Сказание о Лилит

Галина Гурьева
Площадь шумела , мычала, блеяла. Но больше были слышны возгласы пастухов и детский плач. Сегодня, когда день становился равным ночи, всё окрестное население  собралось возле храма великой Нинлиль, божественной супруги бога воздуха, покровителя людей и всего среднего мира Энлиля, дабы почтить богиню в её день. Бородатые пастухи, одетые в козлиные и бараньи шкуры, опирались на длинные посохи. Каждый из них привёл с собой козлёнка или барана в жертву богине, а некоторые и молодого бычка. Если не принести жертву, богиня может обидеться, и скотина перестанет приносить приплод. А гибель скота – это гибель всей семьи.
Женщины с детьми толпились на другой стороне площади. Они пришли просить богиню уберечь уже рождённых детей, и даровать им ещё сыновей. Нинлиль почиталась как богиня любви и плодородия, охранительница матерей и особенно детей. Она помогала роженицам, дарила сыновей и дочерей жёнам. И поэтому была особенно почитаема. Жертвенных животных они не привели. Это дело их мужей попросить богиню, не только о скотине, но и о собственной семье. Им важно было подойти под руку богини, показать ей своё потомство, поблагодарить её и попросить и дальше хранить их детей и даровать им новых.  Добрая богиня всегда откликалась на такие просьбы, и в семьях, где почитали Нинлиль, дети умирали редко, а рождались часто.
Перед глинобитным храмом стояла статуя Богини. Она была изображена  в тонкой тунике, не скрывающей соблазнительные очертания её тела: высокую грудь, способную вскормить многочисленное потомство, широкие бёдра, облегчающие деторождение. Туника была укорочена спереди, так, что были видны кончики босых ног божества. Левая рука властным жестом указывала на стоявшую рядом чашу, в которую сливали кровь жертвенных животных, а правую богиня как бы возлагала на голову, подходящих к ней женщин, благословляя и защищая их. Голова богини была украшена сложной причёской,  а   на молящихся смотрели мудрые и добрые, всё понимающие глаза, выполненные из драгоценных сапфиров глубокого синего цвета. Но главным украшением богини были крылья, распростёртые за её спиной. Они были чуть-чуть расправлены, ровно столько, чтоб создалось ощущение, что божество сейчас взлетит. Ей, владычице воздуха, любви и  деторождения, покровительнице сущего мира, как и её супруг, крылья были необходимы.
Всё шло как обычно. Мужчины по очереди подводили животных к чаше, где жрец ритуальным ножом перерезал горло жертве, а пастух, стоя на коленях, пока в чашу лилась кровь, молил богиню помочь ему и семье. Просьбы были однообразные. Все хотели одного и того же: сыновей, здоровья, богатства. Те, кто уже принёс жертву, отходил в центр площади, и молча наблюдал за остальными. После жертвоприношения должен был состояться молебен и всеобщее угощение мясом жертвенных животных, которых уже слуги варили и жарили во внутреннем дворе храма.
Вдруг в конце площади послышались крики, через толпу пробирались юноша и девушка.
- Нинлиль! Спаси нас! Мы любим друг друга! – кричал юноша.
- Лиллит! Помоги нам! - взывала девушка.
Почти по пятам молодой пары бежала погоня. Толпа расступалась перед влюблёнными, и сразу смыкалась за их спинами, задерживая преследователей. Все знали, что Нинлиль покровительствует влюблённым. И если они успеют обнять ноги богини, то уже никто не сможет их разлучить. Молодые были из разных племён. Юноша был шумером, а девушка из племени иври, поэтому в её устах имя богини звучало как Лиллит. Вот пара достигла статуи, и в изнеможении припала к ногам богини. Погоня остановилась в нескольких метрах. Теперь беглецы были под защитой Нинлиль, и попытка их разлучить могла вызвать жестокий гнев богини, а ещё и гнев толпы, которая вполне могла растерзать того, кто посмел бы нарушить волю божества.
- Что привело вас к ногам Великой Богини, - вопросил подошедший жрец.
- Любовь,- смело отвечал юноша. Мы хотим пожениться, но родители не  разрешают.  Мы из разных народов, но мы любим друг друга.
- Богиня помогает любящим сердцам. Готовы ли вы прожить всю жизнь рядом?
- Да!
- Готовы ли вы с любовью растить дарованных вам детей?
- Да!
Жрец продолжал задавать вопросы, положенные по ритуалу бракосочетания. У ног богини всегда заключались браки, только вот пары соединяла не столько любовь, сколько воля родителей. Нинлиль благословляла и такие браки, но все знали, что приведённые сюда силой любви пары, особенно дороги ей. Ибо она сама внушала эту любовь! И помогала влюблённым преодолеть все преграды.
Ритуальные вопросы закончились.
- Великая Богиня скрепляет ваш брак. Отныне вы муж и жена. И теперь вы должны принести ей свою жертву. Ты, - жрец обратился к юноше, -посвятишь Богине своё впервые извергнутое семя. А ты, - он повернулся к невесте, - кровь твоей девственности.  Это самая угодная жертва для Нинлиль. И она благословит вас потомством.
- Проводите пару в жертвенную комнату.
Подошедший служка взял молодых за руки и повёл внутрь храма, где было несколько тёмных комнат для молодожёнов. Таинство зачатия должно совершаться в темноте.
Всё было кончено. Толпа прокричала славу богине и вернулась к жертвоприношениям и благословлениям. Небольшая группа преследователей покинула площадь. Люди расступались перед ними и провожали взглядами, когда злобными или злорадными, но были и сочувственные. Межплеменные браки многие не одобряли.
Седобородый старец причитал:
- Ах, Сара, Сара! Что ты наделала! Племя предала….Отреклась от нашего Создателя…  А как я теперь Мойше в глаза смотреть буду…. И насколько большие откупные он потребует? Серебром или скотом?
Сара с рождения была просватана за сына Мойши. И теперь тот мог потребовать большой откуп за нарушенное обещание.
- Отец! Почему ты остановил нас, когда мы хотели оттащить её от идола? Гнева Лиллит испугался?
- Нет. Гнева ложных богов я не боюсь. А у них все боги ложные. Только наш Создатель – единственный Бог. Я побоялся гнева толпы. Они убили бы нас, если б мы осквернили их идола. А попытку увести Сару, они восприняли бы как осквернение.
- А почему Создатель не уничтожит  идолов, кумирни, капища?
-Это должны сделать сами люди. Вот когда все они придут к истинной вере и поклонятся Создателю, тогда и разрушат капища.
- Ну да, разрушат! Вон как они Лиллит поклоняются, какие хвалебные песни ей поют…
- Пусть пока поют. Она у них и роженицам помогает, и детей оберегает. А мы распустим слух, что она вредит роженицам и детям, несёт им смерть и страдания. Что она блудница, сеющая раздор. Что ни один мужчина не может перед ней устоять, а насладившись им, она его превращает в своего вечного раба, или убивает.
- Но нам никто не поверит. А блудница у них Инанна, или Иштар, как её ещё называют.
- Ещё как поверят. Всегда есть женщины, умирающие родами. Всегда есть умершие младенцы. Вот тут и надо сказать о том, что это сделала Лиллит, изобразить её хитрой змеёй. Потом пойдут слухи, разговоры. И мало кто знает, какая из ложных богинь блудница, а какая – верная жена. Народов много, все их зовут по-разному, и приписывают им разные возможности. Вот мы и поможем людям разочароваться в Лиллит.
- Отец, а откуда вообще она взялась? У Создателя нет жён и детей. А женщину Он сотворил из ребра мужчины.
- А мы запишем в священной книге, что прежде Евы была Лиллит. И что её, как и Адама, сотворили из праха земного, чтобы она стала тому женой. А она отказалась подчиняться. Тогда Создатель проклял её и отправил на небо, превратив в звезду. А Адаму дал другую жену, из его же ребра.
Сыновья слушали отца , раскрыв рты.
- Какой ты мудрый, отец! Но как ты можешь знать деяния Создателя?
- Не могу. Неисповедимы пути Господни! Но его деяния записывают люди. Вот и мы так про Лиллит напишем. Уж очень крепко в неё верят и благословляют. Что б укрепить веру в нашего Создателя, надо уничтожить влияние Лиллит. А ради этой цели все средства хороши.

Прошли тысячелетия, и план старика исполнился полностью. Люди забыли о Великой Богине. Осталась только строчка в священной книге. Имя Лилит обросло легендами, в которых в ней видели злого духа, убивающего и калечащего детей, блудницу, лишённую понятий морали и совести. Она ведь не вкусила запретный плод, как Ева, а значит не ведает Добра и Зла. В  ней нет греха, ибо она не знает, что такое – грех.
 И только в государстве Урарту, нынешней Армении, сохранили почитание Лилит, как хранительницы семьи и детей. Ну да Урарту, спрятавшись в горах Кавказа, было очень далеко от Двуречья, где и разыгралась эта древняя и всё-таки вечная драма, когда белое представляют чёрным, и заставляют народ поверить в это.
 Что поделаешь, если и сейчас считают, что цель оправдывает средства. И что историю можно перекраивать как лоскутное одеяло.
И какова же цель?