Одиночество болезнь или тропинка к Богу?

Анастасия Алексейцева
«Боюсь одиночества…  С детства не люблю оставаться дома одна. Когда сильный дождь или ветер, на улице темнеет, особенно остро переживаешь «тет-а-тет» с миром вокруг себя, с тишиной и безмолвием. Становится тревожно по всем направлениям жизни, теряешь покой и веру. Последнее потерять страшнее всего, …я понимаю это спустя уже много лет. Я понимаю так же, что одиночество – это выдуманное состояние, иллюзия. Мой выбор так чувствовать и так жить. Но иногда этот призрак преследует меня, пугает как когда-то в детстве, замораживает веру и любовь…»

Такое разное одиночество…

Это самые первые мысли, которые пришли мне в голову об одиночестве. Не рассчитываю приблизиться к истине в этом вопросе, не претендую на нишу «мудрейших», но это «моя правда», моя система координат.
 А вот ещё чьи-то мысли: «Моё одиночество родом из детства. Маме не до меня, она вечно занята. Чувство потерянности, ненужности. Вечное ожидание мамы...в садике, у бабушки с дедушкой, в больнице. Мама рядом и я уже не одинока! Мама это целый мир! Это Бог!
Я в начальной школе. Прихожу со школы в пустой дом...пусто в доме и пусто в душе. Тишина гробовая. Пусто и страшно... Включённый свет и телевизор создают иллюзию, что ты не один. Только страх и тревожность никуда не уходят.
...так хочется от этого избавиться! Появляется муж, дети! А чувство одиночества не исчезает. Пустота не заполняется. Пустота растёт. Одиночество в семье - это очень горько. Застолья, компании, праздники! Но ты чувствуешь себя лишним. Понимаешь, что это все суррогат и очень хочется чего-то настоящего.
Обретая веру в Бога, я полюбила одиночество! Я не одинока. Со мною Бог, Ангел-хранитель! Мне не надо заполнять электрическим светом и телевизором тишину. Так приятно посидеть в ней. И темноты я уже не боюсь…»
Здесь к состоянию тревоги и страха присоединилась пустота, которая не отпускает человека даже, когда он по факту не один.
Вот интересный «детский» опыт переживания одиночества: «Впервые сознательно я почувствовала одиночество примерно в четыре года. Ощущение на физическом уровне, что я, как шарик воздушный, наполняюсь. На самом деле ничего не происходило. Я сидела одна в своей комнате и мне просто было хорошо, удивительно от «наполненности» необъяснимым явлением. И так происходило несколько раз, но с возрастом все реже и реже. А вот недавно, когда я начала ходить на исповедь, это явление повторилось, и я почувствовала на секунды, что как будто раздваиваюсь и наполняюсь, как в детстве. И ещё всегда было ощущение наблюдения за мной. Даже попадая в трудные обстоятельства с угрозой для жизни, я выходила «сухой» из воды и мне думалось: «Что это?!  Какой-то  авторитетный инкогнито меня выручает». Даже приходили мысли, как из мыльных опер, что у меня может быть есть другой биологический отец, влиятельный и вовремя умеющий «подкорректировать» события. После 40 лет я сопоставила всё в одну картинку. Это было откровением о настоящем Отце Небесном. Одиночество есть, но и есть чувство присутствия Его».
Оказывается, не все ассоциируют одиночество со страхом. Бывает, что человек с детства любит это состояние тишины, наполненности и с любопытством относится к нему. А бывает очень конкретное и взрослое понимание «одиночества», когда человек может «математически» объяснить это явление в своей жизни: «Для меня одиночество- это отсутствие рядом близкого человека. В моей жизни - это муж. Видимо так сложилось, но с мамой у меня никогда не было доверительных отношений, да и с папой тоже. Но я их в этом не обвиняю, я знаю, что они меня любят, и я их тоже люблю. В полной мере я ощутила это чувство, когда он был на реабилитации, и мы не виделись 9 месяцев. Вначале не было возможности даже звонить друг другу, т.к. батюшка не разрешал. Помню постоянный ком в горле, пустоту. И только с Божьей помощью я пережила это тяжёлое и в то же время очень полезное для меня бремя».
А кому-то проще выразить свои чувства стихами:
«Одиночество мое сложное,
Словно в омут меня несущее...
Мне с тобой и тепло, и холодно
Голова то вверх, то опущена…».
***
Люди вкладывают разный смысл в понятие «одиночества» и соответственно по разному переживают это состояние души. На самом деле, оно так мало зависит от того, есть у тебя семья или нету, есть вокруг тебя друзья, коллеги по работе, приятели, знакомые или они отсутствуют. То есть это скорее внутреннее, духовное состояние, нежели определенные обстоятельства жизни. Человек может быть одиноким в толпе, а может быть «не одиноким» в пустой, звенящей тишиной комнате. И второй важный момент, человек может страдать от одиночества, а может любить его всем сердцем. Попробуем с Божьей помощью разобраться, когда одиночество болезнь, а когда спасение души, тропинка к Богу.

Болезнь или спасение…

Актуальной и в то же время парадоксальной проблемой современного общества является одиночество. Парадокс в том, что вокруг каждого из нас есть определенный круг людей и практически невозможно быть одиноким. Но несмотря на это почти каждый человек хоть раз испытывает чувство оставленности и ненужности. Это происходит при трагических обстоятельствах жизни (смерть близкого человека); в процессе деструктивных взаимоотношений (ссоры, конфликты, предательство, оскорбления); в силу определенных качеств характера (замкнутость, молчаливость, стеснительность), а так же из-за «тупика» в попытке обрести смысл жизни (депрессия, уныние, внутренняя пустота, разочарование). Такое «одиночество» сопровождается плохим настроением, вялостью и усталостью, апатией и грустью. И с точки зрения христианства является следствием грехопадения человека. Игумен Нектарий (Морозов) пишет: «…до грехопадения человек был способен постоянное присутствие Бога в своей жизни ощущать непосредственным образом, что сейчас нам удается очень-очень редко и в самой минимальной мере. Как только человек расторг единение с Богом, он стал одинок. Поэтому сколько бы вокруг ни было помощников или близких людей, пусть даже по-настоящему любящих, внимательных, заботливых, — все равно пока человек живет на земле, одиночество в какой-то степени будет его уделом. Ведь даже самые близкие и дорогие люди, которые нас понимают и дают нам столь необходимое тепло, не могут постоянно быть рядом, не могут в полной мере избавить нас от ощущения одиночества. Потому что в сердце каждого есть такая глубина, на которую вместе с ним ни один другой человек спуститься не сможет. И это глубина не радости, которую мы все-таки можем с кем-то разделить. Это глубина скорби. Когда мы испытываем скорбь, предельную душевную боль, то оказываемся один на один с бездной собственного страдающего сердца».
Это состояние сердца сложно назвать душевным здравием. Но любая болезнь заставляет человека лечиться. Борьба за «мир сердца» дисциплинирует его, делает более стойким, более мужественным, отсекает суету этой жизни и возвращает его к Богу. Именно на самом дне одиночества человек становится способным встать на тропинку своего спасения. С этой точки зрения одиночество – великое благо. Блаженный Августин писал: «Бог сотворил нас для Себя, и дотоле мятется сердце мое, доколе оно не успокоится в Боге моем». Люди очень часто говорят о внутренней пустоте, переживая одиночество. Но не все понимают, что эта пустота, эта бездна наполняется лишь вечностью Бога. И пока человек не обретёт Его, он будет страдать и мучиться.
А что значит обрести Бога? Это значит поставить Его во главу своей жизни, вместо денег, карьеры, репутации, собственных детей, себя в конце концов. Это поверить в Его замысел на твою жизнь, план, который был еще до сотворения мира. Поверить и не противиться. Нектарий (Морозов): «Есть воля Божия, которая дает нам лучшую из тех возможностей, которую мы могли бы обрести в этой жизни. И если мы чего-то не получаем, то одно из двух: либо у Бога какой-то другой план в отношении нас, либо в нас самих есть что-то, что мешает Богу дать нам желаемое и просимое».
Это и есть тропинка спасения человека, когда вдруг разрушающая сила одиночества, становится чудесным образом, созидающей силой любви. Об этом пишет апостол Павел: «…любящему Бога всё содействует ко благу (Рим. 8, 28) Человек так устроен, что одни и те же вещи могут убить его или спасти. Зависит это от умения и способности увидеть в происходящем «руку Господа». Одиночество может стать для человека лучшим временем для молитвы, для созерцания красоты Божьего мира, для восстановления жизненных сил. Все мы прекрасно знаем, как ценили это время, великие святые преподобные: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ефрем Сирин и другие.

***


В заключении хочу стать по-человечески ближе к опыту великих святых, через опыт простых людей, живущих рядом: «В моей душе образовалась дыра размером с Бога...и я начала её Им заполнять. И заполнила ...Сейчас всё иначе. Многое пересмотрела в своей жизни. Проблема одиночества в моём случае не проблема, а возможность…  Возможность духовного роста и более внимательного изучения себя. Теперь, когда у меня ещё имеется настоящее понимание "одиночества", так это просто вызывает недоумение, ведь рядом всегда и везде Бог, Ангел-Хранитель...оно в принципе невозможно, даже если очень захотеть. Нет его… одиночества, просто не существует!!!» Не правда ли эти слова лучшее подтверждение сказанному выше. Еще понравились такие мысли: «Уединение люблю, но знаю, что если мне вдруг станет тревожно, или потребуются силы, я смогу подойти и обнять человека близкого, родного, а может попытаюсь даже едва знакомого… и может в этот момент у меня появится шанс не стать одиноким?»
Радостно. Люди умеют быть рядом с Богом. Умеют быть тёплыми, светлыми, добрыми, а главное… одинокими.

P.S.: Выражаю слова благодарности Евгении Мусориной, Наталье Поздеевой, Наталье Завьяловой, Анжелике Исаевой, Альбине Хутинаевой, Марине Галлямовой, Ксении Куклиной за помощь в написании статьи.