Автограф Юлиана Семенова

Виктор Минаков
   Я стал замечать, что мой внук, Алексей, частенько копошится в шкафу с довольно серьезными книгами. И мне это нравится: молодежь в наши дни занята поголовно планшетами, мобильными телефонами, а тут, посмотрите-ка, – книги!
   В шкафу, отдельно от изданий, полученных по подписке, стояло несколько книг и журналов, подаренных авторами. И они оказались предметом внимания повзрослевшего внука.

- Дед, ты разве дружил с Юлианом Семеновым?.. – однажды спросил он меня. - Это тот, кто написал про «Семнадцать мгновений весны?..»
   В руках Алексея находились журналы «Молодая гвардия», в которых был напечатан роман Юлиана Семенова «Пароль не нужен».
- Он много книг написал. - сказал я, и, немного смущенный категорическим словом «дружил», уточнил: - Приходилось общаться.
- Но он пишет здесь даже: «Со старой дружбой!!!»
   Внук говорил про автограф Юлиана Семеновича, оставленный им в этом журнале. Он действительно писал там о дружбе, и о добрых отношениях в будущем.
- Я польщен такими словами, - отвечал я уклончиво, и рассказал о контактах с этим замечательным человеком.
   Весной 1965 года, в разгар весенней путины, мне, недавно избранному секретарю партийного комитета рыбоконсервного комбината, позвонили из обкома КПСС:
- К вам собирается писатель Семенов. Хочет познакомиться с волжскими рыбаками. Его сопровождают наши товарищи. Примите их там, как положено, как принимаете почетных гостей.
   Гостей мы всегда принимали достойно. Краснознаменный наш комбинат, был издавна известен в стране, и часто нас навещали авторитетные люди: журналисты, артисты, поэты, художники. Теперь вот - знаменитый писатель.

   Юлиан Семенович приехал на обкомовской «Волге» в сопровождении инструктора обкома, и корреспондента областной газеты. Мы познакомились, поговорили немного на дежурные темы, потом инструктор спросил утвердительным тоном:
- Так мы вас здесь оставляем?.. Нам сообщат, когда за вами приехать.
…Корреспондент сделал несколько снимков, и сопровождение уехало. А мне Юлиан Семенович сказал, что намерен несколько дней провести среди простых рыбаков. Желательно инкогнито. Вероятно, для какой-нибудь своей новой задумки.

   В тот же день на катере с подводными крыльями я отвез его на самую дальнюю тоню. Здесь мне пришлось согрешить: солгать рыбакам, что привез инженера по механизации ручного труда. Рыбаки, чей труд был ручным и тяжелым, отнеслись к такому специалисту радушно. Через три дня, как и было условлено, я приехал за ним уже на баркасе.

…До комбината было далековато – больше четырех часов хода, и нам удалось и познакомиться лучше, и откровенно поговорить. Обращались мы друг к другу на «ты» и просто по имени.
- Масса удивительных впечатлений, - так отозвался Юлиан Семенович о своем пребывании среди рыбаков. – Плохо мы все-таки знаем русского мужика. Тут есть над чем хорошенько подумать…
   Он не стал распространяться на эту глубокую тему.

   Когда наш баркас подходил к пристани комбината, там уже стояла обкомовская машина: за Семеновым приехали. Мы с ним по-приятельски попрощались, и больше нам не приходилось общаться.

   Я погрузился было в приятные воспоминания, но Алексей не позволил мне сильно расслабиться.
- Он написал что-нибудь после этой поездки? – последовал его нетерпеливый вопрос.
- Конечно. И многое. Но вот есть ли о рыбаках – я точно не знаю.
- А дальше-то как у вас было? – тормошил меня внук.
- Примерно через неделю после его отъезда мне из обкома прислали вот эти журналы и фотографию, где я знакомлюсь с Юлианом Семеновичем. Ее сделал корреспондент областной газеты. Отличная была фотография: там мы пожимаем руки друг другу и улыбаемся.
- И где же она?..
- Вот фотографии, к сожалению, нет. Кто-то из наших хороших знакомых ее своровал…
- Вор не бывает хорошим, - презрительно заметил мой внук.
- Я имею в виду степень знакомства: не каждому даешь в руки семейный альбом.

   Алексей переснял из журнала портрет Юлиана Семенова и его драгоценный автограф.
- Я их напечатаю на фотобумаге и вставлю в красивую рамку, - сказал он.- Будет отличная память!.. Буду показывать и рассказывать всем!
- Со временем, достанутся тебе и журналы, - пообещал я.
   По тому, как радостно блеснули у внука глаза, я понял, что эти предметы станут ценной семейной реликвией.

Август 2017 г.