Колесо

Куликов Сергей
Кто изобрёл колесо? Об этом не знает никто, и никто никогда не узнает! Правда, в общих чертах, учёные пришли к выводу, что колесо изобрели шумеры, но кто и когда - об этом история умалчивает.


Шашу лежал на своей циновке. После тяжёлого рабочего дня, даже шевелится не хотелось. Рядом стонал Самут. Ему было очень плохо. Сегодня они вдвоём носили тяжёлые кирпичи для строительства дворца своего хозяина. Шубаш, хозяин более пятидесяти рабов, в число которых входили Шашу и Самут, строил жилой дом, скорее похожий на храм. Шашу и Самут таскали тяжёлые кирпичи, глину и песок для этой стройки с поймы реки. На берегу реки рабы из глины и тростника делали кирпичи. Под жарким, палящим солнцем кирпичи из глины, в вперемешку с тростником, высыхали и уже готовые кирпичи надо было перетаскивать к строительству храма. Работать начинали, когда солнце только всходило и заканчивали, когда солнце садилось далеко за песчаными холмами.
 
Шашу и Самут таскали тяжёлый груз с помощью двух жердей и натянутой между ними бычьей шкуры. За день успевали сделать ходок 15-16, но и этого было достаточно, чтобы к концу дня силы двух рабов были на исходе. Самут был старше Шашу на несколько лет и к вечеру уставал намного больше, чем Шашу.

Строительство храма велось уже несколько лет. Шубашу не терпелось поскорее переселится в новый дом, и он всячески подгонял главного архитектора Сашита с постройкой своего дома. Однако, Сашит не торопился с выполнением порученного задания. Он прекрасно знал, что пока ведутся строительные работы, он ни в чём нуждаться не будет. Шубаш будет ему платить, пока не закончится строительство.
 
За всё время строительства храма, в царство мёртвых, ушло несколько десятков рабов. Вот и сегодня, похоже, пришёл черёд Самута. Даже при тусклом свете масляной лампы, тёмная кожа Самута побледнела и на ней выступили крупные капли пота. Шашу, как мог, вытирал холодный пот с тела Самута и регулярно подносил к его иссохшим губам глиняную посуду с водой. Но это нисколько не облегчало страдания Самута и ближе к утру, Самут перестал дышать и отправился в царство мёртвых.

Утром, надзиратель за рабами, кстати, такой же раб, только стоящий на ступеньку выше, удостоверился, что Самут действительно покинул этот мир и ушёл в царство мёртвых. Надзиратель отправился доложить хозяину, не забыв, однако, выгнать Шашу на работу. Шашу покорно взял носилки и отправился за очередным грузом. Нагрузив носилки, Шашу задумался над тем, как он будет переносить тяжёлый груз, без своего постоянного напарника. Ни надзиратель, ни главный архитектор не удосужились поставить к Шашу другого раба в напарники.

Шашу попробовал один тащить носилки. Он встал спереди носилок, где всегда стоял Самут, и потащил их к стройке. Противоположные концы носилок впились в глинистый грунт и за Шашу по земле потянулись две борозды. Сегодня Шашу смог только три раза притащить носилки на стройку, на большее у него не хватило сил. Вечером надзиратель высек его плетью за то, что он мало принёс кирпичей на стройку. Шашу хотел было возразить, что он один не в силах перемещать такой груз, но кто будет спрашивать раба, что он может, а что нет.

Полночи Шашу провёл в раздумье, как же ему облегчить свой тяжёлый труд. Без Самута таскать тяжёлые кирпичи от реки, было очень трудно, а в напарники ему вряд ли кого-нибудь поставят. Об этом его уже предупредил надзиратель. Шашу надо было искать какой-то другой способ перетаскивания тяжестей.

Утром надзиратель дал Шашу большую корзинку с лямками, для переноски тяжестей. За день он сделал 15 ходок, почти столько же, сколько он делал совместно с Самутом. Конечно же, перенесённый груз, в общей сложности, был меньше, чем за столько же ходок, когда он работал в паре с Самутом. Однако, в пересчёте на одного человека, Шашу сегодня перенёс камней больше чем, когда он работал в паре с Самутом. Вечером у Шашу болели плечи и ноги сильнее, чем обычно. Шашу долго не мог заснуть, думая о том, как облегчить свою тяжёлую участь.

На следующий день Шашу подглядел, как другие рабы передвигали тяжёлый ящик с кирпичами, подкладывая под низ круглые деревянные жерди. Ящик с лёгкостью передвигался на какое-то небольшое расстояние, двигаясь по округлым деревянным жердям. Шашу подумал: «А что если и мне приделать к моей корзине какие-то круглые бруски? Может тогда, я смогу не таскать на себе тяжёлую корзину, а передвигать её?» Эта мысль засела у Шашу в голове.

Последующие несколько дней Шашу постоянно думал о том, как же приспособить круглые деревянные жерди к днищу корзины. Однако, никакой путной мысли в голову не приходило. В короткие вечерние часы отдыха, когда после тяжёлого трудового дня ещё не хотелось спать, Шашу чертил на земле щепкой какие-то рисунки, которые, перед тем, как лечь спать, аккуратно стирал.

В один из вечеров отдыха, Шашу пришла мысль, сделать круглые диски. Однако, возникла другая проблема, из чего их сделать? В его каморке, возле циновки, лежал один из катков, который подкладывали под тяжёлый ящик. Шашу взял валик и при тусклом свете масляной лампы стал со всех сторон его рассматривать. Внезапно, очередная мысль осенила Шашу: «А что, если от круглого валика аккуратно отрезать кусочек и в середине сделать дырку. Потом в эту дырку вставить другой валик, поменьше? Этот круглый кусочек будет вращаться на другом валике, а тот валик закрепить как-нибудь на корзине для переноски тяжестей». Но дальнейшие раздумья Шашу подсказали, что круглый кусочек от катка будет слишком маленьким. Вот если бы где-то найти толстое дерево и от такого дерева отрезать круглую лепёшку, тогда бы, возможно, что-то и получилось.

К сожалению, большие и толстые деревья в Междуречье были большой редкостью. Их по реке сплавляли откуда-то с верховьев и стоили они очень дорого. Шашу опять загрустил. Очередную идею: сделать круглые диски из камня, Шашу после недолгого раздумья отверг, так как в местности, где он обитал и строился храм для Шубаша, камней не было. Камни были на далёкой родине Шашу, где-то в горах, откуда его ещё ребёнком угнали в рабство. В какой стороне была родина Шашу, он даже сейчас приблизительно не мог показать. Наполнив глиняный сосуд водой, он с жадностью выпил воду и уставился на глиняную посуду. У него в руках была крепкая чашка. Правда, она не была круглая, как хотелось бы Шашу, но ведь можно же вылепить из глины круглый диск нужного размера. Да и отверстие в середине сделать проще простого. Пока глина сырая, проткнуть слепленный диск, хотя бы тем же катком. Потом диск высушить и попросить гончара сделать обжиг этого диска. Должен был получиться крепкий и твёрдый диск, который можно было бы прикрепить к корзине для переноски кирпичей.

Целую неделю Шашу изготавливал два круглых диска из глины. Они получились ровными с аккуратными отверстиями посередине. Вечером, когда уже все рабы отдыхали по своим каморкам, Шашу незаметно пробрался к гончару, такому же рабу Шубаша, который постоянно работал в гончарной мастерской. Гончар посмотрел на глиняные диски Шашу и спросил, для чего тому понадобились такие диски. Шашу ответил прямо, не таясь, что такие диски он хочет приделать к своей корзинке для переноски тяжести, чтобы не так сильно уставать, таская целый день тяжёлый груз. Гончар покачал головой, поцокал языком, а потом сказал, что эти диски хоть и будут твёрдыми, но они быстро сломаются. Обожжённая глина крепкая, твёрдая, но очень хрупкая. Гончар посоветовал Шашу обратится к плотнику, чтобы тот ему сделал деревянные диски. Шашу довод гончара убедил, и он решил, что в самое ближайшее время, как только удастся выбраться незаметно из своей конуры, поговорит с плотником.

Плотник Пашар был уважаемым человеком в городе. Он не был рабом, но когда-то в молодости он им был. Когда его хозяин умер, наследник отпустил Пашара на волю. А потом Пашар, не без помощи наследника своего бывшего хозяина, открыл свою мастерскую. К плотнику часто приходили рабы от своих хозяев с различными поручениями, и он с ними общался, как с равными. В один из вечеров Шашу удалось встретиться с плотником, и он ему поведал о своей задумке. Пашар долго думал, чесал затылок, разглядывая принесённый Шашу глиняный диск. Потом сказал Шашу, что он попробует что-то сделать, но не так быстро. Изделия из дерева были очень дорогими, а у плотника, в свободном обращении, никаких деревянных заготовок нет. Обычно ему приносили уже какую-нибудь деревянную заготовку, а он потом колдовал над ней, выполняя прихоть заказчика.

Прошло несколько дней и Шашу дали знать, что его хочет видеть Пашар. Шашу выбрал удобное время и незаметно появился в мастерской у плотника. Пашар показал, какой он сделал диск. Диск был небольшой, в две ладони шириной с аккуратным отверстием точно в центре и толщиной в два пальца. Шашу внимательно разглядел диск и остался доволен работой плотника. Но Шашу хотел иметь два одинаковых диска, однако Пашар сказал, что вряд ли сможет изготовить второй диск, поскольку очень ограничен наличием нужного материала. Шашу такое известие огорчило. Будь у Шашу два диска, их было бы легче прикрепить к корзине для переноски камней.

Шашу проявил смекалку и, всё-таки, приладил один диск к днищу своей корзины. Катать корзину с тяжёлыми камнями стало легче, но тяжёлая корзина всё норовила опрокинуться. Одного диска было явно недостаточно, хотя перемещение кирпичей для строительства храма хозяина стало намного легче. В первый же день Шашу принёс к стройке в полтора раза больше кирпичей, чем обычно. Надсмотрщик, который вёл учёт доставки кирпичей на стройку, всё аккуратно фиксировал. Шашу, после работы, дали дополнительную порцию вечерней еды за хорошую работу.

Прошло несколько дней и как-то вечером в лачугу, где обитал Шашу и ещё несколько рабов, зашёл помощник хозяина в сопровождении надсмотрщика, производившего учёт переноски кирпичей. Помощник хозяина пинками разогнал рабов по углам лачуги и подошёл к корзине Шашу. Перевернув корзину, стал внимательно разглядывать прикреплённый к днищу корзины диск. Подёргал за диск, проверяя, крепко ли он закреплён к днищу корзины, крутанул диск несколько раз и, удовлетворённо хмыкнув, вышел из лачуги.

На следующее утро на строительстве дворца появился хозяин Шубаш. Позади него стоял архитектор Сашит, а уже за Сашитом стоял помощник хозяина. Втроём, с высокого пригорка внимательно смотрели, как рабы таскают кирпичи с поймы реки, как другие рабы эти камни обрабатывают и ещё одна группа рабов укладывала обработанные камни в стены дворца. Шубаш, не поворачивая головы, что-то изредка говорил архитектору, а тот извиваясь ужом, что-то ему отвечал. Наконец Шубаш увидел, как раб, по имени Шашу, катит тяжёлую корзину гружёную кирпичами. Уже обращаясь к своему помощнику, указал посохом на раба и приказал, чтобы раб остановился и поставил свою корзину на землю.

Шашу моментально повиновался, поставил корзину, упал на колени и уткнулся лицом в землю. Шубаш не спеша подошёл к корзине с кирпичами и попробовал её сдвинуть с места. Однако корзина была настолько тяжела, что он оставил эту затею. Сказал своему помощнику, чтобы тот приказал сдвинуть корзину рабу. Шашу поднялся с колен, подошёл к корзине, чуть-чуть её наклонил и встал в позу, в которой он перекатывал корзину. Шубаш жестом показал, чтобы раб тащил свою корзину. Шашу протащил свою корзину несколько шагов, но Шубаш вновь потребовал остановится. Раб остановился и снова упал на колени, а голову опустил к земле.

Шубаш повернулся к архитектору Сашиту и помощнику. Архитектор и помощник с почтением склонили головы готовясь слушать своего хозяина. На лице у Шубаша была мечтательная улыбка, а в глазах блестели весёлые искорки. Видимо Шубаш что-то просчитывал в уме и уже принял какое-то решение. Сказав помощнику несколько слов, Шубаш обратился к архитектору и стал опять тому выговаривать, что стройка храма продвигается медленно. Сашит, как всегда, начал оправдываться, ссылаясь на тяжёлый труд рабов и их малое количество.

Помощник хозяина, тем временем, подбежал к Шашу, стегнул его плёткой и приказал быстро разгрузить корзину с кирпичами, а потом с пустой корзиной опять подойти к хозяину. Когда Шашу подбежал с пустой корзиной к хозяину, то велел перевернуть корзину и показать прикреплённый механизм к днищу корзины. Внимательно осмотрев диск, крутнув его на оси несколько раз, удовлетворённо хмыкнул, молча повернулся и удалился. Вслед за ним засеменили мелкими шажками архитектор с помощником.

Утром, как обычно, надсмотрщик выгнал Шашу на работу, но в этот раз надсмотрщик посмотрел на раба безразличным взглядом и ничего не сказал. Только жестом указал, что тому надо работать. Когда Шашу третий раз возвращался с поймы реки с полной корзиной кирпичей, у строящегося дома он заметил хозяина и его помощника. Они стояли под навесом в тени и смотрели, как рабы перетаскивают тяжести. Шашу разгрузил свою корзину и направился за следующей порцией кирпичей. Однако, помощник хозяина быстро подбежал к Шашу и, на всякий случай, стегнул его плёткой по спине. Шашу хотел было ускорить шаг, видимо полагая, что он не слишком быстро идёт с пустой корзиной, но помощник хозяина остановил его и велел подойти к хозяину. Шашу повиновался и упал в ноги перед хозяином.

- Кто тебе изготовил эту штуку? – с улыбкой, не предвещающей ничего хорошего, спросил раба Шубаш.

- Мой хозяин, диск мне изготовил плотник Пашар. Я виноват и готов понести заслуженное наказание. Плотник Пашар ни в чём не виноват, он только выполнил мою просьбу, - ответил Шашу, не поднимая глаз от земли.

- Я не собираюсь наказывать ни тебя, ни тем более плотника Пашара, который не является моим рабом. Я только хотел узнать, кто придумал это хитрое приспособление к твоей корзине для переноски тяжестей, - тихим голосом произнёс Шубаш.

- Я, мой повелитель, - кротко ответил Шашу.

- Интересно, как ты, раб, мог додуматься до такого? Неужели ты думаешь, что ты умнее своего хозяина? – глаза Шубаша вспыхнули злыми огоньками.

- Нет, мой повелитель, я так не думаю. Я просто хотел облегчить свой тяжёлый труд, вот и попросил плотника изготовить круглый деревянный диск с дыркой, - смиренно промолвил Шашу.

- Ладно, не бойся. За свою хитрую придумку вечером получишь дополнительную чашку еды, - Шубаш в задумчивости почесал свою чёрную бороду, - Адад! – уже обращаясь к своему помощнику, громко сказал Шубаш, - Ты слышал, что я сказал?

- Так точно, мой повелитель! Я всё слышал и будет всё так, как вы сказали, - с подобострастием преклонился перед хозяином помощник.

- Так вот повелеваю, этого раба на сегодня освободить от работы, пусть идёт отдыхает в свою лачугу. Найдите и приведите ко мне в дом плотника Пашара. Я хочу с ним переговорить и сделать кое-какой заказ. Понятно! – строго посмотрел Шубаш на своего помощника.

- Всё сделаю, мой хозяин! – помощник поклонился Шубашу и удалился выполнять поручение.

Тень от дома переместилась совсем недалеко, когда перед Шубашем в почтительном поклоне согнулся Пашар. Плотник был вольным человеком и долго склонятся перед Шубашем не стал. Выпрямился во весь свой огромный рост и спросил:
- Зачем звал, уважаемый Шубаш? Обычно заказы делают твои люди и сами приходят ко мне в мастерскую. У меня много работы, а я отвлекаюсь на твою просьбу прийти к тебе.

- Не сердись Пашар. Мне необходимо поговорить с тобой о твоём будущем. Я желаю, чтобы твоё ремесло процветало, а ты стал бы богатым человеком, хотя бы таким, как я.

- Уважаемый Шубаш, я и так не бедствую. Вполне прилично зарабатываю на хлеб и работа у меня всегда есть.

- Ты меня не понял, плотник. Я хочу, чтобы мы работали вместе. Я тебя буду обеспечивать необходимым материалом, инструментом, заказами, в конце концов, а выручку будем делить между собой. К тому же я могу тебе выделить в помощники столько рабов, сколько тебе нужно для выполнения заказов.

- У меня есть один помощник и мне другие помощники не нужны.
 
- Ладно, открою тебе один секрет. Я хочу наладить изготовление круглых дисков, таких, как ты сделал моему рабу. Он очень правильно поступил, приладив диск к своей корзине. Он стал приносить больше кирпичей за один день. Вот я и думал, что ты мне поможешь делать такие диски, а мой раб будет придумывать, как их крепить к различным корзинам, носилкам. Я отдам тебе этого раба в полное твоё распоряжение.

- Но, уважаемый Шубаш, для изготовления прочных дисков мне понадобится древесина и другие материалы.

- Вот! Я тебе и предлагаю сотрудничество. У тебя будет всё: материал, древесина, металл, уголь всё, что тебе нужно для работы. У меня есть возможность всё это доставлять в наш город. В короткое время мы обеспечим наш город необходимым количеством круглых дисков и приспособим их для перевозки тяжестей. Представляешь, как облегчатся и ускорятся работы по перемещению различных грузов, - уговаривал Шубаш Пашара.

- Можно я подумаю дня два? Всё-таки, решение о таком сотрудничестве принимать не просто, - попросил Пашар.

- Ладно, думай два дня, не больше. Если через два дня ты мне ничего не скажешь, я буду считать, что ты согласился. Ты не пожалеешь о нашем сотрудничестве, - Шубаш подал знак рукой, что разговор закончен.

          Пашар не пришёл к Шубашу через два дня, зато Шубаш с самого утра заявился в мастерскую Пашара в сопровождении помощника и раба Шашу.

- Ты не пришёл ко мне и не сказал, что ты решил, плотник, - вместо приветствия сказал Шубаш, - поэтому я сам пришёл к тебе, поскольку наш договор вступил в силу. Теперь мы будем работать вместе. Ну, не я, конечно, а вот, мой раб будет у тебя помощником. Если тебе мало одного помощника, я могу прислать в твою мастерскую ещё двух-трёх рабов, которых ты можешь использовать по своему усмотрению. Для того, чтобы ты мог расширить свою мастерскую, я тебе даю десять сиклей серебра. Приобретай необходимые инструменты. Один лунный месяц труда одного раба стоит один сикель, так что я тебе даю хорошую сумму для поднятия твоего хозяйства. Завтра же я займусь поставкой в твою мастерскую необходимого сырья. Подготовь список необходимых материалов. Мой помощник Адад поможет тебе в этом деле. Сегодня он останется работать с тобой, - не прощаясь, Шубаш повернулся и удалился из мастерской Пашара.

- Хозяин сказал, чтобы я остался с тобой работать. С чего начнём? – спросил Адад.

- Это он тебе хозяин, а для меня Шубаш партнёр, - осёк Адада Пашар.

- Хорошо, пусть будет партнёр, - согласился Адад, - так с чего мы начнём?

- Ты мне не помощник, - Пашар нахмурил свои густые брови, - позови лучше Шашу, я с ним буду советоваться.

- С простым рабом ты будешь советоваться, а на меня внимания не обращать?
– с елейной улыбкой спросил Адад.

- Он лучше соображает в деле, которым нам предстоит заниматься. А ты сегодня будешь только смотреть и молчать, раз Шубаш тебя оставил здесь. И попрошу – не мешай нам. Если что-то понадобится, я тебе скажу, а пока сядь в уголке и молчи, - Пашар строго взглянул на Адада.

- Хорошо-хорошо, Пашар, сяду вот тут и буду тихо сидеть, раз тебе моя помощь не нужна, - Адад сел поудобней в дальнем углу и закрыл глаза.

          Пашар подозвал к себе Шашу и они о чём-то долго беседовали около верстака. По всему было видно, что Пашар относился к Шашу не как к рабу, а как к равноправному партнёру. Закончив разговор, Пашар подошёл к Ададу и сказал, что он берётся выполнять заказы, которые ему принесёт Шубаш.

- Дорогой Пашар, заказы тебе буду приносить я, а не хозяин, - с ехидной улыбкой произнёс Адад.

- Я тебе уже говорил Адад, что Шубаш твой хозяин, а не мой. Для меня он просто партнёр! И не важно, кто будет приносить заказы, сам Шубаш, или ты, его слуга. Для меня важно, чтобы заказы были каждый день и, конечно же, материалы для выполнения этих заказов. Это будет его обязанность в нашей договорённости о совместной работе. Иди и скажи своему хозяину, что я жду от него заказы и материал. Инструменты я сам приобрету на рынке. А сейчас займусь той работой, которая у меня есть, - Пашар махнул рукой Шашу, призывая его следовать за собой.

          Шубаш оказался хорошим партнёром. Буквально через месяц он завалил всевозможными заказами Пашара. Материал, а это были в основном брёвна, которые доставлялись по реке из её верховьев, складировался возле мастерской. Необходимые инструменты для обработки древесины, Пашар приобрёл на деньги, данные ему Шубашем. Пашар расширил свою мастерскую и даже нанял для работы местного кузнеца, поскольку некоторые заказы нуждались в металлической отделке.
 
          Благодаря установленным круглым дискам на корзины для переноски тяжестей, строительство дворца Шубаша заметно ускорилось, к большому неудовольствию архитектора и руководителя стройки Сашита. К очередному разливу реки Шубаш уже планировал поселится в своём новом комфортабельном жилище. За несколько месяцев совместной работы с Пашаром, Шубаш умножил свой капитал в несколько раз, да и Пашар стал намного богаче. Молва о чудесной мастерской разлетелась по округе, и потенциальные заказчики сами потянулись из соседних поселений и городов. И вот уже по равнине Древней Месопотамии стала подниматься пыль из-под колёс первых повозок, перевозившие различные грузы. Появились первые наезженные колеи пыльных дорог, соединявшие одни поселения с другими. Быстрые колесницы перевозили знатных вельмож из одного древнего города в другой, не утруждая последних в верховой езде.

          На тростниковой циновке, в своей лачуге, чему-то загадочно улыбался во сне престарелый раб Шашу. Его дни были сочтены - он медленно умирал. В последнее время, только Пашар иногда заглядывал в лачугу к Шашу, сидел у его изголовья и подолгу о чём-то думал, бесшумно шевеля губами. Пашар тоже был уже немолодой, но пока ещё руководил работами в своей мастерской, хотя сам инструменты в руки не брал.

          Появление простого колеса, способствовало развитию различных ремёсел в Древней Месопотамии. Колесо было применено в гончарном круге, мельнице, прялке, токарном станке, в ирригационных сооружениях. Изобретение колеса дало толчок к развитию науки в целом. Цивилизация Древнего Шумера набирала обороты.