой класс в восьмилетнюю школу. Мы  обычные деревенские ребята, правда внешне разные: Вовка очкарик, высокий ростом, любит читать и читает много, за чтением порой забывает делать домашние задания и поэтому учится на тройки; я, же, учусь лучше, положение обязывает - отец преподает математику в школе, а потом мне, если откровенно, нравится учится. Вот такие мы с ним разные, но есть у нас и общее - мы оба увлекаемся спортом. В школе нет спортивных секций, да и на стадионе не густо со спортивными снарядами:  футбольное поле, беговая дорожка и баскетболная площадка. Дома сделали себе турник, приобрели гантели и каждый день выполняем силовые упражнения. Правда упражнения нам пока не добавили крепкой мускулатуры, но мы усердно стараемся.

        В райцентре открылась средняя школа - интернат  для детей сирот и детей из многодетных семей. Этот интернат полностью содержит колхоз - миллионер, знаменитый на весь бывший СССР - колхоз "Дружба народов" Красногвардейского района Крымской области. Семья Вовкиных родителей многодетная и им предложили одного ребёнка отправить в интернат. Выбор выпал на Вовку. Мои родители посоветовались и решили и меня направить в интернат, потому что на следующий год мне надо уезжать из села, для учебы в старших классах. Через РАЙОНО меня устроили в интернат, но за моё содержание в интернате платили родители. Так жизнь сделала виток в моей судьбе и, я, пятнадцатилетний мальчишка, уехал из семьи на учебу.

        В интернате, мы с Вовкой, снова попали в один класс. И в общежитии тоже в одной комнате. Так нам легче привыкать к новой жизни. Жизнь в интернате отличается от жизни дома. Ты взрослый и самостоятельный человек и полностью  отвечаешь за себя и свои поступки. Спрос с тебя по полной программе. В интернате всё построено на самообслуживании. Уборка комнаты и класса, территории интерната полностью лежит на воспитанниках. Каждый из воспитанников один раз в месяц или чаще, зависит от количества учащихся в классе, должен отдежурить по столовой. В день дежурства подъём в 6-30 и на кухню до 9 вечера. В этот день отдыхать не приходиться. Занят весь день. С утра группа старшеклассников выезжает на колхозные склады и получает продукты на весь день. Затем чистка картофеля для готовки завтрака. Уборка столовой, разнос блюд. Накормили завтраком, убрали со столов посуду помыли её и к 11 часам готовим полдник, разносим по столам в стаканах молоко или компот  и пряники или булочки. Одну смену накормили, быстро убираем со столов стаканы и расставляет полдник для другой смены и т.д. пока всех не покормим. Снова уборка столовых комнат и сразу продолжаем чистить картофель для готовки обеда. Самое трудоёмкое кормить обедом - тут напашешься!  Каждый стол надо обойти три раза: вначале разнести первые блюда, затем вторые и, наконец, компот в стаканах и булочки. Отобедала первая смена, убираем столы, расставляем блюда и запускаем вторую смену. После  моем посуду, убираем столовые комнаты, моем полы. Всё это занимает много времени. И снова начинаем готовить продукты для ужина. Отдыхать некогда. Откормили ужином и снова мытьё посуды, уборка столов, мытьё полов. И так до 9 вечера. А в комнате тебя ждут ребята и не просто ждут, а ждут с подарком. Надо исхитриться и унести со столовой булку хлеба. В 9 вечера заходишь в комнату, комната не спит, ждёт, выкладываешь хлеб на стол и его честно делят на 10 частей, каждому по кусочку. После этого комната быстро засыпает. День не прошёл даром - свой кусочек счастья, т.е. хлеба, каждый получил. 

        День в интернате начинается с построения в 7-45 перед школой. Эта традиция. Духовой оркестр исполняет гимн школы и сразу первая смена организовано идет на завтрак - это наши малыши. Затем на завтрак идет вторая смена - старшие классы. 

        После завтрака начинается учебный день. День длинный, вначале занятия в классе, затем отдых, работа на свежем воздухе по уборке территории. С 5 до 7 вечера самоподготовка. Самостоятельно в учебных классах под контролем воспиталя выполняем домашние задания, если есть вопросы, можно консультироваться у дежурных преподавателей. После окончания самоподготовки организовано, посменно  идем на ужин. Вечером личное время. Можно почитать книжку, либо записаться в спортивную секцию. Работает в интернате духовой оркестр, театральная студия. При желании можно ходить на занятия по углубленному изучению предметов. Вообщем,  было бы желание, а занять себя есть чем.

        Нам с Вовкой жизнь в интернате понравилась, хотя в начале скучали по дому, но потом втянулись и дом отошел на второй план. Основная наша жизнь проходит в интернате, нам интересно и есть чем заняться для души. Вовка выбрал для себя духовой оркестр, у него музыкальные способности. Я же записался в спортивную секцию велоспорта. Есть ещё секция бокса, но я выбрал велоспорт, по физическим данным бокс мне не подошел, да и драться не люблю, уж очень я миролюбивый парнишка. Велоспорт, как для меня придуман - люблю быструю езду! Что-то в роде того, какой русский не любит быстрой езды!

        Борьба за нравственность.

        Ребята в интернате собрались разные, много из не благополучных семей, у которых проблемы с нравственностью: подворовывают, ругаются матерными словами, обижают малышей. Как ни пытаются с ними бороться, не получается их вразумить. Думали, думали преподаватели и воспитатели и решили привлечь малышей к борьбе за нравственность. И оказалось это очень действенным средством. В интернате работает штатный парикмахер и ребятам разрешается носить современные причёски. Парикмахер помогает воспитанникам выбрать причёски. Вообще причёски - гордость воспитанников. Когда идет отряд воспитанников по райцентру,  то любо, дорого на них смотреть: в аккуратных чистых костюмчиках, с современными прическами. Мальчишки нам завидовали. И вот было принято решение нарушителей дисциплины и нравственности лишать модной причёски и стричь налысо. Обиднее наказания не придумать. Для выявления нарушителей, на каждый день назначалась команда из малышей для надзора за порядком в интернате. А малыши уж не давали спуска разгильдяям. Команда малышей зрила в корень, что называется, спрятаться и увертеться от них было не возможно. Они хватали нарушителя и тащили его к дежурному воспитателю. Воспитатель спрашивал.
        - Ты нарушал дисциплину, - ответить было нечего, при стольких-то свидетелях и  нарушитель угрюмо молчал, - ведите его к парикмахеру - выносил справедливое решение воспитатель. 
И процессия двигалась к кабинету парикмахера. Наблюдать, без улыбки, это было невозможно. Малыши, вцепившись в разгильдяя, тащили его по коридору. Он упирался,  пытаясь вырваться из рук малышей, но было бесполезно, затем начинал хлюпать носом и причитать.
        - Отпустите, я больше не буду нарушать дисциплину.
Но закон, принятый в интернате о борьбе с нарушителями, суров и подлежит исполнению. Нарушителя втаскивали в кабинет парикмахера, и он уже не сопротивлялся и был острижен налысо.

        Такое наказание было очень обидно. Нарушитель лишался модной причёски и сразу выделялся, все знали, что он злостный хулиган. Над ними посмеивались, всё это было обидно, но было действенно и второй раз уже никто не хотел нарушать дисциплину. 

        Пополнение.

        В ноябре в интернат прибыло пополнение. Пятнадцать ребят из детдома  направили к нам для продолжения учебы и проживания. В начале они держались обособленно, на контакт с воспитанниками не шли. Но постепенно присмотревшись к нам, к нашим порядкам, пообвыклись. Но ребята были не простые. Они хотели установить свой порядок, взять под контроль воспитанников и действовать с позиции силы, но мы, дружно, выступили против и они отступили. Слишком мало их было.

        В интернате начались кражи, до этого не было. Ясно, дело рук детдомовцев. Но не пойман за руку, не вор. И снова помогли малыши. Они быстро выявили воришек. Воришки были пострижены налысо и посрамлены. Это их вразумило и кражи прекратились.

        Была среди них одна девушка, которая выделялась среди девчат сложившейся фигурой и было видно, что она уже познала внимание и ласки мужчин. Наши порядки ей не нравились и принимать их она не собиралась. Убегала из интерната дважды, её возвращали, на третий раз не нашли и больше она к нам не вернулась. 

        Ребята-детдомовцы были дружны между собой. Это сразу бросалось в глаза. Очень дорожили памятью своих детдомов, и при всякой возможности навещали их, везя подарки малышам. На зимние каникулы одному детдомовцу разрешили выехать, в сопровождении воспитателя, в детдом. Его собирали все ребята-детдомовцы. Отдавали лучшую одежду, собрали и отдали ему все свои деньги, на которые он накупил подарки малышам. Всё это было трогательно наблюдать.

        К нашим ребятам на майские праздники тоже приехал бывший детдомовец. Сейчас работает, активно занимается акробатикой. Привез подарки для ребят. Всё время проводил с нами, показывал свою спортивную программу. Возле него постоянно  были воспитанники.

        Ребята с детства были лишены семьи, свою семью находили в детдомах и были преданы всю жизнь воспитателям и воспитанникам. Многие оставались работать в детдомах.

        Детдомовцы прожили у нас год, закончили 8 классов и дальше их определили на работу, или в профтехучилища. Для них начиналась самостоятельная взрослая жизнь.

        Ангел хранитель.

        Нашим ангелом хранителем был директор колхоза Егудин Илья Абрамович, Герой Соцтруда, депутат Верховного Совета СССР.
Колхоз построил целый городок для интерната. Школа, стадион, пищеблок и столовая, двухэтажные общежития для воспитанников и коттеджи для учителей и сотрудников. Условия для работы и жизни идеальные, поэтому удалось привлечь хороших преподавателей, воспитателей, руководителей секций и кружков.
        Спорткомплекс оборудовали современной спортивной техникой. Для секции велоспорта закупили спортивные велосипеды и тренажёры. Полностью оборудовали боксерский клуб. Закупили для духового оркестра полный набор инструментов.

        Илья Абрамович, каждую неделю наведывался в интернат, смотрел как идут дела и чем следует помочь. Колхоз постоянно поддерживал и помогал школе решать проблемы.

        Секция велоспорта.

        Секция велоспорта была менее популярна, чем секция бокса. Всё кинулись в секцию бокса, а у нас осталось немного, и, во-основном, любители быстрой езды. В нашей секции было пять спортивных велосипедов и два тренажёра для тренировок в зале. Тренером был преподаватель физкультуры и мастер спорта СССР по шоссейным гонкам, победитель и призёр чемпионатов Украины.

        Занятия проводились два раза в неделю, регулярно и довольно жёстко. По началу сильно уставал, а потом втянулся. Тренировка зимой проходила сначала в зале: тренировали ноги, а затем на велосипедном тренажоре наматывали километры, заканчивалась тренировка кроссом вокруг поселка два круга, это 4 километра. И после этого будь здоров и отдыхай!

        Летом тренировки на велосипеде по 50 километров, каждую неделю и вторая тренировка на свежем воздухе кроссы и силовые упражнения на укрепление мышц ног.

        Год занятий хорошо укрепил организм, летом у родителей, на зависть всех мальчишек, я их обгонял на велосипеде.

        Тренер нас вывозил в город, мы смотрели областные соревнования. В районных соревнованиях начали принимать участие после года тренировок.

        Спорт нас сдружил. Из нашей команды один серьёзно занялся велоспортом и стал, в дальнейшем, мастером спорта. Остальные ребята свою судьбу нашли в других сферах деятельности, но спортивная закалка здорово помогала в жизни.  Знаю по себе, кто занимался, хотя бы не продолжительное время, спортом, затем в жизни вел активный образ, сохраняя здоровье и бодрость.

        Летние заготовки.

        В летнее время, по выходным, нас старшеклассников,  направляли на бахчу на заготовку арбузов и дынь для интерната. В интернате есть своя бортовая машина. Мы в неё загружались и уезжали. Те 60-ти десятые годы, были романтические. Всё мальчишки и девчонки мечтали быть геологами, чтобы ходить по земле и искать руду для страны; или быть косманавтами; или участвовать в героических стройках. Романтика тех лет висела в воздухе и стоило собраться молодёжи вместе, как начинали звучать песни.  Наша машина выезжала в степь и по степи полились песни: "Геолог, ты ветра и солнца брат", "А девчонки танцуют, танцуют на палубе, звёзды с неба летят на корму", "Так провожают пароходы,  совсем не так, как поезда", "Заправлены в планшеты космические карты и штурман уточняет в последний раз маршрут" и много других замечательных песен. Сердце наполнялось радостью и гордостью за нашу Великую Родину. И это так и было, ничего не придумано, мы действительно гордились своей Родиной!

        На бахче выбираем самые спелые арбузы и дыни и загружаем их в машину. Я для ребят своей комнаты выбрал еще один арбуз, ведь ждут они подарка, и я не могу их подвести. Домой снова возвращаемся с песнями. Борта у машины высокие и мы выстроились вдоль них. Теплый ветер обдувает грудь, шевелит волосы. Хорошо!

        Много времени прошло с тех пор, юные ребята уже успели состариться. Уже выросло второе поколение молодых людей, да и сама жизнь изменилась далеко не в лучшую сторону. Но память сердца жива в нас, молодёжи шестидесятых, память о нашей Великой Родине, в которой мы были счастливы!

        Наши радости.

        Раз в неделю, по субботам, показывали новый фильм. У нас был свой киноаппарат, который устанавливали в актовом зале. После ужина в 8 вечера набивался полный зал и удивительный мир кино приходил к нам. Зал внимательно смотрел и сопереживал героям фильмов. В особенном почёте были приключенческие  и военные фильмы.

        На праздники театральная студия показывала новые спектакли, а духовой оркестр совместно с солистами кружка пения концерты.

        В весеннее и летнее время, иногда по воскресениям, проводился спортивный праздник.
        Устраивали показательные бои наши боксеры. На летнем стадионе устанавливался импровизированный ринг и начинались бои. В боях участвуют наши ребята. Со всех сторон несутся крики.
        - Вася, бей! Точнее бей, что ты мажешь!
        - Коля, уходи в сторону от ударов! Ну, что ты пропускаешь!
Так усиленно болеем и переживаем за своих любимцев.
        Со стадиона стартуют наши велосипедисты. Гонка на 10 км. Финиш будет на стадионе. Судья спортивного праздника предупреждает всех об этом.
        На других площадках идут соревнования баскетболистов, волейболистов, футболистов.
        Летний спортивный праздник заканчивался перед обедом к 2 часам.

        После ужина в парке  играл духовой оркестр. Мне надо сюда обязательно поспеть, ведь здесь на трубе играет мой друг Вовка. Хорошо, мужественно и проникновенно звучал оркестр. Я любил его слушать.

        На выходные или праздники, по разрешению воспитателя, воспитанники из близлежащих сел могли съездить домой.
        Очень хорошо запомнился отъезд домой на майские праздники. Мы с Вовкой остались без копейки денег, а дома уже давно не были. Денег на билет нет и решили мы с ним уйти пешком домой, а это 30 км, но Вовка пообещал сократить путь до 20 км. Предупредили воспитателя, что 1 мая уедем домой. Встали рано в 5 утра и вышли в дорогу. Вовка хорошо ориетировался на местности, говорит, что уже ходил так. И мы пошли. На улице уже тепло и рассвело. Идти приятно, уходим полями. Путь проходит через виноградники, сады, огороды. Хороша крымская земля, поля распаханы, засеяны, разделены лесополосами, чтобы ветра не уносили верхний плодородный слой. В лесополосах высажены местами плодовые деревья. Чувствуется везде заботливая рука крестьянина: хлебопашца и защитника земли крымской, Солнышко поднимается всё выше согревая землицу теплом. Нам тоже становится тепло, снимаем долой рубашки. Приятно понежиться в лучах раннего солнышка! Дома были к 10 часам.

        Подготовка к экзаменам.

        Время пролетело быстро. Наступил теплый и нежный месяц май. В интернате началась подготовка к экзаменам. В 8 классе было 4 выпускных экзамена. Каждый день мы на занятиях повторяли по одному вопросу из экзаменационных билетов. По выходным дням я брал одеяло и уходил в посадку с утра. Стелил одеяло, раздевался,  загорал и повторял билеты за неделю по всем 4 экзаменам. Такая усиленная подготовка дала свои результаты. Экзамены успешно сдал и на лето уехал к родителям в село отдыхать и заодно поработать в колхозе. Заработал немного денег, что позволило мне вместе с братьями несколько дней провести на море.

        Эпилог.

        Жизнь в интернате закалила мой юношеский характер. Я, быстро, не по годам повзрослел. Научился принимать самостоятельно решения. Это в жизни мне потом помогало выживать в трудные времена перестройки, когда рушились привычные устои жизни, рушились нравственные идеалы и люди терялись в этой жизни и опускались на дно. Я выживал.

        Вовка связал свою жизнь с армией. Интернат помог ему выбрать профессию. Он был призван на срочную службу,  попал в военный оркестр, да так и остался служить на сверсрочную музыкантом.

        Я, закончил математический факультет университа. Преподавал некоторое время, а затем ушел работать на вычислительный центр и освоил новую в то время профессию программиста. Да так и проработал до пенсии программистом.

        О судьбе других ребят не знаю, жизнь нас развела, но уверен, что интернат и их сформировал людьми стойкими и уверенными в себе, что помогло состояться им в жизни.

        Огромное спасибо тебе интернат за науку жизни. Спасибо от всех нас - твоих воспитанников!

                август 2017 г.