Друскининкай - падение и начало взлёта. Ч. 2

Эми Ариель
                Продолжение.
Начало
http://www.proza.ru/2017/08/15/37
         
                О советском периоде развития курорта Друскининкай я не буду распространяться по той причине, что личных впечатлений у меня практически нет, а официальная информация доступна всем в интернете и без меня. Статистика говорит за себя – курорт процветал, получил всесоюзную известность и признание.   Мне практически не довелось  там побывать в этот период, если не считать две однодневные вылазки на пару часов в 80-е годы.  Это было связано с нашими семейными традициями и возможностями. Кроме того тогда не практиковали столь популярные теперь короткие поездки на несколько дней, и вообще попасть туда не было так просто – путевку получить было проблематично. О Друскининкай  слышали хорошие  отзывы от наших московских, питерских и белорусских родственников, которые там подолгу отдыхали и дикарем, и по путевкам-курсовкам (отец ещё, помню, по своим каналам  помогал доставать).  Наша короткая экскурсия в Друскининкай оставила приятные впечатления – уютный ухоженный городок, много санаториев, лечебниц, все работало и приносило пользу.

                С развалом СССР началась новая эпоха, по всей стране прокатилась волна разрушения и разграбления  курортов во всем бывшем СССР. В 90-е годы обстоятельства у меня так сложились, что мне не довелось  побывать    в эти годы в курортных местах, и  только в 2000 и в 2001  году я после долгого перерыва вновь попала в Друскининкай.

                Приятно, конечно, было погулять по набережной возле спокойного Немана, полюбоваться на высокие берега, неизгладимое впечатление произвела эта «оглушительная  тишина» у большой реки,  журчание  маленькой речки Ратничеле, притока Немана, дивный воздух, в общем, всё то, что дала этому месту природа.  На озере Друсконис на катамаранах катались люди, а причудливые берёзки мыли свои косы в его водах. Но  чувствовалась запущенность, заброшенность во всем. Прекратилось железнодорожное сообщение с городом – грустно было смотреть на пустой перрон и запущенное здание железнодорожного вокзала.  Если помните – железнодорожное сообщение ещё со времён Пилсудского шло через   белорусскую станцию Поречье, где происходила смена направления движения.  Теперь же на пути поезда стала государственная граница, и железнодорожное  сообщение стало невозможным.  В 2003 году железнодорожные пути вообще разобрали, а  позднее  на месте станции разместился кемпинг.

                Чувствовалось , что созиданием в 90-е годы тут не занимались. Но город понемногу начал оживать.  Этот процесс  связан в большой мере с деятельностью  местного  «грибного короля», предпринимателя Вилюмаса Малинаускаса и мэра Друскининского самоуправления, его сына Ричардаса Малинаускаса.
              В  2000 г.  во время первой поездки в Друскининкай мы посетили  находящийся в 7-10  км  от  города парк Груто. В то время он только открылся и сразу стал центром притяжения туристов, давшим толчок развитию города.  Основателем парка стал друскининский предприниматель Вилюмас Малинаускас. Парк расположен на болотах Дзукийского национального парка, здесь же большой дом самого предпринимателя.

                Несколько слов о происхождении парка. Когда в 90-е  годы обезумевшие фанатики на всем постсоветском пространстве начали сносить и крушить советские памятники и символы,  многие из них постигла печальная судьба.  Однако в Литве все сложилось иначе. В 1989-1991 г.г. много идеологизированных памятников были демонтированы и в отсутствии установленного порядка хранения, лежали сваленные на складах и во дворах, чаще всего на территориях предприятий коммунальных хозяйств.  Более того, здесь же валялись в хрущёвские годы демонтированные памятники Сталину. При таком хранении многие скульптуры были испорчены, к ним подбирались торговцы металлом, в будущем им грозило уничтожение, как в других постсоветских республиках.   Были разные предложения по этим скульптурам, министерство культуры  в 1998 г. даже объявило конкурс, который выиграло предприятие “Hesonos klubas”, расположенное возле Друскининкай в деревне Груто. Руководитель его  Вилюмас Малинаускас предложил устроить экспозицию скульптур без привлечения финансовой помощи государства, исключительно за частные средства, полученные из семейного грибного и ягодного бизнеса. В предложенном проекте акцентировалось значение нового объекта туризма для развития региона южной Литвы. И предприниматель не прогадал.  Было спасено от уничтожения культурное наследие советского периода, парк стал приносить значительный доход хозяевам, а регион получил  новый центр притяжения туристов и много новых рабочих мест.  Друскининкай стал оживать.

            Скажу пару слов о грибном и ягодном бизнесе в этих краях. Дело в том, что Дзукия (так называется эта историческая область Литвы) издавна славится своими грибными и ягодными лесами, бывшими традиционным источником заработков  местных жителей. Не особенно плодородные земли в этих краях, а вот лес помогал. Даже поговорка есть шуточная : «если бы не грибы и не ягоды, дзукийские девки бы ходили голые». (Jei ne grybai ir ne uogos, dzuku mergos butu nuogos, литовск.)   В Варене, районном городке по соседству  с Друскининкай есть даже памятник грибнику с корзинкой грибов.  Малинаускасы же основали крупное предприятие по заготовке и переработке даров леса, которое позволило им занять серьезное положение в бизнесе.  Сын В. Малинаускаса  Ричардас в Друскининском самоуправлении с 2000 г.,  много лет занимает должность  мэра города.
В следующей части мы с вами отправимся  на прогулку по парку Груто.

Продолжение
http://www.proza.ru/2017/08/19/1691


Фотоколлаж  автора