Каждый выбирает свою дорогу

Валентина Хрипунова
После института Ирина не стала возвращаться к родителям в Липецкую область, а перебралась из Москвы в областной городок N, где жил ее друг и однокурсник Сергей. Они уже договорились, что накопят на свою квартиру и поженятся. Из экономии жили с его родителями. Ира устроилась в проектную контору, а по вечерам сидела за компьютером, выполняя частные заказы. Сережу родители пристроили в районную администрацию, пока на рядовую должность, но с перспективой роста по госслужбе. Маме молодого человека будущая сноха (из простой семьи без связей) не очень нравилась, ее сынок – отличник и умница мог бы и поинтереснее найти, вот и ходила по квартире Альбина Михайловна, поджав губы. Ирина не сильно переживала по этому поводу. Да яркой красавицей девушку нельзя было назвать, но правильные черты лица, серьезный спокойный взгляд серых глаз, длинные русые волосы делали ее милой и приятной для окружающих. Хорошая девушка – так сказал бы любой глядя на нее. И главное, что они с Сережей вместе, у них общие цели, деньги исправно откладываются, и с каждым месяцем их личное счастье все ближе.
 
В канун нового года закружила предпраздничная суета, на работе авралы, подведение годовых итогов, беготня по магазинам. У Сергея на работе затеяли корпоратив в ресторане. Вернулся он за полночь, сильно выпивши, с мишурой на шее и пятнами на рубашке. Ира не ложилась. Ждала. Помогла раздеться, лечь и уже засыпая услышала его сонный бред: «Мариночка! Вы прелесть!» «Это все ерунда. Немного выпил лишнего с непривычки и закружила его праздничное веселье.» - подумала она и провалилась в сон, а на утро даже не вспомнила, с трудом разбудила Сережу, наспех поела и убежала на работу.
 
Праздники прошли. Опять работа. Работа. В какой-то момент Ирине показалось, что Альбина Михайловна с еще большим раздражением смотрит на нее, а еще как назло в последнее время любимый стал подолгу задерживаться на службе, говорит, что могут в должности повысить. Несколько раз приходил не трезвый, ссылался на день рождение коллег. Словно тень пролегла между молодыми людьми, но девушка гнала коварный холодок из души – просто заработались, устали, зима утомила. Скоро весна, солнце пригреет, день прибывать начнет, и все будет хорошо! Совсем недалеко от ее работы начали возводить новый дом - хороший кирпичный. Она собиралась предложить Сереже заключить договор долевого участия, ведь на стадии строительства квартиры дешевле.
 
Но все перевернулось в один миг.
В канун 8 марта Сергей пришел с работы и сразу повел Иру с кухни в их комнату. Вид у него был растерянный, немного виноватый и в тоже время какой-то холодный, совсем незнакомый.
- Нам надо расстаться – резко сказал он, потом чуть мягче добавил - ты хорошая, добрая, ты мне друг, как сестра, а Марина – она, как солнце, как вулкан! Понимаешь?
Ирина стояла и молчала. Нет! Она ничего не понимает! Какое солнце? При чем тут вулкан? А их общие цели? Квартира? Свадьба? Жить долго и счастливо! Чтоб дети, потом внуки…
- Ты меня слышишь? – переспросил он.
- А я? Что будет с нами? Со мной? – растерянно спросила она.
- Ты должна уйти. Ты не можешь здесь больше жить.
 
Все оборвалось. Бросать хорошую работу и возвращаться к родителям девушке совсем не хотелось. Квартира там небольшая, два брата подростка, а как быстро она найдет новый стабильный доход неизвестно. Позвонила Свете – бухгалтеру из их конторы, с которой сблизилась в последнее время. Та сразу отозвалась:
- Ты только там не плачь! Черт с ним - твоим Сережей. Потом локти кусать будет. Собирай вещи и приезжай ко мне.
 
Слез не было. Было холодное оцепенение. Ира машинально собирала вещи, а в голове крутились мысли: «Марина. Марина? Что-то слышала. Точно. Альбина Михайловна говорила по телефону о какой-то Марине, что та чья-то дочка, заместителя главы администрации, кажется. Конечно. Выгодная партия.»
 
Светлана жила на съемной квартире – скромненько, но чисто. Девушкой она была яркой и веселой, любила посидеть в кафе с друзьями, копить не умела, все тратила на платья, маникюр, парикмахера, отдых в Турции.
- Ира, женщина должна себя любить и ценить, быть красивой, тогда и мужчины за ней сами бегать будут! – заявила она пришедшей подруге – Ну ничего прорвемся! Поживешь пока у меня – вдвоем аренду платить легче.
 
Все 8 марта Ира проревела. На следующее утро умылась ледяной водой, чтоб немного краснота с лица спала и пошла на работу.
 
Месяц прошел как в тумане. Мысли терялись. В коллективе держаться еще как-то хватало сил, коллеги сильно в душу не лезли, но с пониманием отнеслись к некоторой нерасторопности и продолжали относиться, как к специалисту, хорошо себя зарекомендовавшему. Зато вечером слезы сами лились, не остановишь. Домашний проект сдала с опозданием на неделю.
 
Но, какие бы испытания нам не посылала судьба, молодость, оптимизм и природная рассудительность потихоньку стали восстанавливать свои позиции. Жизнь продолжается. Все живы, здоровы. Чего горевать?
 
Деньги, которые накопили, они с Сергеем поделили поровну, но на присмотренную квартиру этого не хватит, а годами скитаться по съемным комнатам совсем не хотелось. Ирина стала искать другие варианты. Присмотрела крохотную однушку, дом уже под крышу вывели, еще несколько месяцев - и сдадут. Посчитала доходы, накопления. Можно оформить ипотеку, тогда хоть и платишь проценты, но с каждой выплатой приближаешь момент, когда жилье станет твоим собственным. На первый взнос деньги есть. Пока дом к вводу в эксплуатацию готовят можно скопить на отделку. Если сократить расходы, а домашних проектов брать побольше, то уже через год можно будет переехать. И от этих мыслей как-то даже веселее на душе стало. Выставленная впереди цель словно маячок осветила дорогу.
 
Время побежало быстрее. Вечерами Светлана редко сидела дома. Время от времени она звала подругу с собой, но Ире даже нравились тихие вечера за компьютером, когда никто не отвлекает, и работа спориться быстрее.
 
Спустя полгода, дом, в котором располагалась ее маленькая квартирка, был готов, застройщик пригласил будущих собственников подписать необходимые акты и документы. Такое важное событие девушки решили отметить походом в театр. Новый сезон. Яркая премьера. Ирина, давно нигде не бывавшая, с огромным удовольствием погрузилась в жизнь сценических героев, она переживала их эмоции, готовая расплакаться или рассмеяться вместе с ними.
 
После спектакля подруги решили пройтись по центру города – сентябрьский вечер был диво, как хорош, а только что полученные впечатления требовали обсуждения. Они шли по улице в мягком свете фонарей, любуясь их искристым отражением в мокром асфальте. Мир казался прекрасным, даже волшебным, пока дорогу им не преградила, вывалившаяся из ресторана шумная компания. Молодые люди, подкалывая друг друга, смеялись резко и невпопад, так все это было резко, не красиво. Среди них был Сергей. Он с глупой улыбкой на лице, обнимал яркую брюнетку в кожаной юбке и сапожках на высоченной шпильке. Ира поразилась, ее словно ледяной струей обдало - это был совсем другой Сережа: ей не знакомый, с пустыми глазами, пошлыми манерами, чужой, совсем чужой. Подруги молча развернулись и пошли в сторону автобусной остановки. Да и что тут скажешь.
 
 ***

Ремонт. Серые бетонные стены, потолок, пол, страшные железки пластинчатых радиаторов, из электрооборудования - только щиток в прихожей, из сантехники – две трубы с заглушками в ванной комнате.  С чего начинать? Для Иры это было новой непростой задачей. Она расспрашивала всех знакомых, кто когда-либо делал ремонт, звонила по телефонам, указанным в объявлениях, в ответ мужской голос, часто с сильным нерусским акцентом, расспрашивал, чего она хочет, какие материалы, какие стены, какие потолки, называл свои расценки. И с каждым разом вопросов в голове становилось все больше и больше, а ответы не всегда находились. Кто-то работал бригадой, кто-то выполнял только отделку, а проводить электрику и устанавливать сантехнику надо будет искать других. Бригады, которые делают все, за свою работу просили дороже. Все мастера хвалили свою работу. От цен, разнообразия строительных материалов и технологий голова шла кругом. Ирине хотелось, ну как и большинству людей, затевающих ремонт, чтоб качественно, красиво, быстро, а главное в рамках скопленных денег. И тут начальница их проектной группы посоветовала ей Олега. Молодой человек делал ей квартиру пару лет назад, качеством ремонта Татьяна Юрьевна осталась довольна и на всякий случай сохранила телефон.
 
Олег оказался крепким улыбчивым молодым человеком, зайдя в квартиру, он не стал спрашивать, а наоборот, стал бодро описывать фронт работ, попутно указывая что сколько стоит. Вопросы, крутившиеся в голове девушки, сами собой находили ответ в толковых словах мастера. Ирине это очень понравилось, она даже почувствовала какое-то облегчение.
- Вы не переживайте – уверенно заявил он – сделаем хорошо. Мне клиента обманывать не выгодно. Это наши южные товарищи берут не дорого, делают быстро, не очень хорошо, иногда совсем плохо и уезжают к себе на родину. С них не спросишь. А я местный. Мне мой авторитет дороже. Хорошо сделаю – Вы меня своим знакомым посоветуете, и мои люди будут при работе.
 
Сам Олег уже не вкалывал, а набрал мужичков пошустрее и отслеживал работы, но, когда надо, ездил с клиентом на строительный рынок, помогал выбрать и закупить материалы, объяснял на чем можно сэкономить, а где лучше не скупиться. Ира несколько раз ловила себя на мысли, что ей нравиться ходить с ним по магазину, не ломать голову над прилавками с шурупами, рейками, штукатурными смесями и затирками, а наблюдать как мужчина уверенно берет то, что нужно, оставляя за ней право на выбор цвета кафеля и фактуры обоев.
 
В один из вечеров, возвращаясь со строительного гипермаркета, они застряли в пробке. Машина медленно продвигалась, что стало причиной затора было непонятно. Мокрый снег падал и сползал по лобовому окну. Красные огни впереди стоящего автомобиля расплывались в каплях на стекле. Потихоньку разговор молодых людей с вопросов о ремонте перешел на более отвлеченные темы. Олег раскрылся с неожиданной стороны, рассказывая о фильмах, которые ему нравятся, о книгах. Каждую свободную минуту он использовал для получения новой информации. Планшет, настроенный на страницы новостей о внутренней и внешней политике страны с разных сайтов, всегда был под рукой. Оказалось, что мужчина с интересом наблюдает за своими клиентами, такими разными, требующими внимания и разного подхода к каждому. Олег рассказывал всякие забавные и интересные случаи, а Ира сидела и слушала. После напряженного рабочего дня и строительного магазина ей не хотелось говорить, но ей было интересно и спокойно в этой машине рядом с этим человеком.
 
В середине марта ремонт закончили. Олег заехал за Ириной на работу, чтоб вместе осмотреть квартиру и произвести окончательный расчет. Тротуар у подъезда был покрыт мокрым льдом, и мужчина подал девушке руку:
- Давайте я Вас поддержу. Если вместе упадем, то будет не так больно и не так обидно!
- Ну это смотря кто на кого упадет – испуганно проговорила Ира, но осеклась. По весу она раза в два была легче.
 
 Квартира смотрелась совсем по-другому, она даже выглядела больше: белые потолки, светлые обои на стенах и линолеум на полу, новенькие ванна, раковина и унитаз, двери и подоконники, розетки и выключатели - Ире нравилось все! Это ее квартира. Пусть пока без мебели, но такая родная! Девушка ходила, осматривала углы, щелкала выключателями, гладила стены рукой. Немного грустно было, что ремонт окончен и, расплатившись, у нее не останется повода встретиться с Олегом. Он словно услышал ее мысли:
- Если обнаружите какие-нибудь недоделки – звоните, приедем все поправим.  И с мебелью можем помочь, кухню привезти, собрать. У меня мастер хороший. Весной заказов мало. Обращайтесь! – потом, хитро прищурив глаза, добавил – Смешно Вы пошутили у подъезда. «Кто на кого упадет.»
Ира отдала деньги, и они попрощались.
 
Такое событие надо отметить! А женщины всегда остаются женщинами. Ира со Светой запланировали поход по магазинам, а потом в кафе. Ирина давно уже ничего себе не покупала, да и вообще сильно не зацикливалась на одежде – чисто, опрятно - значит уже хорошо. Джинсы носила еще те, что купила, учась в институте. Света взяла инициативу в свои руки:
- Ты у нас теперь невеста с приданным. Тебе платье нужно, и юбочка, и блузочка, и туфли, а то влезла в свои серые брюки и гадские ботинки. Им уже место на помойке.
И ведь нашла такое платье: трикотажное полотно мягко облегало стройную фигуру, бирюзовый цвет выгодно подчеркивал нежную белизну лица и серый оттенок глаз. Ирина выглядела в нем, как олицетворение весны и юности. Бежевые лодочки завершили образ. Это была уже не девочка-подросток, а молодая очень женственная и элегантная девушка.
- Да, ты у нас звезда! – довольно заявила Светлана.
 
На работе комплименты сыпались на Ирину со всех сторон. Ей было и приятно, и немного непривычно. Правда ее новый вид мало повлиял на ее поведение. Девушка по-прежнему отдавала себя работе. Ее повысили до заместителя начальника проектной группы, и она с нетерпением ждала новой повышенной зарплаты, ведь в ближайшем строительном гипермаркете стоял, уже заранее присмотренный, кухонный гарнитур бежево-розоватого цвета в тон обоев на кухне.
 
И вот мебель на кухню заказана. Ира позвонила Олегу, попросила помочь. Через час он подъехал к ее работе. Апрельский день был теплым, асфальт уже подсох, снег оставался только в затененных углах зданий, девушка в одном платье выбежала на улицу передать ключи. Солнце золотом разлилось по ее волосам, улыбка осветила лицо. Мужчина с удивлением смотрел и даже казалось растерялся. Такой он ее не видел. Олег взял ключи, пообещал, что на следующий день все будет готово и уехал, а Ирина вернулась на рабочее место.
 
День выдался суетный. Телефон звонил не переставая. Звонили заказчики, строители, уточняли разные детали проектных решений. Конструктора из параллельной группы подходили посоветоваться по разным вопросам. Ира терпеливо всем все разъясняла. Когда перед самым обедом снова зазвонил телефон, ей не хотелось брать трубку, но увидев высветившееся имя – Альбина Михайловна, она ответила. Голос мамы Сергея ей показался подавленным, даже немного виноватым. После вежливых приветствий несостоявшаяся свекровь сказала:
- Ирочка, ну ты же Сереже нечужая. Все-таки три года дружили – не разлей вода. Помоги. Поговори с ним. Ему сейчас так плохо. Марина его бросила, и, вообще, говорят, связалась с каким-то наркоманом. А он так переживает. Нас с отцом не слушает. Он же такой хороший, умница, ведь лучше всех в школе и в институте учился. Сережа не пьяница, просто трудный период в жизни. Он может работу потерять. Ты ему позвони, а лучше зайди к нам после работы.
Ирина слушала и ей казалось, что все это отклики какого-то далекого безвозвратного прошлого, размытые очертания сна, который хочется забыть. Ей было жаль Сергея и Альбину Михайловну, но что она может для них сделать – они сами выбрали свою судьбу.
- Нет. Извините, но зайти ни сегодня, ни завтра я не смогу. А позвонить постараюсь. – ответила девушка и повесила трубку.
 
Как и обещала, она тут же набрала номер Сережи. Тот без всяких приветствий грубо выкрикнул:
- Что посмеяться надо мной хочешь? Или пожалеть? Не надо меня жалеть!
- Здравствуй, Сережа! Твоя мама мне позвонила…
- Опять мама. Что она лезет! Всю жизнь мне сломала своими советами и нравоучениями.
- Вижу я зря позвонила. Прощай. – Ира отключила телефон. На душе было противно, перед глазами всплыла картина того сентябрьского вечера, когда Сергей в компании друзей вывалился из ресторана и от его пустого пьяного взгляда девушку обдало холодом и разочарованием. Прошлого не вернуть. Каждый выбирает свой путь.
 
Еще через час позвонил Олег:
- Ты… Вы, сегодня такая красивая. В этом платье… на ветру… и солнце в волосах – запинаясь сказал он – Можно на - ты? И можно, я Вас встречу сегодня после работы.
- Конечно можно на – ты. И мне будет очень приятно, если ты меня встретишь!
 
Вечером Олег с букетом белых роз встретил Ирину, и они уехали вместе, а коллеги, наблюдавшие за ней в окно, мысленно пожелали ей удачи и большого счастья, ведь она его заслужила.