Н. С. Голованов

Тина Свифт
Н.С. Голованов

Николай Семёнович Голованов (1891-1953) внёс большой вклад в отечественное музыкальное искусство. Дирижёр, композитор, написавший две оперы, симфонию, кантату, увертюру на русские темы и Лирическую поэму для симфонического оркестра. Многочисленные романсы, обработки народных песен, музыку к драматическим спектаклям, редакции и инструментовку оперных и симфонических партитур, 9 хоров на стихи русских и зарубежных поэтов «Свирели напевные» (1908-1915), 9 хоров на стихи русских поэтов «Кадило цевниц златоструйных» (1912-1921) и «духовные сочинения».

В 1900 году Николай Голованов поступает в Московское синодальное училище. Позже он пишет: «Синодальное училище дало мне всё: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». «В 1909 году весной я окончил со званием регента 1-го разряда и учителя пения и был оставлен в Москве в качестве помощника регента Н.М.Данилина в Синодальном хоре и преподавателя училища». В последующие годы он почти десять лет дирижирует Синодальным хором. А это – служба в Успенском соборе Кремля, концертное исполнение «Литургии св. Иоанна Златоуста» С.В.Рахманинова, премьера «Всенощного бдения» А.Т. Гречанинова…

Одновременно Голованов учится в Московской консерватории на теории музыки, а в 1913-1914 годах проходит курс свободного сочинения у С.Н. Василенко. При переходе с первого на второй курс им представлена Увертюра на русские темы. «По мастерству разработки, элегантности формы и по гармонической роскоши это было первоклассное сочинение, вызвавшее единодушное одобрение нашей профессуры», - вспоминал его педагог. Потом наступает перерыв в занятиях. Голованов вместе с хором выезжает в Германию для участия в торжествах по случаю 100-летия Лейпцигской битвы и в освящении православного храма-памятника в честь русских воинов, павших в «битве народов». В рецензии на берлинский концерт отмечалось: «С тонким музыкальным чутьём следовал хор своему юному регенту Голованову, деловито-скромно, но зажигательно управляющему хором». Голованову тогда было 22 года. Позже в Варшаве: «Управление хором было образцово и показало, несмотря на молодость Н.С.Голованова, что перед нами человек с огромным талантом».

Его яркая талантливая дипломная работа – опера «Принцесса Юрата». «Голованов получил полностью всё, что могла дать наибольшего консерватория: диплом, золотую медаль, тысячу рублей из какого-то поощрительного фонда и постановление художественного совета, что «Юрата» будет исполнена в симфоническом собрании предстоящего зимнего сезона», - пишет С.Н.Василенко.

Продолжая службу в Синодальном хоре, Голованов работал также помощником хормейстера в Большом театре, а в 1919 году дебютировал здесь в качестве дирижёра. Это событие определило его дальнейшую судьбу. Но духовная музыка не осталась в прошлом.

Если заглянуть в музей С.Н.Голованова, то духовные сочинения представлены в картотеке на нескольких десятках карточек. К духовной музыке композитор обращался на протяжении всей своей творческой жизни, даже во время «антицерковной пятилетки» (1932-1937). Голованов продолжал многоплановую духовную традицию отечественной культуры. Библейские образы и мотивы выступали в ней как «вечные источники поэзии».

Учитывая ситуацию тех лет, духовные сочинения Н.С.Голованова 30-50-ых годов были для автора своего рода духовно-музыкальными дневниками, в которых с особым благоговением отмечались даты календаря одновременно всемирного и задушевного – календаря, в котором всё связано с близкими людьми, христианскими праздниками и судьбой страны. В конце партитур, рядом с датой и местом сочинения, как правило, обозначалось: Пасха, Рождество Христово, Великий Пяток, Великая Суббота, День св.Николая – естественные вехи жизни человека верующего. Посвящения родным, друзьям – А.В.Неждановой (в том числе «Великое многолетие» 6 мая 1943 года, сороковому юбилею её артистической деятельности).

Рядом с датой создания Голованов неизменно приписывает: «В дни великой скорби» или «Скорбные дни войны». Оставаясь в Москве, он дирижировал концертами «под грохот бомбёжки и сигналы тревог», чтобы своим искусством, как он пишет, поднимать «дух и веру в победу». В своей же сокровенной жизни, как человек истинно православный, он черпал силы в обращении к Богоматери, покровительнице земли русской.