Вечная любовь. Фрагмент повести

Людмила Ивановская-Васильченко
Большой праздник в семейном клане это целый спектакль со своим сценарием! Но наступает момент, когда у гостей и хозяев душа просит песни…
К этому моменту я ухитрялась незаметно проникнуть под гостевой стол! (Все дети - в отведенном для них месте, даже на глаза взрослым попадаться нельзя!)

Первую песню обычно заводил самый старший из дядюшек, бывалый казак. Пел один, медленно, в полной тишине. Это была казачья походная. Ее подхватывала мужская половина гостей. Пели на два голоса с подголосками. Потом голосовая мощь нарастала: звучали песни казачьи боевые, маршевые!

 Звонко присоединялась женская половина, и начинало ликовать великое многоголосие. Хор был хорошо спетый. Все друг о друге знали, кто на какие импровизации способен! Помню одного своего дядюшку, большого любителя пения, у которого совершенно не было слуха. Ему петь вместе со всеми запрещалось. Он пел «поперек»! Он запевал потом по просьбе гостей – соло, чтобы всех развеселить! Почему всем смешно, он не понимал.

Пели о родине, о войне - разлучнице, о победах и потерях. Конечно же, о любви и предательстве. Заканчивалась эта могучая хоровая стихия веселыми, шуточными песнями с танцевальными выкрутасами, с гиканьем, хлопаньем и художественными свистами…

В этих застольных песнях жила история живых людей: молодых и старых, героических и несчастных…

Трудно передать, какие эмоции переживал шести -семилетний ребенок, находясь в эпицентре этого театрального действа. Помню, мне было то страшно, то весело, то грустно до слез… Иногда хотелось убежать из этого ограниченного, громогласного пространства. Тогда я крепко закрывала уши ладонями…
Один раз мне показалось, что вся песенная красота надо мной поднимается ввысь, как зонтик, отрывая от земли широкий гостевой стол и меня в самое небо…
Я поняла, что засыпаю, и уткнулась в отцовские колени! Спящую, отец достал меня из-под стола и отнес в дом…

Наверное, в такие моменты в душе маленького человека пускает корень Любовь. Любовь к родине, к истории ее людей, и прорастает то, что потом назовется патриотизмом…