Медленные поступки и слова внушают уважение. За ними сила и основательность.
За ними – глубина памяти…
***
Неандертальцы страшные, якобы… Враньё! Милейшие люди. Благороднейшие. Как-то в парке ночью один такой неандерталец со «зверской» рожей спас меня от подленькой стайки отмороженных, прыщавых, симпатичнейших юнцов-кроманьонцев с ножичками в тоненьких ручках…
***
…додумались, наконец, «мудрецы» – «Неандерталец это снежный человек».
Чушь какая!
Ну да, снежный человек, скорее всего, также действует в параллельном измерении, но он волосат, диковат, грубоват... а неандерталец не груб, он не снежный, он –
«Нежный человек».
***
…откопали новое чудище – «Пидорище Поганое».
Многоликое, червеобразное, беленькое, кроманьонское…
Культурное приобретение для музея 21 века, для кунсткамеры новых идолищ плюрализма. Чудище покоится в большой банке со спиртом, а наклейка гласит:
«Бесполезное ископаемое»…
***
«…бескорыстная подлость людская…»
***
Русские – деревянные люди. Дома деревянные. Это Лес.
Горцы – каменные люди. Дома из камня. Это Горы.
Человек идеальный – огненная стихия.
Не довели человека до огня, любви… вот и нетути идеальных.
***
«…как на зуб проверяют золотую монету,
Ночь прикусывает молодую планету…»
***
Арочные своды… кто-то вообразил, что их придумали чуть ли не Хетты… или Египтяне… или Греки…
Неандертальцы это придумали.
Что они делали? Делали самое простое и надёжное: накрепко вкапывали ноги мамонтов (кости их ног, разумеется) в землю. И это были надёжные остовы жилищ. А самый верх перекрывали бивнями тех же мамонтов, и таким образом возводили прочнейшую «арочную» крышу, с которой благополучно стекала вода, талый снег…
Говорят, кое-где в России (на Рязанщине, к примеру) находят остатки подобных жилищ… и, говорят, если утеплить, можно там жить ещё сотни лет…
Вот такие они, Неандертальцы!
***
«…в какой цивилизации другой
Размах найдешь такой и стиль такой? –
Громадна, горяча, как баба, домна,
Разверстый пах печи ярит полунагой,
Громадный кочегар с огромной кочергой,
И всё вокруг так страстно и огромно! –
Штыри и дыры, раструбы, огни...
Ты только отстранись и загляни
Из вечности в музей времён угарный:
Средь архаичных капищ, мёртвых трасс
Советский эпос источает страсть,
Как звероящер, вечно авангардный!»
(Из опусов В. «Эсэсээрос»)
***
…и вот что заметили учёные-антропологи разных стран: в племенах древних охотников и собирателей (раковин, грибов, ягод) практически отсутствовала социальная иерархия, то есть – подавление слабого сильным. Власть, престиж, имидж, прочие глупости для них ничего не стоили. Имело значение другое: жить на этой земле сообща (общинно, соборно), заботиться друг о друге, помогать друг другу – высшая ценность, высшая благодарность! Это была, если угодно, Идеология Неандертальца – всеобщее благо. Да, каждый охотник или рыболов жили вроде как наособицу, каждый занимался своей личной добычей и пропитанием своей семьи, но для того, чтобы обмениваться добытым, нужна была именно общность, чувство плеча соседа, товарища. А для того, чтобы сбывать товар, нужны пункты сдачи, обмена товара на золото, деньги… пусть даже названия у этих пунктов сдачи были диковинные – претории. А всё это, всю эту систему в одиночку создать невозможно.
Потом, в земледельческих обществах современности, в эпоху голоцена (и до нашей эры, и в нашей эре, кое-где – даже до сегодняшних дней!) эта морально-нравственная ценность также сохранилась… и сохранялась очень, очень долго… сохранялась в общинных устройствах жизни. Община – прообраз общества. Нравственный. Он и в рабочем классе долго ещё сохранялся, я это хорошо помню…
***
Из элегии «О»
«...он в душ заходит церемонно,
Теперь он сутки выходной.
О, гигиена гегемона!
О, турникет у проходной!..»
***
Нелепа убегающая корова. Та самая «Колобихинская» корова, наверное. Коту, козе, собаке куда как пристойнее из дома убегать. А зачем корове? Волчья сыть, травяной мешок…
***
Аббревиатуры времён перестройки:
Не боюсь МВД,
КГБ и т.д,
Я с улыбкой брожу на лице
Вместе с мухой ЦЦ,
Пистолетом ТТ
И баллончиками ДДТ…
***
…признался он – и стал влюблён…
***
…женщина чувствует себя главной на земле. И все её чаянья, хлопоты, сплетни – главные. Она – исконное живоро¬дящее. А мужик при ней что-то стороннее. Мужик предмет жалости для путной земной женщины. Нечто со-¬путствующее. Как «сопутствующие товары», приложение к основному товару в магазинах.
Между собой женщины это хорошо понимают, и ценят в первую оче¬редь себя, свои мнения, вкусы… дружка дружку, нако¬нец! Но не мужчин. Женщина притворяется подругой, лю¬бовницей. Она даже не мать, она в первую очередь – рожаница. Т.е. нечто самодовлеющее, самодостаточное, как её собственное чрево. Мужчина же откуда-то сверху смотрит на женщину, и – презирает. Он не от мира сего. А она – от мира. Она жалеет. Он презирает.
И – призревает...
Вот они, двое: кроманьонцы и неандертальцы…
***
«Бабы делают бабло.
Остальное всё фуфло.
Остальное прах и тлен.
Даже Сердце. Даже Член...»
***
…с милой рай и в раю…
***
Русский ключ ко всем замкам – топор. Это и просвещенный Родион Раскольников понял. Понял, правда, куда позже тёмных «ёжиков» с большой дороги.
***
Манилов – тайный свет Гоголя. Для маниловых пришёл Спаситель, они одни по-настоящему видели Мечту, Свет. Манилов мечтал, что за дружбу «генералов давать» будут самым верным друзьям. Выше и чище такой мечты, такого максимума, не было в русской, да и во всей мировой литературе. Ну, что ещё-то вызвышеннее можно намечтать в этом низменном мире? Да ничего!
Но, опять-таки, – хищники не поняли. А теперь даже подчёркивают, что именно у Манилова было больше всего мёртвых душ. Но он (единственный) не продал, а просто подарил их Чичикову, сам оформил купчую...
Да, при изобилии любви и мечты – больше смерти. «Там, где любовь, там всегда проливается кровь…» – так, кажется?
Но – «Оставьте мёртвых…». Главное – свет. Даже тайный…
***
…рассказ, построенный на тонких дисонансах: китаец рисует на рыночной самоделке не китайские, а европейские узоры. Европеец носит восточные одежды…
На «Мерседесе» вместо фирменного значка – дракон, и т.д. Возникает безотчётная тревога – что это, слияние культур? Броунова тусовка цивилизаций?..
***
Начинающие пишут, как правило, сложно и коряво. Так древние люди сперва раскаляли камни на огне, а потом бросали их в котёл, чтобы закипела вода. Опыт упростил «процесс». С годами стали подвешивать котёл над огнём…
Казалось бы, чего уж проще? Как этого сразу было не понять?
А вот, понадобились тонны лет!..
***
Самодеформация мира…
У писателей и художников это не редкость. С годами художник начинает видеть мир не таким, каков он был и есть, в своей первозданности, но всё чаще через призму образов, им же самим нагромождённых за долгую творческую жизнь. И он уже не может создать ничего свежего, сумма технологий, наработанная за годы, ведёт по проторенной дорожке, а в итоге разрастается масса образчиков. И он становится большим, заслуженным… а по сути – творческим нулём. Искусственное непоправимо отстаёт от природного.
***
«…слабеющие к творчеству позывы
И вялые фонтанчики мечты…
А родники пульсируют, чисты,
Ошеломлённо выпуклы и живы…»
(из опуса Великого «На пленэре»)
***
Но теперь ему кажется, что он Творец. По крайней мере, творец своего мира, который лучше созданного когда-то, Кем-то. Так, вероятно, думал Денница, взбунтовавшись против Бога.
А самодеформации мира художник уже не видит, незаметно выпав из творчества, из детства. Редкий поэт и художник несёт в себе детство до конца, но уж в этом случае он до конца непредсказуем, свеж, молод, ошеломителен. Таким был великий неандерталец, великан и ребёнок Хлебников.
***
«Был Адам одинок, как последний уд.
Но возможностей в чpеслах носил целый пуд.
Он засеял свой пуд,
Потучнел pайский сад –
Люд жиpеет,
Кишит, pаспложается ад:
Миллиаpды возможностей!
Столько же дам.
И пудов – миллиаpды.
И каждый – Адам!..»