Человек который не давал сигарет

Сергей Понимаш
 — Давай выберем этих.

 — Они красивые, но может, давай посмотрим ещё, всё-таки весь рынок в нашем распоряжении.

 — Нет, я хочу этих. Мы разместим их во дворе.

 — Да верно – улыбнулась девушка — и придумаем им какие-нибудь глупые имена.

Виолетта и Алексей выбрали щенков, и молча, отправились домой, довольные своей покупкой. Алексею было 15 лет, в то время как Виолетте едва исполнилось 10. Как брат и сестра они хорошо ладили друг с другом, и очень редко ругались. Вместе они потратили на щенков все свои отложенные деньги и теперь шли пешком. Путь предстоял не близкий, а на улице стояла адская жара, но их это не пугало. Солнце обжигало тела детей, но вместе было идти достаточно весело. Алексей ничего не говорил своей сестре и лишь изредка смотрел на прохожих по пути домой. Прошло немного времени, прежде чем Алексей вспомнил, что забыл купить сигареты.

 — Да ведь у тебя уже и денег не осталось.

 — Это так, мы потратили все наши деньги на щенков – Алексей начал курить недавно и пока ему хватал одной пачки на два дня – Но может быть найдётся человек, который даст мне одну сигарету, к примеру, вот тот старик, сидящий на лавочке.

 — Можешь подойти к нему только знай, я это не одобряю.

Алексей улыбнулся но ничего не сказал, он знал что его сестра была против того что он курит, он сам был не в восторге от этой привычки, но все его одноклассник курили поэтому он не хотел выделяться, и решил что бросит курить тогда когда закончит школу.

Старик сидел совсем один и курил сигарету, когда к нему подошёл Алексей.

 — Здравствуйте, не будет ли у вас лишней сигаретки?

 — Будет молодой человек – сказал старик, даже не заглядывая в пачку – Если скажите мне, зачем она вам нужна.

Ответ последовал незамедлительно – Чтобы закурить — сказал Алексей.

 — Нет, молодой человек так отвечают все, я хочу узнать, зачем вы курите.

 — Потому что все курят.

 — Я не дам вам сигарету, потому что вы не знаете, зачем она вам нужна. — Старик отвернулся, и Алексей подошёл обратно к сестре и вместе со щенками они пошли домой. Алексей навсегда запомнил лицо старика, оно было гладкое, волосы у него были рыжие, и спадали тонкими прядями на глаза. Старик жил в доме и выходил каждый час на лавочку, чтобы покурить вплоть до часу ночи и никогда не давал сигарет. Однажды к нему подошёл парень и попросил сигарету, на что он спросил: «А зачем вам сигарета?».

 — Чтоб жизнь мёдом не казалась?

 — Я спросил серьёзный вопрос и хочу получить ответ.

 — Я уже давно курю, и просто не могу отказаться от этой зависимости.

 — Я не дам вам сигарету, потому что мне хочется помочь вам. Я не хочу, что бы вы умерли от рака.

 — Но я всё равно попрошу её у кого-нибудь другого или куплю пачку как найду деньги.

 — Ну, значит, мой труд прошёл зря, но всё равно я не собираюсь способствовать вашей смерти.

 — А сами-то вы зачем курите?

 — А это уже не ваше дело, я у вас сигарет не прошу.

Разговор закончился старик так и остался сидеть на лавочке, а мужчина ушёл и больше они не встречались.

 — Почему ты не даёшь им сигарет? – спросил жена старика.

 — Они не отвечают на мой вопрос. Они не знают, зачем они курят. Почему я должен давать им сигарет.

 — А почему другие люди делятся сигаретами?

 — Вот именно, они просто дают сигареты, не задумываясь о том, что они убивают людей. Болезнь не жалеет не хороших не плохих не малых не старых.

 — Но ведь ты сам куришь.

 — Да мне уже не помочь, но я могу дать другим людям шанс не убивать себя этой отравой.

 — Ничего ты не можешь, неужели ты настолько жадный, что не можешь поделиться одной сигаретой, у тебя же их не так часто просят.

 — Во-первых, их просят гораздо чаще, чем ты думаешь, а во-вторых, не жадный, а принципиальный.

 — Когда-нибудь у тебя будут проблемы из-за твоей принципиальности.

 — Какие ещё проблемы, я старый больной человек. Никто меня не тронет. Кроме смерти которая не щадит никого. Но я надеюсь, у меня осталось ещё немного времени.

 — И я надеюсь, что ты не потерял последние мозги, пряча свои любимые сигареты. Завтра тебя могут убить из-за сигареты, принципиально.

 — Тогда и поговорим.

 — Тогда, к сожалению, будет уже поздно. – Жена знала что никак не переубедит мужа, но всё равно пыталась доказать ему что он не прав.

Одним тёплым весенним вечером, к старику, сидящему как всегда на лавочке, подошла девушка и попросила сигарету. Старик не был удивлён и, посмотрев на девушку, сказал: «Хорошо я дам вам сигарету, если вы пообещаете мне, что это будет последняя сигарета в вашей жизни».

 — Но я не могу вам этого обещать, я курю достаточно часто и уже довольно давно.

 — Ну тогда вы не получите от меня сигарету. Мне надо объяснять?

 — Да, пожалуйста.

 — Потому что вы не задумываетесь, какой вред вы себе причиняете, потому что вы подаёте дурной пример другим людям, потому что не видите этого сами. Со мной уже всё кончено, но вы можете всё изменить, стоит только перестать курить. Разве я вам не дал пищу для размышлений. Можете не благодарить.

 — Знаете то, что вы мне сказали, я итак знала сама. Не нужно быть очень умной, чтобы догадаться, что сигареты причиняют вред, это написано на любой пачке. К тому же не надо тут меня учить, что плохо, а что хорошо, когда у самого что называется бревно в глазу.

 — Повторяю сигарет, вы от меня не получите.

 — Тогда прощайте, попрошу их у кого-нибудь другого.

 — До свидания – сказал старик и затянулся последний раз, после чего выкинул сигарету в урну.

На следующий день старик опять сидел на лавочке и снова увидел эту девушку. Она шла, улыбаясь, и в руке у неё была сигарета.

 — Вы будете удивлены, но меня угостили сигаретой и никто не давал мне нравоучений.

 — Да так и делают большинство людей на этой планете.

 — Хотите знать из-за чего, по-моему, вы не даёте сигарет.

 — Нет мне это не интересно.

 — Но я все, же скажу, раз пришла сюда, мне кажется вы просто упрямый маразматик. Вы берёте ношу, которая вам не под силу – девушка затянулась – Пытаетесь сказать людям, что сигареты это плохо хотя сам курите. Вы, наверное, никогда не поймёте тех людей, которые дают сигарет, но они в отличие от вас не давят людям на мозг, забивая его своими идеями о курении.

— Вы всё сказали? Если да то теперь скажу я. Я считаю, вас, лишь подобием на нормального человека. Я за всю свою жизнь ни разу не просил, ни у кого сигарет, вот что значит принцип, я не уподобляюсь тупому стадному инстинкту, который делает из людей зомби. Я стараюсь дать людям понять, что прежде чем закурить нужно, спросить себя зачем. А что делаете вы, просто стреляете сигареты. И вас много а таких как я единицы, потому что нам не так просто как большинству людей, ведь дать легче чем отказать в чём-то, потому что тогда человек начинает относиться к тебе, по-другому сам не понимая что ты стараешься для него же. Я проводник в другую жизнь, если хотите, может быть не сегодня, а завтра, я не дам кому-то сигарету, человек вовремя не закурит, желание пропадёт, и он бросит курить. Я стараюсь для людей и ничего не делаю просто так. Всё объяснимо и всё можно исправить. Надеюсь, у вас не осталось ко мне других вопросов. Видимо нет. Я понимаю, что вам я уже помочь не смогу, но прошу лишь об услуге, если у вас будут просить сигарет, пожалуйста, не давайте, может, вы сможете изменить чью-то жизнь.