Николай Рубцов

Олег Павловский 1
.



НИКОЛАЙ РУБЦОВ
_________________________________________________


О поэтике Николая Рубцова говорить особенно нечего, оригинальностью его поэтика не отличается,
да этого и не требуется ни сейчас, ни раньше не требовалось. В Сети далеко не весь Рубцов,
и суждения о его творчестве, чаще поверхностны, чем объективны.

Слышал ли его имя, знал ли о нем в конце 60-х кто-либо из его нынешних апологетов и почитателей?
Это маловероятно, нынешние пенсионеры и пенсионерки, бодро изображающие из себя патриотов, славянофилов или православных христиан, а иногда и все вместе в одном шоколадном наборе,
если и жили в 60-е годы, то «задрав штаны за комсомолом», во всяком случае «от руководящей линии не уклонялись», нет.
Они ведь и сейчас тем же самым занимаются, привычка укоренилась…

Популярности Николай не имел, во всяком случае, в той степени, как это сейчас пытаются
представить квасные патриоты. Рубцов оказался в кругу «ахматовских сирот» – Бродского,
Кузьминского, Бобышева, Горбовского, Кривулина, Рейна, Сосноры... Николай не был ни
западником, ни русофилом в отличие от того же Виктора Сосноры, который серьезно занимался историей Древней Руси. А любовь к русской деревне и простому народу – к своим современникам – это
никакое не русофильство. А кого он должен был любить?
Может быть «высоколобых интеллектуалов»? Так он таким не был.

Я тоже «интеллектуалов» люблю не очень, интеллектуал должен еще и уметь что-то делать,
а не только что-то там говорить… Не случайно ленинградский Горный институт явил в 60-е
(когда это стало возможно) столько поэтов, писателей и авторов самодеятельных песен –
профессия геолога далекая от кабинетов и стен предпочтительнее академической скамьи,
в данном случае это именно так. Академистов чаще всего русская деревня вообще не привлекала,
море и горы тоже – в результате мы и получили то, чего и добивались, чуть ли не всеобщим
средним специальным и высшим образованием, одних заборостроительных и ямокопательных
ага! институтов наплодили, казалось, на век хватит! Ан, нет… ликбезы продолжают плодиться,
как и чиновники.

Грузчиком (такелажником) и охранником я тоже работал и когда надо было семью кормить,
и когда учился – студент едва ли может совмещать работу на производстве с нормальной учебой,
лучше уж «сутки через трое»… Охранник – это теперь так называется, а в эсэсэсэре контролер КПП
с напарником и две сторожевые собаки, сутки через трое… удостоверение МВД, правда серого цвета,
но из милицейского участка за драки меня выпускали, надо сказать, быстро и без особых последствий...

А в ведомственных котельных работали и бывшие кандидаты физико-математических наук, Наль Подольский, например. Он сначала убегал из кабинетов в экспедиции, чаще на море, и только с возрастом, что называется, «осел» в городе. Дело знакомое.

При жизни Николая вышло четыре сборника его стихов, это не мало для любого еще молодого
поэта, да вот за яблонями на Марсе и прочей атрибутикой «физиков и лириков», и при традиционно
для поэтов небольших тиражах до «народа» эти книги, если и доходили, то не скоро.

Николай играл на гитаре, пел и неплохо, и окружение у него было вполне подходящим из поэтов Нарвской Заставы, но… Это сейчас мы слышим песни и смотрим ютуб-ы с С.Никитиным и другими исполнителями песен на стихи Рубцова, при жизни Николай этакого ажиотажа, конечно, не наблюдал.

Виктор Соснора в 60-е – 70-е работал на заводе, хотя и был образован, а в плане литературных заработков перебивался переводами национальных поэтов Средней Азии ли Балтии? которые даже
в свои сборники не включал… Да, что-то не припоминаю этого.
Академик литературы Глеб Горбовский в 70-е ходил по Питеру и отмахивался «от мух» размером с
кулак, которые ему грезились вследствие белой горячки.
Короче, веселая была жизнь, но… Николай и до начала 70-х не дожил, знать, не судьба…
а подробности здесь неуместны.

Разбираясь в его творчестве (коль уж вынудили «патриоты»), я написал песню-посвящение Николаю Рубцову, не про него, и не совсем про то, о чем поется в исходнике, но как бы с элементами некоторых «совпадений», что ли? Да, применительно к мотиву А.Дулова – кого же еще, самая популярная из песен на
его стихи вместе с «Тихая моя Родина», которую лучше других исполняет трио «Реликт».
Написал, потому что захотелось, настроение было такое.
Это и песня, и посвящение в стихах одновременно, и никакой в ней особенно сложной поэтики –
в данном случае этого не требуется, а для песни – тем более, лишь бы пелась…

А в целом, сейчас написать так как Рубцов, или хотя бы «очень похоже» или так как Есенин
(в некоторой части) сможет, пожалуй, каждый. Но второго Есенина или Рубцова не требуется,
место занято.

Чем ценен Николай Рубцов, что такого в его стихах необыкновенного?
А ничего необыкновенного нет. Но он не дудел в одну дудку с «физиками и лириками», как и не
славил «маленького, но отважного героя», писал о том, что сам видел и знал, и о чем болел душой.
Не могут все и сразу идти в рядах строителей светлого будущего, и это тоже своего рода протест,
это всегда сопереживание, иногда сострадание и даже страдание, что для поэта не является необходимостью, но жить как-то иначе поэт не может. Поэты не сочиняют деклараций, для этого
и без них есть много желающих, особенно если при этом ничего не делать.

Что такое талант, может быть, это умение писать, строить, рушить, чего-то добиваться?
Да нет, талант – это в первую очередь умение прожить свою жизнь Человеком,
а там уж как доведется.








.