Династия. Часть 6. Лесотехнический институт

Вадим Гарин
Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2017/08/14/1948

Биографические очерки династии лесоводов Капперов. Воронеж 2017г.
 
На коллаже: Фото 1 – Воронежский лесотехнический институт. Архитектор А.В.Миронов. Фото 1952 г.  из архива. Опубликовано в интернете. Фото 2 – панорама ВЛТИ. Фото из архива Воронежской государственной лесотехнической Академии. 2004 г. Фото 3 – первоначальный проект института. Из архива ВЛТИ. Опубликовано в интернете. Фото 4 – первый директор института А.В. Тюрин. Фото из архива ВГЛТА. Фото 5 – архитектор А.В. Миронов. Фото из интернета. Фото 6 – профессор О.Г. Каппер  в рабочем кабинете на кафедре лесоводства. Фото из семейного архива. Предположительно 1962 г.

Глава 4.5. Организация лесотехнического института в г. Воронеже.

                К 1930 году лесной факультет сельскохозяйственного института вырос настолько, что возникла необходимость создания самостоятельного лесного ВУЗа. Впоследствии на страницах лесной печати старейший из профессоров, мой дедушка  О.Г. Каппер справедливо указал, что, если бы в Воронеже не было лесного института, его немедленно следовало бы открыть для освоения ценнейшего опыта отечественной лесной науки и практики. И такой институт был создан.
 
                Одновременно у руководства СХИ и города сложилось мнение, что на базе сельскохозяйственного института необходимо создать не только лесной, но и химико-технологический институт (коллоидной химии), землеустроительный институт и институт механизации и машиноиспытательной станции.
                Решение о реорганизации произошло 23 июля 1930 г.  Именно эта дата является официальной в рождении Лесотехнического института.

                Лесотехнический и Химико-технологический университеты функционируют и поныне, а остальные специальности впоследствии вернулись обратно в СХИ.

                Воронежский лесотехнический институт возглавил учёный лесовод А.В. Тюрин. Одновременно его избрали депутатом городского совета. Его фото на коллаже №4.
                С 1936 по 1937 год по совместительству Тюрин занимает должность главного лесничего Главлесоохраны при СНК СССР.
                В военный 1943 г. Тюрин отправился с институтом в эвакуацию и по завершению  учебного года по приглашению перешёл в ВНИИ лесного хозяйства г. Пушкино Московской области, где работал до выхода на пенсию. Тюрин пользовался широким признанием лесоводов. Ему принадлежит более 150 научных работ, учебник для лесотехнических вузов «Таксация леса».
                Кроме официальной информации добавлю свои личные впечатления о встречах с Александром Владимировичем.

                Не могу сказать, что хорошо знал Тюрина, но встречался с ним у нас в доме, когда он приезжал к дедушке в гости. Они дружили. Их связывала совместная работа и трудное время эвакуации. Они вели долгие неторопливые беседы за столом далеко «заполночь», а я, примостившись на диване, с интересом слушал. Жалко, что не записывал.
                Тюрин был отличным собеседником, приятным и интеллигентным человеком, обладавшим высокой эрудицией  и внутренней культурой.
                В 1963 году институт отмечал семидесятипятилетие профессора О.Г. Каппера. За выдающиеся заслуги в научной и педагогической деятельности и в связи с памятной датой, дедушку наградили орденом Ленина.
                Но у меня эта дата связана в памяти не столько проводимыми торжествами, а в большей степени с приездом А.В. Тюрина. Он привёз в подарок дедушке два удобных плетёных кресла из лозы с таким же столиком, на которых мы все с удовольствием отдыхали на веранде, любуясь нашим садом и с благодарностью вспоминали Александра Владимировича.

                С момента создания лесной институт переименовывался много раз. Лесотехническим он назывался с 1932 г. по 1935 г. Затем лесохозяйственным.  В 1936-1937 годах - лесокультурным, в 1938-1956 годах – опять лесохозяйственным, а в 1956-1993 годах вернулось первоначальное название: лесотехнический, который автор этой работы и окончил в 1967 г.
                В 1993 году –  институт переименован в лесотехническую академию. Сейчас это Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова  (ВГЛУ им. Г.Ф. Морозова с 2014 г).

                С конца 1930-х годов началось строительство зданий.  Для комплекса лесотехнического института выделили северную часть городка сельскохозяйственного института.  Территория ЛТИ расположилась вдоль улиц Тимирязева и Ломоносова. Главный корпус института окружён лесными массивами, опытными полями и садами СХИ (фото № 2 на коллаже. За лесом виднеется Воронежское море).

                Генеральный план развития зоны комплекса Воронежского лесотехнического института и главного корпуса выполнил видный воронежский архитектор А.В. Миронов (1902-1980 гг.). Его портрет на коллаже № 5. Именно его работы создали неповторимый облик Воронежа.
Им же в 1933-39 г. разработан первый советский градостроительный проект развития областного центра – схему распределения территории города Воронежа, ставшую основной для составления проекта «Большого Воронежа» – генерального плана города. В них были определены и научно обоснованы глобальные архитектурно-планировочные проблемы: развитие города, создание водохранилища «Воронежское море», реконструкция основных магистралей и создание архитектурных ансамблей. Работая главным архитектором треста «Облпроект», начальником и творческим руководителем архитектурной мастерской при Управлении главного архитектора (1945-1951 г.) выполнено более двухсот проектов восстановления разрушенных зданий и проектов застройки новых районов. 
                В 1952 г. под руководством Миронова оканчивается строительство главного корпуса учебного здания института, а в 1956 г завершается строительство всего комплекса в стиле классицизма 1930-1950 годов, состоявший из учебного здания, двух студенческих общежитий, а также трех жилых домов.

                На крыше портика по проекту должна была быть башня со шпилем (фото № 3), которую убрали в свете решений борьбы с архитектурными излишествами во времена Н.С. Хрущёва.  А вместо неё установили конструкцию в виде цилиндра с круглыми оконцами по верхнему поясу, портящую архитектурный вид здания (фото №1),   Местные жители и сотрудники института тут же окрестили её «бочкой». Она служила поводом многочисленных насмешек: чаще всего шутили, что там располагается персональная баня для ректора института, где он парится со студентками лесохозяйственного факультета!
                Однако это сооружение было необходимо для системы отопления здания главного корпуса. В первоначальном проекте оборудование было спрятано в башне со шпилем.

                Воронеж – город двадцати девяти высших учебных заведений  и три из них проектировал и построил Миронов (медицинский, педагогический и лесотехнический). Благодарные воронежцы в его честь назвали улицу в северном микрорайоне города
               
                Важным событием 1952-1953 гг. явилась закладка институтского дендропарка, который был размещен напротив главного учебного корпуса площадью 3,5 га.  Активное участие в его создании приняли профессора Е.Н. Науменко и О.Г. Каппер.

                Организация самостоятельного института позволила значительно увеличить подготовку специалистов лесного хозяйства. Уже в первые годы существования вуза прием в институт увеличился с 50 до 125 человек. В 1930 году в вузе обучались по дневной форме 500, а на заочном отделении  800 студентов. Около года вуз находился в ведении Союзлеспрома ВСНХ. Располагаясь вне зоны основных лесозаготовок, институт спустя год передается Главному управлению по лесному хозяйству. В связи с расширением лесокультурной зоны в европейской части России и приданием ей водоохранного статуса Воронежский институт в 1936 году был переведен в ведение Главного управления лесоохраны при СНК СССР. Лесной факультет выпускал ученых-лесоводов широкой квалификации.

                В ВУЗе готовились специалисты по лесоэксплуатации, лесным культурам, лесоустройству, лесным мелиорациям.
Но уже в 1938 году стало очевидным необходимость слияние этих специальностей и с этого года в институте была представлена только одна специальность - лесохозяйственная. Окончившие институт стали получать звание инженера лесного хозяйства, а в основу обучения был положен пятилетний учебный план, который действовал до начала Великой Отечественной войны. В 1934 году институту в числе первых вузов в стране было предоставлено право защиты кандидатских и докторских диссертаций.
В период с 1934 по 1941 года степень кандидата и доктора наук получили 17 научных работников Воронежского лесохозяйственного института.

                С момента организации лесного отделения О.Г. Каппер работал заведующим кафедрой дендрологии, а с 1930 г.– профессором и заведующим кафедрой лесоводства и дендрологии. С 1941г, когда кафедра общего лесоводства стала самостоятельной, профессор О.Г. Каппер до конца своих дней заведовал этой кафедрой. (Фото №6 на коллаже).

                В 1930г. О.Г. Каппер избирается депутатом Горсовета с последующими переизбраниями до 1952 г.  С 1930г. он учёный секретарь ВЛТИ, а в 1936 г. Оскар Густавович назначается заместителем директора института по учебной и научной работе. 
                Кроме учебной работы он не прекращал заниматься лесной  наукой.
   
                Руководит работами по исследованию лесных полос Каменной степи. Материалы исследований были опубликованы и представлены  на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку и отмечена дипломом III степени.

                Всё это время он продолжает изучать вегетативное размножение древесных и кустарниковых пород. Разрабатывает положение об организации лесосеменных хозяйств в лесах СССР, которое принимается Министерством лесного хозяйства.

                Выходит в свет его научная работа «Репродуктивная способность сосновых насаждений». В 1931 г. им опубликованы «Сбор семян и типы леса» и «Об организации в ЦЧО семенного хозяйства на сосну», а в 1946 г.– «Изучение экотипов древесных пород». Они были посвящены экотипам и плодоношению древесных пород, определению форм и задач лесосеменных хозяйств. Особое внимание О.Г. Каппер уделял отбору и разведению быстрорастущих высокопродуктивных древесных пород. Одним из первых он обратил внимание лесоводов на ценность и неприхотливость такой «сорной» древесной породы, как осина. Оскар Густавович изучал и другие древесные породы. Он опубликовал немало ценных статей о дубе, ели, буке, осине, рябине, ольхе белой, березе карельской. Многие годы он работал над рукописью «Экзоты ЦЧО», в которой обобщались результаты обширных исследований древесных пород этой зоны.
                Но главной работой, конечно, являлась рукопись книги «Лиственные породы», погибшая во время Великой отечественной войны.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/08/22/406