Флешка и марафон. Роман. гл. 12...

Юрий Марахтанов
Глава двенадцатая.

Неужели  он ревнует её?!
Легче всего иронизировать над чужими чудачествами. Щекотливая тема не требует даже вмешательства в постороннюю жизнь – своего опыта хватает.
Этот изъян характера в нашей семье наследственный. По моей, мужской линии. Как сейчас помню сцену из детства: круглая арена цирка; развязно-разухабистый клоун пытается рассмешить публику. Я сижу между папой и мамой, ряду в десятом. Рядом с проходом, который радиусом делит трибуны на два сектора. Клоун бежит по ступеням наверх, останавливается рядом с нами, и вдруг запрыгивает к моей маме на колени. На этом праздник и закончился. В антракте ушли.
Потом мы жили с мамой в какой-то чужой квартире. Было интересно, но вскоре захотелось домой. К отцу. В привычные, родные до каждого пятнышка на обоях, стены.
С тех пор не люблю бесшабашных клоунов и цирк вообще. Разве – покойных ныне: Никулина, Енгибарова - печальных…
-Лена! – позвал я жену.
-Ты звал?
-Слушай, я тут  о ревности рассуждаю, - жена насторожилась. – Тебе встречались патологически ревнивые люди?
-Ты.
Сейчас-то можно говорить об этом спокойно, без обид и некрасивых сцен.
-Ну, ну.
-Что тебя на разговоры потянуло, на ночь глядя? Ты странный сегодня. Ничего не случилось?
-От темы не уходи, наверняка есть, что высказать.
-Теперь – да. Вникни. Верность и ревность. Всего-то буквы переставили в слоге, а уже другая крайность. Как говорится: от любви до ненависти – один шаг. Наверное, в лингвистике этому есть свои объяснения.
-Этот “фокус”  называется “метатеза”. С греческого ”methatesis”-  перестановка, - я подошёл к книжной полке, достал затрёпанный «Лингвистический энциклопедический словарь»,  открыл нужную страницу. - Вот: “перестановка – один из видов комбинаторных изменений звуков – взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова… Метатеза возникает при усвоении новых слов… Например, в просторечии и диалектах: «ведмедь», «медведь»; «раболатория”, «лаборатория»”. “Метатеза связана с психологической особенностью восприятия”.
-Он именно так и говорил: раболатория.
-Кто?
-Замдиректора в нашем НИИ, по хозяйственной части. Такой бабник. А ревнивый – ужас! Мне кажется,  это ты о нём написал.
Я вспомнил миниатюру из своей книги.

Ревность.
Я одного мужика знал. Он настолько свою жену ревновал, что однажды ночью, когда во сне  ему любовник приснился –
так его лягнул, да в стену, что ногу себе сломал.

-Сам-то помнишь, как ревновал меня, страшно. К опоздавшему трамваю, к неожиданной командировке, даже поездке к сёстрам. Сейчас у меня такое ощущение, что при тогдашнем социализме тебе не хватало обыкновенной собственности. Ты и пытался меня приватизировать, как теперь говорят, - она поглядела на меня, всё прощая. – У нас в НИИ на праздники были торжественные вечера, потом организовывали “капустники”. Я с них уходила. Удивлялась: “Почему ты мне не доверяешь?!” Это была не масштабная обида, я с ней мирилась. Только думала: “Любовь между нами есть, а уважение человеческое?” Разве я давала повод на твои мучения по поводу моей верности? Интересно, что твои друзья говорят на эту тему?
-Валера sms-ку прислал: “Ревность – это заострённая морда, пристально глядящая на жену”. Или вот ещё: “Ревность – от разных причин: от бессилия; от злобы; от любви…” Много от чего, - вслух говорить не стал, но вспомнил реплику старшего друга: “Надевать не на что”, - это он о презервативе. Шутил, конечно. Его жена до сих пор шипит по поводу частых отлучек.
Я смотрел на Лену уже совершенно другими глазами, не как раньше. Кажется, у Аристотеля. На вопрос: «Что есть друг?» - он ответил.  «Одна душа в двух телах».  «Не ревновал же, - думал я, - когда отправил её отдыхать одну в Барселону, царство архитектуры Антонио Гауди». Она вернулась, разложила веером фотографии, где выглядела просветлённой и свободной. Незнакомой. Правда, опять что-то нехорошо шевельнулось внутри.  “Я так благодарна тебе”, - сказала она тогда.  “За что?” “За доверие”.
На стене у меня висит фотография. С неё сейчас смотрели молодые, мы же, на нас, но уже других, умудрённых опытом.
-Я пошла? Борщ варю.
-Иди…
Теперь уже иные страсти и ощущения. Открыл Гегеля «Эстетику», часть текста которой, я не воспринимал чистым умом, разве душой? Но глубина мысли удивляла…

Система нравственности.

‘Таким образом, нравственность как абсолютная нравственность есть не совокупность добродетелей, а отсутствие всякого различия между ними. Она проявляется не как любовь к отечеству, народу и законам, но как абсолютная жизнь в отечестве и для народа.  Она есть абсолютная истина, ибо не-истина состоит лишь в фиксировании определённостей; но в вечном существе народа снята всякая единичность. Эта нравственность есть абсолютное образование, ибо в вечном содержится реальное эмпирическое уничтожение всех определённостей и смена их всех. Она есть абсолютное бескорыстие, ибо в вечном нет ничего собственного. Эта нравственность, как и все её движения, есть величайшая свобода и красота, ибо реальное бытие и формирование вечного есть красота. Она лишена страданий и полна блаженства, ибо в ней сняты все различия и всё мучительное. Она есть нечто божественное, абсолютное, реально существующее, сущее в своей открытости, так что ей не предстоит ещё возвыситься к идеальности божественного и выйти из явления и эмпирического созерцания, но она есть непосредственно абсолютное созерцание.
                G. W. F. Hegel, Samtliche Werke, hrsg.
                von G. Lasson, Bd VII, S. 465
                Перевод М.А. Лифшица’
       
       *              *            *
 
        И31.  05.07.08
Привет Юра! Свое мнение о романе скажу, когда прочитаю весь до конца, читать интересно, тем более, что многих героев знаешь воочию, особенно главного. Ну, а по поводу виртуального человека, я думаю, ты не прав. Я тебя прекрасно помню с нашего юношеского времени, достаточно хорошо помню твои пристрaстия, привычки, интересы. Конечно, за столь  длительный   срок ты возмужал,  набрался  жизненного опыта,  но не думаю,  что ты изменился   в корне,   а из   нашей   переписки   я   тебя еще   лучше  узнала,   уже в настоящем   времени,  так что,  дорогой мой, никуда от меня не денешься и ничего не скроешь (шутка, конечно, но...)
Ну, а насчет того, что ты хороший, я нисколько не сомневаюсь, иначе твоя жена не прожила бы с тобою столько лет.
 А у нас вчера был праздник - День независимости. Вечером ездили на салют. Здесь есть гольф-клуб, на его территории каждый год устанавливают три орудия, народ съезжается к 9 часам, располагаются на травке, играет оркестр, а затем начинается салют - это такая красота!!! 40 мин. "бабахает", как говорит Макс, сначала по одному орудию, а последние 10 мин. сразу все три, народ очень бурно выражает свои эмоции.
Два года назад мы ездили на Ниагарский водопад, своим ходом, на машине, это довольно далеко. Выехали утром, а приехали где-то около пяти вечера, останавливались в гостинице. Немного отдохнули с дороги и поехали на водопад, это в 10 мин. от гостиницы, был уже вечер, сам водопад - это такая красота, да еще вечером подсвечивается разными цветами. На другом берегу Ниагары Канада, у них был  какой-то праздник и тоже - салют. Можешь себе представить - ночь, громада водопада с подсветками и салют. Впечатление - незабываемое! А на другой день с утра поехали смотреть  водопад уже в дневное время, но тоже очень красиво. Кстати, Ниагару здесь называют Наягра, а водопад – Наягра фоллс.

Сегодня суббота, два дня еще можно расслабиться, а потом снова на вахту. Очень устала от детей, от шума и дома и на работе. Все мечтаю о своей квартире, хочу пожить одна, в тишине,  правда не знаю,  насколько меня хватит, привыкла жить в куче народа, в суете и шуме, но мечтаю…
У меня достаточно большой круг общения по переписке, но твои письма выгодно отличаются от других, их интересно читать - ты вообще личность неординарная.

         И32.  06.07.08
И снова привет! Когда все дома к “компу” не подойти, то дети играют, то Лешка что-то делает, а Катя на своем занимается. Сейчас Юлька с Лешкой с младшими детьми уехали в парк, там что-то вроде Луна-парка, что раньше гастролировали по Союзу. Катя волонтёрствует в библиотеке, а еще она устроилась на работу, на полдня, зарабатывает на карманные расходы. В конце июля начале августа они едут в Германию.
   Что касается В.М. - когда все выяснилось, я как-то успокоилась, ничто не тянет за душу, перезваниваемся, но очень редко. Не держи на него зла, что было, то прошло.
А то, что ты пишешь, что я "посмеиваюсь", когда звоню, это неправда, я всегда рада тебя слышать, просто хорошее настроение.
А по поводу нашей переписки в 60 лет - мне Юлька говорит: "Мама, ты очень изменилась", - это какой-то дополнительный стимул, который повышает настроение, разве это плохо? Хочется надеяться, переписка никому не мешает и не портит жизнь.
   А свадьбы не будет, зачем смешить людей в 60 лет? И напиваться и буянить я не буду, я вообще не пью, разве что "Кинзмараури" или "Хванчкара", которыми меня зять “балует”, у нас с ним очень хорошие отношения.
Так что приглашения на свадьбу не жди, когда у меня будет своя квартира, я лучше приглашу вас с Лизой в гости.
  С Николаем у нас хорошие отношения, он неплохой человек, про тебя все знает (но может не совсем все), правда ворчит, что я чересчур увлекаюсь, ну пусть ворчит. Моя личная жизнь - это моя жизнь, я не собираюсь посвящать его во все подробности.   
 
          8.07.08. Ирине Седых.
     К делу. Посылаю ещё две части романа. Чтобы увлеклась и больше не приставала. Письма твои недатированные получил. Сидел под кустами в парке и почитывал тайком. Всё радость.
    Ириша, вот ты и получила весь текст романа. О технологических нюансах. У меня в тексте все сноски нормально нумерованы, а здесь – ерунда какая-то “римская”. Если будешь читать с “компу”, как ты выражаешься, то ставь курсор на сноску, и чуть вправо. Образуется окошечко, а там текст сноски. То же и со сносками внизу страницы ( со “звёздочкой”). Вообще, для нормального человека эти “отсылы” не нужны. Но для гурманов – требуются.  По поводу книги – Полине, твоей дочери в Узбекистане. Чего же её через Америку гонять? Давай адрес – отошлю. Слова добрые найду.
    Письма мои, может, и отличаются от других, только какая мне “выгода”?
    Роман надо читать в распечатанном виде, полёживая на диване, но 500 страниц превратить в бумажный носитель – это очень захотеть надо.
    Ладно, пока, Ириша.
    
    Я складирую все твои письма,
Прочитаю и в папку кладу.
А недавно не мог и помыслить,
Что тебя в этом мире найду.                Ю.

          И33.  12.07.08
Привет Юра! Сегодня суббота, с утра с хорошим настроением села смотреть эл.почту, открыла одно письмо - из России, от русского человека, в каждом слове по две ошибки - читать противно. В другом письме такой черный юмор, прочитала и не знаю: то ли оскорбиться, то ли посмеяться. В третьем письме сообщают о смерти хорошего знакомого. А тут и твое письмо "поспело".

    
 17.07.08. Ирине Седых.
          Чтобы увлеклась и больше не приставала.
 Вот эти слова (подчёркнутые) и не дают мне покоя всю неделю. Совсем уже чувство меры потерял со своим дурацким юмором.
Ириш, ты прости. Я не хотел тебя обидеть.                Ю.

И34. 19.07.08
Привет Юра! Получила твои письма. Сегодня вечером уезжаем с Николаем на два дня в штат Вискансин, это где-то час езды от нас, там "культурно-отдыхательная" зона, приеду в воскресенье поздно и сразу на работу. Сейчас много писать не буду - нет времени. Ты пишешь, какая тебе "выгода" от писем, а какую бы ты хотел выгоду?

19.07.08. Ирине.
                И.С.
               
     Я с разных серверов всё шлю тебе приветы,
понять пытаюсь: с кем ты? кто ты? где ты.
И не на все вопросы я нахожу ответы.
Лишь полвесны прошло, как мы нашлись. И лето -
естественно, пройдёт. И, как набатом,
нам осень возвестит, что юность не возвратна,
что лето кончилось, и завершились жатвы,
а мы не спасены, и нет пути обратно.
И прав Екклесиаст, а мы не вправе,
пришедшие к разбитой переправе
искать паром, который, всех отправив,
нас позабыл на разных берегах. Оставив
     жить. Уплыл с буксиром,  чтобы на зиму в низовье,
под мрачным берегом, железным изголовьем
стать капитану. Да под вои вдовьи
Всю зиму льдом греметь. А по весне изгоев
из разных стран соединить друг с другом,
если дождутся. Или без спасательного круга
не бросятся до срока  в эти воды - с испуга,
что не хватит силушки  дождаться  друга.               

 Вот и пытаюсь иногда спасаться юмором, а он бывает неудачным, как в предисловии к посланной ранее третьей главе романа моего многострадального. Удачи тебе, Ириша, во всём.                Ю.

23.07.08. Ирине и, отчасти, Николаю (мурманскому).
Тебе, Ира, надо начинать телефонный разговор со мной с фразы: «Я 43 года не  любила этого абонента. И сейчас не люблю. Не пользы ради, а интереса для общаюсь…» Тогда и разъединять не будут. Тем более, если я скажу парольные слова: «Господи сохрани Америку». Кстати, где тут обращение, запятые - где? Не знаю. Может быть, уже твёрдое: «Господь сохранит Америку»? Раз в твоих цитатах отсутствуют знаки препинания.

Никаких выгод, Ириша, я со своих писем не ищу. Нет здесь подтекста. Расскажи кому всю эту диалектику – не поверят. Вся выгода, что ты есть – мне и славно от таких находок. Я столько раз тебя терял. А нашёл лишь раз. А ты в штат Висконсин. И что теперь делать: тебе, мне? Кто это скажет? Получил твоё письмо вчера (Ольга затормозила – умная женщина), и, конечно, расстроился. Пошёл и напился … чаю зелёного у знакомых азербайджанцев. Часа три сидел:  чайник за чайником. Думал. Смотрю: жена идёт через парк, от внучек. Позвал. Ещё два чайника опрокинули. Ей такая радость, что не спиртное. Редко у нас теперь стали такие рандеву.
Ира, милая ты моя знакомая, ты пишешь, что Юля заметила изменения в тебе. Тут пришёл к внучкам, Дашка (ей 4) говорит мне: «Дед, ты такой грустный.  Нет.  Даже - печальный». Она забавная, моя тундрячка ( если ты читала мой рассказ) корни её отца Руслана, прослеживаются неплохо. Упрямая. Если не согласна  с чем, то говорит: «По-мойно…» Я ей месяц доказывал, что надо говорить: “по-моему”, еле переубедил, с наглядными примерами. Но обиду затаила.
Теперь обращение к Николаю.
          Я не знаю Вашей фамилии.
Уважаемый Николай! Ваше преимущество в том, что:
-живёте в Америке;
-можете контактировать вживую;
-любить не виртуально;
-Ваше счастье, что Вы одиноки (последний довод кощунственный, не приемлимый, парадоксальный, - но это так).
Опять старый спор: физики и лирики. 1:0 в Вашу пользу. Но жизнь не закончилась.
Иру берегите, раз уж она Вам встретилась. Не в лотерею же выиграли. Я уже один раз Её прошляпил. Потом ещё… Не моя вина. Жизнь такая. Жестокая. Чего теперь.
Думаю, что Она любит живое слово, не техническое. Ей все эти Ваши “прибамбасы” про + и – до лампочки Эдиссона.  Так что напрягитесь, мистер Николай, о чём шептать на ухо будете. Кстати, если не в курсе. Нобель завещал, что никогда математику не стать лауреатом его премии. Их и нет за все годы. Знаете, почему?

До свидания, Ириша. Наверное, помолчу дней десять. Если выдержу.          Ю.