Дети Арбата. Анатолий Рыбаков

Антон Шишкодремов
По мере нового осознания произведения неотвратимо и постепенно накатывает мысль, что подобные, практически автобиографические "Дети Арбата", по меньшей мере не скромны. Варю Рыбаков откровенно списал с собственной сестры, выразив в этом надежду, что со временем она придет к своему Саше. Саша, естественно, он сам. Восхваление обоих героев почище сладостной песни любви Дюма по отношению к дАртаньяну. И это при том, что дАртаньян - есть порождение Дюма, но с самим Дюма имеет мало общего. Разумеется, в итоге сестра Рыбакова доживала свой век в одиночестве, всеми покинутая, что автор не преминул сообщить общественности. Не только об этом в виде разногласий между братом и сестрой, но и многое другое. Разумеется, это сугубо его версия. Несмотря на то, что образ Вари нарисован очень по-рыбаковски - очень точно, очень достоверно и очень полно. Единственный момент, который режет глаза изначально, - сестра любит тех же авторов, что и брат. Понятно, что книги читали в то время совершенно одинаковые (сейчас тоже), но слишком уж акцентировано внимание на ярком индивидуализме и пресловутой возможности выбора.

Впрочем, автор частенько выдавал за желаемое то, чего не могло быть, лишь бы это устраивало читателя. Тем более, что Варя, отмороженная красотка (себя Рыбаков тоже считает красавцем, вот уж не знаю) с непонятно откуда взявшимися понятиями чести и антисоветскими замашками, ближе к концу повествования ударными темпами вдруг стала правильной и до убожества советской. Здесь уже явный перебор. Подобное переплетение образов родной сестры, придуманной Вари и фантазий самого Рыбакова чудовищно и чем-то в этой части напоминает Арцыбашева. Тот, правда, прямым текстом предложил своему Санину вступить в связь с сестрой. Неприятный отпечаток накладывает и гнусный сериал "Дети Арбата", снятый после смерти автора, с кривлянием и искажением существовавших персонажей главными героями. Понятно, что трилогия вообще не о Варе и Саше, но все же.

Рыбаков также по стопам Салтыкова-Щедрина изобразил своего Иудушку, которому дал имя Юра Шарок. Иудушка у него предсказуемо надел форму сотрудника НКВД. Сам Салтыков-Щедрин был в этом отношении осторожнее, ибо Рыбаков слишком уж приблизил к себе своего Шарока, чуть ли не думал за него, чем показал собственную возможность думать подобным образом. Древнее противостояние рогов светлого и темного когда-то похерил Шерлок Холмс, отправившись на преступление ради светлой цели. К сожалению, у нас не Бейкер-стрит, а потому просто поменять на время знак минус на плюс не удастся. Есть мнение, что, например, гомосексуализм бывает только со знаком минус. В смысле, нельзя быть гомосексуалистом частично, а только с более категоричными оценками.

Своему "секрету власти интеллигентов" над людьми Рыбаков сам и подготовил ответ в характеристиках о самом себе типа "знает все, хоть и не читал". Автор, который всегда писал о народе простом и для народа простого, сам так простым народом и не стал. Зато очень просто написано. Но простота эта кажущаяся, нет той задушевной мужицкой ясности, есть только прекрасно вдалбливающая определенность. Из Рыбакова вышел бы прекрасный педагог. Впрочем, он из него и вышел, идеализировав такого реалистичного на самом деле Мишу Полякова, сделав нелепую честность Кроша понятной всем, привив Саше Панкратову чуть ли не евангелический облик. Книжный рыцарь, боец с мельницами, который устройство мельниц изучал на практике, неутомимый генератор пламенных идей - на таких и держится идеология. Наша тоже частично подпирается книгами Рыбакова, хотя тот и ушел уже корнями в историю. "Детьми Арбата" - особенно. А насмешка "самый умный", конечно, никакая не насмешка, а очень доброе подтрунивание над человеком, которого не хочешь обижать. У него, естественно, есть более узкие места, но он нарочно подкидывает читателям свой любимый порок. Обижать самого себя было бы глупо, также, как и читателю не хочется расчленять любимого писателя.

Арбат, столь романтизированный Рыбаковым, воспетый певцами, где открылся второй по счету МакДоналдс в СССР, давно утратил свое великолепие. Следы глобализации, утлые иностранцы, что по привычке туда прутся, невозможность въезда и вообще нечего там делать. Переулок Виктора Цоя, где прикладывался к стене каждый раз, оккупирован алкоголиками. Пара театров нарочно в центре улицы проживут и без нас. Весь мир - театр, где свободные места только на балконе 4 яруса. Странно, но выжил "Босфор", занимающий особую нишу в моей памяти. Свой Арбат есть в каждом городе, гопники Бродвея и внебрачные дети улицы Красных Фонарей. Почти Дети Арбата тоже. Закончил лирическое отступление.

Чем еще замечательны "Дети Арбата" и их автор? Рыбаков искренне отстаивает авторские права. Идеи по Рыбакову принадлежат тому, чей мозг впервые пришел к их осмыслению. Если бы он еще данную категорию перевел в материальное сам, а не с помощью предполагаемых благ, которыми потом пользуются те, кто идеей воспользовался. Бессмысленная справедливость существует только в школах на уроках математики. Напоминает гоблинов с их притязаниями на меч Гриффиндора. Типа "он наш, но мы только будем так считать издали. "

В итоге "Дети Арбата" лучше всего отражают свой временной отрезок в истории страны, выглядят как сказка про репку, которой пичкали в детстве абсолютно всех, но не факт, что новые поколения хоть как-то их оценят, особенно в тот счастливый миг, когда им настойчиво предложат новую, совсем неальтернативную историю России.