Будетлянин. Отрывок из эссе

Юрий Юровский
            У меня появилась возможность познакомиться с творчеством В. Хлебникова, после того как мне подарили солидный фолиант его сочинений. Называется он «Творения» (Издание: Москва, Советский писатель, 1986г. – 736с.). Вводная статья к книге написанная В. Поляковым, начинается так: «Неповторимость и странность Велимира Хлебникова сделала его легендой в истории поэзии XX века. Писать о Хлебникове только как поэте или даже поэте для поэтов, говоря словами Маяковского «о поэте для производителя» было бы крайне односторонне, а скорее всего просто ошибочно.

           Хлебников, прежде всего реформатор, искатель новых путей в лирике, в эпосе, прозе и драматургии. Многосторонность его литературной одаренности не укладывается в пределы предвзятых теорий, не ограничивается рамками футуризма. Одержимость его творчества неотделима от его творческих и идейных исканий». Добавлю, что, кроме В.Маяковского,  Хлебников оказал сильное влияние на таких крупных русских поэтов и писателей как, Н. Асеев, А. Платонов, Б. Пастернак и др. Сам при этом как бы оставаясь в тени.

          Если Вас заинтересовало такое вступление, то вполне возможно Вам захочется прочитать его «Творения». Хотя предупреждаю заранее: читать его очень трудно. Он сложен и оригинален во всем: и в плане лексики, и в плане изложения, и в плане содержания. Однако, для истинных ценителей русской поэзии, знание, или хотя бы представление о таком феномене, на мой взгляд, необходимо.

           В доказательство приведу слова Маяковского, который был весьма скуп на похвалы коллегам по перу: «Во имя сохранения правильной литературной перспективы считаю долгом черным по белому напечатать от своего имени, и не сомневаюсь от имени моих друзей, поэтов Асеева, Бурлюка, Крученых, Каменского, Пастернака, что считали его и считаем одним из наших поэтических учителей и великолепнейшим и честнейшим рыцарем в нашей поэтической борьбе». Известно так же, что Маяковский называл Хлебникова своим учителем.

           К написанному выше, хотелось бы добавить краткие сведения о биографии поэта. Настоящее его имя Виктор Владимирович Хлебников. Родился он в Калмыкии в 1885г. Отец его ученый орнитолог и смотритель одного из улусов. Мать по образованию историк. Семья часто переезжает с мета на место: Калмыкия, Волынская губерния, Самара, Казань. В Казани Хлебников оканчивает гимназию и в 1903 году поступает в местный университет. Но уже в ноябре его арестовывают, за участие в студенческой демонстрации и он три месяца проводит в тюрьме. Далее участие в орнитологических экспедициях и несколько научных статей. В 1908г увлекается поэзией, под влиянием Вячеслава Иванова. И в этом же году поступает на третий курс естественного отделения Санкт Петербургского университета.

           В Петербурге ведет богемную жизнь. Знакомится с Н. Гумилевым, А.Н. Толстым, М. Кузьминым. Меняет свое имя Виктор на Велимир (большой мир). Как и его собратья, футуристы участвует в эпатаже публики («Общество председателей Земного Шара», манифест «Пощечина общественному мнению»). Скандальные выходки футуристов будоражили Петербург и Москву.

           С началом мировой войны они стали раздражать власти. Футуристов стали забирать в армию. Хлебников, спасаясь от призыва, сначала в царскую, а затем в деникинскую армию несколько месяцев проводит в психиатрической больнице. После революции сближается с художниками-футуристами Филоновым, Малевичем. Бесцельно скитается по разным городам.

           Наконец истощенного от голода его родственники увозят из Москвы в Новгородскую губернию. Там его настигает лихорадка, полное истощение и паралич. Наконец 28 июня 1922 года он умирает. Прожив всего 37 лет. Не правда ли мистическая цифра, если вспомнить Пушкина.

           Его хоронят на сельском погосте в деревне Ручьи. А в 1960 году прах переносят на Новодевичье кладбище в Москву. О переносе праха поэта на престижное Новодевичье кладбище я ничего не знал. Между тем это было знаковое событие для того времени. Его можно расценивать как общественное признание. Ибо хоронили там только выдающихся людей.

           Эту могилу я увидел случайно. У меня на ботинке развязался шнурок. Пришлось наклониться и заглянуть за живую оградку из подстриженного буксуса. За оградкой мне отрылась не видная с дорожки низкая могильная плита. На плите я увидел изображение скифской бабы, как на курганах, только не стоящую, а лежащую. И надпись Велимир Хлебников. Так случай привел меня к месту последнего упокоения поэта. Не развяжись шнурок, никогда бы не увидел его могилу.

           Оригинально оценил Хлебникова Осип Мандельштам: «Подобно Блоку, Хлебников мыслил язык как государство, но отнюдь не в пространстве, не географически, а во времени. Хлебников не знает, что такое современник. Он гражданин всей истории, всей системы языка и поэзии. Какой-то идиотический Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе - железнодорожный мост или «Слово о полку Игореве».

            Поэзия Хлебникова идиотична - в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова. Современники не могли и не могут ему простить отсутствия у него всякого намёка на аффект своей эпохи». В заключение отмечу, что высшую оценку Хлебникову дал Роман Якобсон: «Был он, коротко говоря, наибольшим мировым поэтом нынешнего века…».


Ноябрь 2015г.
Симферополь.