Рисунки на асфальте ч. 3

Ольга Сергеева -Саркисова
 

 Позднее, в других странах я встречала много подобных рисунков в Испании, Италии, Польше, Венгрии, Америке, Германии, Австрии, Кореи и Китае. Сегодня поменялась тематика и от сюжетов с Мадоннами и апостолами, перешли к более земным вариантам,спустились с небес на грешную землю в полном смысле слова. Всё чаще улицы европейских городов заполняются бассейнами с дельфинами, зубастыми акулами, взламывающими мостовые, семействами панд, жующими свой "завтрак туриста",гуляющими улыбчивыми львами, громадными лягушками, героями мультиков. Другие используют в своих рисунках архитектуру .Они  предлагают и вам рассматривать её с высоты птичьего полёта, третьи- изображают мир сказок- и здесь,конечно, пальма первенства отдаётся Алисе из страны чудес и зайцу.... Каждый художник выбирает свою тему и разрабатывает её. Многих покоряет пропасть, которая вдруг появляется у вас на пути... и возникает чувство страха, вы боитесь туда попасть, провалиться.Меня потрясли провалы на мостовой, пропасти - и если честно, мне было тоже страшно, я боялась сорваться в неё, настолько реалистично это написано. Стояла у такой пропасти и вспоминала слова Мейерхольда : " У одних вид пропасти вызывает мысли о бездне, у других- о мосте"...да, мост хотелось проложить, построить... Всё чаще стали появляться такие пропасти...есть любители полетать над пропастью...один миг и ты уже "летишь" в бездну, и хотя знаешь, что это всего лишь рисунок,-отношение разное. Лично меня что-то удерживает сделать шаг в неё ....и ты обходишь её аккуратно стороной...  не хочется падать ни в каком смысле...  Иногда хотелось остановить кого-то:-"Осторожно, не упадите!" или "Осторожно, не наступите на кудри Мерлин Монро!"…Вот вам и обманки нашего времени…
  Сегодня уже и краски улучшились, стали более стойкими и разноцветными, но дорогими, и мэры различных городов стали более лояльными. Они приглашают таких художников для росписи  к празднику того или иного города. Понятно,ведь это привлекает туристов в их город, а значит, приносит прибыль городу и государству. Город начинает становиться популярным для туристов и входит всё чаще в их маршруты. И художники становятся более популярными тоже и их искусство. Ведь все хотят не только понаблюдать за процессом творчества, но и сделать фото с кроликом и Алисой из страны чудес, с красавцем Рембо с глазами оленёнка( Столоне) и великим Де Ниро, обнять Мерлин Монро, «полетать» над пропастью,пристроиться на краю бездны, залезть на горы, погладить диковинных животных, ящериц и динозавров, лягушек и улиток- все желают сделать фото на память, прокатиться на персонажах этих картин, а для создания картины нужно порой только мелки и море таланта художника. Если повезёт, можно сделать фото с художником. Они никогда не откажут.
         Эти рисунки вызывают огромный интерес. А как их полезно рассматривать детям, которые ещё только делают первые шаги в жизни-осуществляют свой выбор...Сколько вопросов у них возникает при знакомстве с такими рисунками. При таких контактах они тоже обретают степень свободы- так как видят непривычное, и очень интересное искусство, видят отношение взрослых, учатся своему отношению к миру, становятся более независимыми и свободными, а главное, тоже хотят порисовать...Это стоит приветствовать положительной оценкой.
Во - первых, это самовыражение художника, очень талантливого и неповторимого, единственного в своём роде. Каждый делает свой выбор, выбирает свой стиль, свою тематику. Во –вторых- это говорит о независимости и свободе человека, что ценится превыше всего, особенно творческими личностями. Вот они- истинно свободные художники... и по большому счёту им было всегда всё равно, что о них скажут, это и своеобразный был вызов обществу. Не все готовы к переменам,  ведь нужно начинать с себя, это сложно многим. Демократизм прослеживается во всем : в выборе места, материала, темы, часто это искусство не оплачивается или совсем скромно получают художники за заказы украсить город к празднику и плюс всегда экстрим в какой-то степени…Сегодня эпидемия уличной живописи  распространилась на весь мир. Такую эпидемию  можно только приветствовать! Диалог художника с уличным пространством налаживается, но много ещё предстоит работы, чтобы поменять сознание зрителя...
Конечно, самое важное в работе уличного художника — процесс создания картины, возможность реализовать своё Я, да ещё с чувством юмора ... и, ещё, главное-это толпа, люди, собравшиеся вокруг и наблюдающие за процессом, как постепенно, словно собирается гигантский паззл, на тротуаре возникает картина почти из ничего.... Это атмосфера творчества- самое ценное и для зрителя, и для художника. В этом самый великий кайф для художника, да и для зрителя тоже. Ты соучастник этого действия. Душа от трепета замирает- ведь ты сопереживаешь художнику, следовательно принимаешь прекрасные « роды» шедевра, открываешь горизонты новой жизни.
    Раньше боролись с таким искусством. Боялись быть обманутыми? Просто боялись показать своё отношение. А вдруг ты попадёшь впросак? Проще быть как все...,чтобы никто не критиковал...и ты не оказался "белой вороной". Вдруг кто-то заметит, что ты боишься подойти к пропасти...и примут тебя за труса, вместо того, чтобы улыбнуться, в том числе и над собой, и подарить улыбку зрителю. Были недовольные, подключали поливальные машины, чтобы уж асфальт был асфальтом, а не художественной галереей...
Нужно ли такое искусство? Однозначно, да! Это прекрасная возможность реализоваться и принести удовольствие другим. Эстетическая ситуация всегда прекрасна! Вспомним толпы народа наблюдателей этого процесса и толпы художников, любителей украсить наш мир, поселить красоту на улицах городов. Какие они все разные! И это прекрасно. Ведь у всех своя ниша, свой горизонт. Я думаю, что «Если звёзды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно!» -как говорил наш поэт. Игра с пространством продолжается...


     17.08.2017
 На фото- фестиваль  Арт -Стрит