Влияние каждого из этапов бизнес-процесса и маркет

Третьяк Михаил
Влияние каждого из этапов бизнес-процесса и маркетинга на результативность работы предприятий в рыночной экономике изменяется вместе с эволюцией их производственного потенциала и изменениями соотношения "спрос – предложение"

Анализ литературы и обобщение информации, позволили сформулировать гипотезу, по которой этапы бизнес-процесса разных предприятий (снабжение - производство - сбыт) имеют разную актуальность для обеспечения его эффективности в целом. В этой связи система менеджмента конкретного предприятия должна усиливать или уменьшать контроль каждого этапа. Для этого ей необходима количественная оценка качества реализации этапов снабжения, производства и сбыта, уровня развития миксов маркетинга, влияния их взаимосвязей на результаты функционирования бизнес-процессов. Следует отметить, что влияние каждого из этапов бизнес-процесса и маркетинга на результативность работы предприятий в рыночной экономике изменяется вместе с эволюцией их производственного потенциала и изменениями соотношения "спрос - предложение". Сначала развивалась концепция управления, ориентированная на усиленное внимание к этапу производства. Пока предложение продукции по интенсивности было меньше спроса, главные решения были связаны с максимальной загрузкой производственных мощностей, а главными специалистами, которые определяли эффективность бизнеса, были технологи и организаторы производства. Увеличение насыщенности рынка товарами вызывало необходимость усиления внимания к функции сбыта. Поиск новых рынков сбыта для традиционных товаров усилил роль в деятельности предприятий работников отделов сбыта. Дальнейшее развитие рынка, конкуренции, запросов и требований покупателей вызывали необходимость усиления внимания к функции маркетинга, которая позволяла согласовать интересы покупателей и интересы предприятия на рынке. Эти изменения ориентаций обусловливались, в основном, научно-техническим прогрессом, развитием обобществления производства через его специализацию и кооперацию, формированием рынка покупателя. Рынок постепенно напитывался товарами, повышались требования потребителей к качеству, рослая конкуренция, объективно возникла потребность в ориентации всех этапов бизнес-процессов на рекомендации маркетологов, что обеспечивало их эффективность в целом.

Ситуация на отечественных предприятиях в современный момент критическая по многим причинам. Но все они связаны более-менее с нарушением внешних связей предприятия с поставщиками сырья, потребителями готовой продукции, отсутствием у них эффективных информационных систем. Это неминуемо влечет финансовый кризис в виде взаимных неплатежей, падения объемов производства, обусловливает выпуск некачественных товаров, далеких от норм мировых стандартов, задержку с выплатами заработной платы, а значит, падение платежеспособного спроса, разрыв воспроизводительных процессов.

Эти особенности отечественной экономики обусловливают необходимость формирования некоторой собственной концепции управления предприятиями, какая бы соединила в систему наиболее целесообразные элементы существующих управленческих ориентаций и определила те элементы маркетинга, внедрение которых в практику управления предприятием способствовало бы возобновлению воспроизводительных циклов их капитала. В процессе разработки такой концепции к определенным для рыночной экономики ориентациям управления бизнес-процессами на производство, сбыт и маркетинг необходимо (принимая во внимание особенности ситуации в стране) прибавить и снабженческую ориентацию. Ведь в материально- техническом обеспечении отечественных предприятий всегда существовали проблемы даже во времена господства командно-административного стиля управления государством. Кроме них, появились новые проблемы, связанные с организацией самостоятельного поиска предприятиями рынков сырья, материалов, комплектующих изделий.