Учитель

Варда Корбаш
     Комиссия сельской школы, определившая, что  для первого класса Мари достаточно развита, состояла из  двух педагогов начальных классов, с Амалией  Степановной и Макаром Леонтьевичем.
Поселок, где жила Мари был маленький, детей  в школу набиралось не более одного класса в год,  потому  первоклашек определяли поочередно два педагога. В этот раз набирал Макар Леонтьевич. Мари могла еще год, а то и два, посидеть дома, в те времена с шести лет мало кого отдавали в школу, особенно в селах, но родители решили, раз она такая смышленая, то пусть учится.
Перед школой  Мари занималась в подготовительной группе  у Амалии  Степановны и мечтала дальше учиться у нее, узнав о том, что ее определили  к Макару Леонтьевичу, расстроилась. Ни смотря на это, ей очень нравилось учиться, и она с большим удовольствием ходила в школу, программа начальных классов сдавалась ей легко. С одноклассниками проблем почти  не возникало. Вот только, как бы она не старалась, Макар Леонтьевич оценку выше четверки ей никогда  не ставил. Порой  она думала, что он просто ее недолюбливает, и оценки ставит явно не по знаниям, а по социальному положению.
Мари была из многодетной семьи, не богатой. Родители трудились в колхозе и старались сводить концы с концами, чтобы дети не чувствовали недостатка. Она о своих переживаниях никому не говорила,  не умела жаловаться. Проблемы пыталась решать сама, своей детской головой. Однако отношения с учителем  никак не складывались, и занятия в школе постепенно стали превращаться  для нее в пытку.  Мари старалась не терять уважение к Макару Леонтьевичу, как и полагается  ученику, но в глубине в души  чувствовала  к нему  неприязнь и холод.
В поселке с большим почтением относились к труду Макара Леонтьевича. С первого дня обоснования школы он работал в ней. Так как квалифицированных кадров после революции не осталось, учителем мог быть любой более-менее умеющий читать гражданин. Мари часто слышала от односельчан, как те с восхищением говорили в его адрес "всего два класса образования, а какой Педагог!".  И ей приходилось непроизвольно соглашаться с мнением общества.
Очередная незаслуженная четверка по математике вывела Мари из равновесия, набрав смелости, она  спросила у учителя «Почему четверка, у меня ведь ни одной ошибки?», на что получила  довольно бессмысленный на ее взгляд ответ – «В задаче  буква «Е» написана без черточки» Вчера, когда она пришла в школу, сложное домашнее задание кроме нее никто в классе не сделал. Макар Леонтьевич не поверил, что та решила самостоятельно, ведь более смышленые  ученики, не сумели справиться. Вызвал ее к доске. Мари решила  домашнее задание и справилась с теми задачами, которые дал Макар Леонтьевич для проверки ее знания. После чего она уверенно села на свою парту в ожидании долгожданной пятерки. И вот сегодня перед ней вновь лежит тетрадь с оценкой хорошо. «Какая-то недописанная черточка? Какое отношение это имеет к математике?» недоумевала Мари.
В такие моменты она переживала и жалела о тем, что родители так рано отдали ее в школу. «Если бы на год позже» с горечью думала она, «занималась бы теперь у любимой Амалии Степановны». А порой даже фантазировала остаться на второй год, чтобы перейти в ее класс.   
У Мари постепенно разрушалось и без того хрупкое чувство уважения к педагогу, и единственным желанием становилось скорее закончить начальную школу. Возможно, она потом и забыла бы о своих детских  переживаниях, или посчитала бы их не обоснованными по отношению к учителю, если бы не один маленький инцидент в третьем классе, в конце учебного года. 
Не разобравшись в слове, во время урока, Мари  кинула записку однокласснице с просьбой объяснить, в ответ получила «Ты дура» возмущенная Мари ответила тем же, и несколько раз они, грубя друг другу, перекинулись записками. Какие только шалости не делают дети в школе по своей неопытности и недопониманию. Может более мудрый педагог решил эту проблему по другому, учитывая, что перед ним совсем еще дети, но Макар Леонтьевич прихватив записку, потребовал встать участников переписи. И даже не разобравшись в ситуации, глядя на зачинщицу сказал, «от тебя я такого не ожидал, а у нее….». Мари готова была  понести любое наказание за свой поступок, только бы не услышать от учителя эти слова. Слова, которые на всю жизнь острой болью врезались в ее детскую душу. «А у нее вся семья такая»-грубо бросил он.

     Нет! Веру в педагогов Мари не потеряла. Сколько прекрасных учителей встретила она за свои школьные годы, с каким уважением и восхищением относилась к ним, сохраняя в душе прекрасные воспоминания на всю жизнь. Только того первого, она так и не простила за несправедливое оскорбление ее семьи.
 
    Чтобы стать хорошим  педагогом,  размышляла учительница  начальных классов - Мари  Максимовна, кроме высшего образования и многолетнего опыта, всевозможных званий и титулов, необходима еще огромная душа.  Душа, в которой найдется место для любого ученика.