Исповедь алкоголика

Владимир Цвиркун
– Сергей Васильевич, вы приходите ко мне уже в пятый раз.
– Если точно считать, Аполлон Маркович, то в седьмой.
–Так вот, вы приходите с просьбой уже в седьмой раз закодировать вас от алкогольной зависимости. Вы хорошо разбираетесь, на мой взгляд, в своём  диагнозе. Я бы сказал, красноречивее и доходчивее некоторых психологов убеждаете меня, а, главное, наверное, себя, что это будет в последний раз. У меня к вам, Сергей Васильевич, есть просьба, а, возможно, устный договор.
– Какой ещё договор или просьба?
– Я предлагаю вам изложить вашу исповедь алкоголика, а, вернее, записать её на магнитофон. А в виде гонорара я закодирую вас бесплатно. Идёт?
– Очень грамотно и доходчиво изложили вы, Аполлон Маркович, свою заинтересованность. Я согласен. По рукам.
– Я включаю. Говорите.
Сергей Васильевич аккуратно вынул из внутреннего кармана образ маленькой иконы «Неупиваемая Чаша» и поставил перед собой на стол: «Раз мне дозволено говорить, что я думаю, то для красного словца буду употреблять выражения, умозаключения, а, может, и силлогизмы, по своему усмотрению, какие на душу лягут.
Самая трудная на свете работа – пить водку. Проверено многократно, подтверждено вековой практикой. Ты имеешь дело не с отбойным молотком, не с шахтёрской лопатой в забое, не месишь вручную цементный раствор для строительства. Ты всего-навсего поднимаешь стограммовый стакан с водкой, но с каждой новой порцией нагрузка на тело такая, что на следующий день испытываешь ощущение, будто ты добыл и перелопатил несколько тонн скалистого двенадцатой категории трудности грунта.
Самый главный, а вернее, трудный день для профессионала (я заменю ваш термин «алкоголик» на «профессионал») – это утро после обильного возлияния. В этот момент не надо сильно суетиться. Надо помочь организму. Когда тебе и белый свет не мил, первая мысль, которая приходит в почти пустую голову, – «Лучше бы я не  просыпался. Как говорится, «загорелась душа от винного ковша».

По ходу монолога  я, как профессионал, буду давать начинающим любителям выпить некоторые кровью проверенные советы. Проснувшись, хорошо если это будет утро, а не ночь, сразу затолкайте перво-наперво и проглотите с большим количеством воды таблетку аспирина и две таблетки анальгина. Аспирин разжижает густую утреннюю кровь, и сердцу легче работать. А анальгин избавит от головной боли.

Пока таблетки доберутся до нужного места и начнут действовать, состояние организма ужасающее. Отдельно ничего не болит. Болит всё тело от пяток и до ушей. Ничего и никого на свете не существует, кроме одной путеводной мысли: «Как бы опохмелиться!» На её материализацию направлены буквально все оставшиеся в резерве силы. В этот момент вино с разумом не ладит. Действительно, не жаль вина – жаль ума.

Каждый запой в общих чертах похож на предыдущий. Однако в каждом отдельном случае много и комичного, и трагичного. Запой похож на медленное вхождение в бурную реку в жаркий день. Сначала хорошо и весело, а потом не можешь выбраться из этого водоворота. Хорошо, если у пьющего ещё, как говорится, не  сорвана резьба и есть внутренний предел, тормоз. Тогда внутренний голос, я думаю душа, говорит: «Хорош, больше нельзя, дальше – смерть!»

И вот начинаются ни с чем несравнимые мучения, тяжба. С одной стороны великое желание похмелиться, зная хорошо, что это начало пьянки, с другой – светлая мысль остановиться. В этот переломный момент напрочь лишаешься сна. А если вдруг заснёшь, то непременно приходит «белуга». Я сам несколько раз в состоянии белой горячки вставал в такие минуты ночью, открывал окно или форточку и звал к себе Луну, чтобы она посетила комнату. А ведь бывает, когда уходишь в полусонном виде и не знаешь куда. Я падал с горы – и не одной царапины, переплывал реку – и не утонул, лежал в мороз – и не замёрз. Но это, я думаю, исключение. Просто Господь в эти минуты шефствовал надо мной.

А как «радостно» в минуты похмелья, например, в три часа ночи, тебя встречают соседи, когда ты им сообщаешь благую весть, что не против похмелиться. В своём доме в холодильнике полно колбасы, но ни грамма спиртного. И когда не находишь ничего, пьёшь что под руку попадет. Когда пьешь, думай,  и хорошо думай, о завтрашнем дне.

С похмелья человек только внешне и отдаленно напоминает прежнего себя. Его психика, психология, поведение и поступки не предсказуемы, они, зачастую, граничат с преступлением. Приведу разговор двух профессионалов в состоянии похмелья. Один из них, конечно, я:
– Ты куда ползёшь, Серега?
– Не знаю куда, но надо. А в общем, куда глаза глядят.
– Башка трещит, спасу нет.
– Да, сейчас бы за бутылку пива полцарства бы отдал.
– Не говори. Я бы остальную половину тоже уступил бы.
– Пошарь по карманам, может, что-нибудь забыл со вчерашнего.
– Да, есть немного.

– И у меня мелочишка найдется. Позычил из копилки. Беги, продавщица только что прошмыгнула в магазин. Сколько не хватит, пусть запишет в черную тетрадь. Я отдам.

Через мгновение друг стрелой смотался в нужном направлении, мы стали обладателями целого для нас состояния – четвёрки водки. «Река начинается с ручейка, а пьянка – с рюмки», - поднимая по первой, сказали в унисон мы – самые «счастливые» люди на Земле.

Переспросил дюжину врачей, знающих людей, что происходит с организмом после большой дозы ранее выпитой водки. Только один человек ветврач доходчиво рассказал,  отчего так болит голова с похмелья. Оказывается, в несколько секунд выпитое спиртное достигает кончиков ногтей. В этот момент спирт начинает блокировать поступление в мозг витамина Б-1. Его нехватка, а затем и отсутствие, порождает сильные головные боли. Чтобы снять синдром похмелья, надо ввести в организм уколом витамин Б-1, не жалея ампул. Здесь перебора не бывает.

Очень хорошо знал одного человека, он был моим старшим другом, который  никогда не был инициатором похмелья. Пил он почти каждый день. Организм его был так устроен, что за ночь перемалывал весь спирт, выпитый днём и вечером. У него, кстати, никогда не болела голова. Но это скорее исключение из правил. Он тоже умер от водки. Забыл в сильный мороз затопить печку. Холод убаюкал его, и он больше не проснулся.

Много думал о русском человеке, о его характере, натуре, привычках. Столько за присест не выпьет ни один мужик-иностранец. Соревновался я  несколько раз. Нам они и в подмётки не годятся. Русский человек пьёт стаканами, бьёт кулаком. У него всегда не хватает копейки до рубля и минуты до часа. Он всегда спешит и часто опаздывает.

Зачатки многих болезней в человеке присутствуют постоянно. А на ослабленный водкой организм вредные бациллы накидываются с особым удовольствием, аппетитом и азартом. Туберкулёз и рак для многих – основной диагноз. Скольких бедолаг я похоронил, счёту нету. Откуда такая напасть на русского мужика, трудно объяснить. Все списывают на особенность русской души – нелепо. Но запой до сих пор остаётся национальным русским обычаем, болезнью.

Все пьющие делятся на две большие группы:  пьяниц и, как вы говорите,  алкоголиков. Пьяницы пьют каждый день, но немного, не до свинячьего визга. Они, как итальянцы или французы, употребляют вино, между прочим, трижды в день. Русский пьяница чаще, но контролирует дозу. Он поддерживает свой организм в средней степени эйфории. Ему целый день хорошо, весело, комфортно. Он, как бы целый день находится при деле. К другим относится ровно, приветливо, всегда готов прийти на помощь, хороший собеседник по случаю.

Другой коленкор алкоголики. Они пьют столько, сколько душа вынесет. Да частенько спорят меж собой, кто больше возьмёт на грудь. Запои у каждого продолжаются по-разному. Но зато обязательно они берут отпуск.

Называется он мёртвый сезон. Большей частью такие люди потом начинают навёрстывать упущенное в делах. Этот народ, как говорится, в такое время будто подменяют. Они не разговорчивы, раздражительны. Ищут минуту на ком сорвать зло. Держатся с таким достоинством и самомнением, что на срамной козе уже не подъедешь.

Алкоголики, когда у них наступает пост, начинают искать недостатки в других, показывать, что они умнее ближнего. Они меняются в этот период на сто восемьдесят градусов.

Особо отмечу, что у тех, кто бросает пить, – нелегкая судьба. Одни уходят в наркоманы, другие без меры пьют кофе. А часть, кто держится годами и даже десятилетиями, вдруг срываются. По большей части жадность к водке в таких случаях безмерна. Они сгорают от спиртного в считанные месяцы.

Человеком руководит мозг, а деятельность мозга корректируют гены. А кто правит первым и вторым? Думаю, судьба. А над всем этим, конечно, Господь Бог. Так вот, Аполлон Маркович, беря со стола образ иконы «Неупиваемая Чаша», я решил, что кодироваться больше не буду. Постараюсь сам, силой своей воли, сознанием своего духа завязать навсегда с этой, ох, и нелёгкой работой. Подамся на пенсию. Правильно говорил А.Чехов: «Человек доходит до убеждения только через свой опыт и страдания». Опыта у меня хоть отбавляй, страданий – выше крыши. Пойду я. До  свидания».