О сокровенном Пятикнижии и концепции Меркава

Игорь Медведев 3
В рукописных гомилетических произведениях каббалистов для христианского теоло
га открывается одно из фундаментальных понятий каббалистической рукописи,а именно:"Меркава"(Колесница)и именно с этой концепцией связано представ-
ление о Пятикнижии как о corpus symbolicum.По мнению авторов рукописных кабба
листических гомилий насчитывается около 600 тысяч образов Пятикнижия.Поэтому
книга "Зогар" содержит четыре метода истолкования заповедей Пятикнижия:тексто
логический,гомилетический,иносказательный и мистический."Меркава" является со
держанием фундаментального понятия этики Каббалы каким является "Девекут".
Под углом зрения "Девекут" императивность и диспозитивность заповедей Пятикни
жия представляется авторам рукописей как процесс востановления души в материа
ной оболочке тела.Между тем,в прагматичной версии каббалистической онтологии
имеется полный разрыв с этим понятием,которое тесно связано с арабоязычной
версией Мишны."Прагматики" Каббалы считали,что Бог не концентрируется в своем
Бытие в конкретном месте,а,наоборот,как-бы исчезает с него.Дело в том,что сог
ласно "прагматикам","исчезновение"(цимцум)как раз и означает предел действия
законов Мишны  во времени и пространстве.С учетом данного обстоятельства,по
иному определяется и место для всего того,что относится к законодательному
материалу вообще.Для каббалистических "прагматиков",бытие,как таковое,возможн
когда процесс "цимцум" имеет в качестве системообразующих элементов:случай
в качестве  дискретности и случайности в смысле поступательного развития. Поэ
тому приобретение денежными единицами счисляемых значений(вес,количество) слу
жит манифестацией "Бины" в смысле дискретности(мецах).Импульс для движения
получатся через желание(рацон).На эту особенность "Меркавы" указывет сама ее
структура.